Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

В.И.Пухальский. Каким он был, первый скульптор Северодонецка?

Лисхимстрой работал. Строился химкомбинат, строился и посёлок. Но какая-то грустная получалась стройка. Бараки со стенами из хвороста и камыша, обмазанные глиной, чуть позже двухэтажные коробки домов с рядами окошек, без каких-либо украшений и «архитектурных излишеств». Это не очень соответствовало творческому подъёму строителей посёлка и планам руководителя строительного треста Петра Филипповича Новикова. Маленький посёлок должен стать большим красивым городом. И он занялся поисками скульптора, способного украсить город.

Такого скульптора Пётр Филиппович нашёл в Сталино (Донецке) в конце 1949. года. Валентин Ильич Пухтальский после войны до 1946 года работал скульптором у главного архитектора г.Сталино. В 1946 году его пригласил на роботу директор донецкого архитектурного художественного ремесленного училища № 26 (АХРУ). Согласившись, Валентин Ильич активно участвовал в создании училища, работал преподавателем и мастером по лепке. Зарплату ему платили 25 рублей в час, в то время, как обычному преподавателю тогда платили 5 рублей в час. Даже художнику Тодорову, известному в Париже и многих странах за границей, платили всего лишь 15 рублей в час. Так высоко ценили работу скульптора, которого П.Ф.Новиков пригласил работать в Лисхимстрой. Ещё работая в Донецком АХРУ, Валентин Ильич сделал серию из 32 скульптур по «Катерине» Т. Г. Шевченко. В 1947 году в кинотеатре им. Т.Г.Шевченко, по ул. Артёма, была организована их выставка, прогремевшая на весь Советский союз. Тогда он был принят в союз художников СССР и 1 сентября 1949 года в Сталинское областное товарищество художников.

В Лисхимстрой Валентин Пухальский приехал не один, он привёз с собой выпускников практически всех отделений училища: скульпторов, художников, краснодеревщиков, специалистов с архитектурным уклоном. На территории силикатного завода в 1950 году для приехавших создали мастерскую, из которой и вышли все «архитектурные излишества» Северодонецка.

Работники этой мастерской, под руководством талантливого скульптора, украсили  лепными изделиями весь комплекс нынешнего клуба СЗС (включая внутреннюю отделку, фонтан и его окружение), фасады домов, строившихся в то время. Это и шишки, венчающие здания, и отделка пилястр, и карнизы, и фонтаны со скульптурными украшениями. Многие скульптуры для парка того времени были сделаны здесь же. Бюсты «вождей народа» Ленина и Сталина, герои войны, пионеры, футболист возле стадиона, наконец, классическая девушка с веслом.

Первый официальный бюст В.И.Ленина, установленный на перекрёстке ул. Ленина и ул. Первомайской выполнен руками Валентина Ильича Пухальского. У этого бюста проходили первые праздничные митинги. Здесь даже не было площади. Так, пятачок. Но и первого, и девятого мая, и седьмого ноября здесь собирались со знамёнами, лозунгами и плакатами лисхимстроевцы, заслушивали поздравления с праздником, отчёт руководителей о проделанной работе, планах на будущее, призывы на дальнейшее строительство родного города и химкомбината. Этот «пятачок» стал местом встречи друзей и свиданий влюблённых, а аллеи парка - местом прогулок и отдыха.

Работы Валентина Ильича органично вписались в жизнь Лисхимстроевцев. Да что там говорить, даже в Новогодний подарок детям посёлка порой входили скульптурки Деда Мороза из гипса. Они немножко пачкались, но всё равно было приятно.

Скульптор В.И. Пухальский был скромным человеком, влюблённым в свою работу. Когда он приехал с женой и зятем в Лисхимстрой «поработать» (дочь Светлана оставалась учиться в Донецком медицинском институте), руководство посёлка предложило ему занять любую квартиру в доме № 28 по ул. Ленина, который в то время сдавали. Валентин Ильич сказал, что приехал ненадолго, поэтому его вполне устроит двухкомнатная квартира... в которой он и прожил всю оставшуюся жизнь. Надо сказать, что в Донецке у него тогда оставался собственный дом и дом родителей.  Жизнь выдающегося скульптора складывалась не просто, он никогда ничего не просил, но его работы завоёвывали и ведущие места, и премии.

Родился Валентин Ильич ещё в позапрошлом веке 12 августа 1887 г. на Берестово-Богодуховском руднике около Юзовки (Сталино, Донецк) в семье горного инженера. Был первым из троих братьев и двух сестёр, поэтому, по действующему в то время закону, призыву в армию не подлежал. Родословная его восходила до революционеров Софьи Перовской и Дмитрия Пухальского, к последнему гетману Украины Кириллу Разумовскому. Он закончил Изюмское Реальное училище. Ещё в школе прекрасно рисовал, но не придавал этому особого значения, очень любил читать, особенно классиков: А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Смерть Льва Толстого в 1910 г. его так потрясла, что вызвала порыв творчества. Валентин Ильич слепил первую свою скульптуру – бюст Льва Толстого. Это потрясение стало позывом к учёбе в Высшем художественном училище при Академии Художеств в Петербурге. Учился в студии Гинцбурга и Беклемишева.

Ещё во время учёбы показал себя настолько талантливым скульптором, что его дипломная работа была удостоена второй государственной премии. После академии работал в Харькове в медицинском институте у известного профессора Воробьёва (бальзамировавшего В.И.Ленина) в мастерской наглядных пособий. В 1938 году под руководством В.И.Пухальского, при харьковском медицинском институте, был создан знаменитый анатомический музей, экспонатами которого студенты пользуются до сих пор.

В 1914 году к 100-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко вылепил скульптуру «Катерины» с ребёнком. На конкурсе эта полутораметровая скульптура заняла первое место, а скульптор получил государственную премию - 1000 рублей! Стоит напомнить, что в то время за 30 - 40 копеек можно было прилично пообедать в ресторане, а скажем, корова стоила порядка 7 рублей. После войны «Катерина» была выставлена в Киевском музее Т.Г.Шевченко, как скульптура неизвестного автора. В середине 60-х годов, будучи по делам в Киеве, В.И.Пухальский восстановил своё авторство этой работы.

Ещё одна его работа, выполненная в Харькове в 1915 г. «Григорий Сковорода» исчезла, и местонахождение её до сих пор неизвестно. В1930 г. Валентин Ильич перешёл работать в мастерскую наглядных пособий Сталинского (Донецкого) индустриального института. Здесь он сделал первую скульптуру размером больше человеческого роста. Это была  скульптура шахтёра с отбойным молотком. Тема шахтёров, людей труда, была близка ему с детства, ведь его отец – горный инженер. В это время скульптор создаёт целый ряд небольших по размерам скульптур рабочих-шахтёров старого Донбасса, которые позже подарил Лисичанскому музею. Скульптуры «саночник», «забойщик», «коногон», «грузчик» - наглядно показывают, как раньше работали шахтёры и этим сразу привлекают внимание посетителей музея.

Приехав в Лисхимстрой, он работал и в регионе и по области. Оформлял кинотеатр им. Сюсюры в Лисичанске, выполнил ряд скульптур для шахтёрского клуба в г.Золотом, его работы можно встретить по всему Донбассу. В Лисхимстрое он так же создал ряд фигур рабочих-строителей. Это «плотник-строитель», «строитель с «козой»», «каменщик», с характерными для того времени инструментами. Если инструмент плотника всем знаком и сейчас, то такой грузоподъёмный инструмент, как «коза» уже мало кому знаком. А ведь во времена отсутствия подъёмных кранов и наружных лифтов-подъёмников, «коза» - этот деревянный «рюкзак», была единственным средством подъёма строительных материалов на верхние этажи.

В свободное от лепки время Владимир Ильич Пухальский писал маслом на холсте. Это были в основном копии известных картин.

Валентин Ильич Пухальский был убеждённым вегетарианцем. С большой любовью, он относился ко всему живому. Убийство даже кровососа-комара для него было психологической проблемой. Жена, Александра Николаевна, добрая, отзывчивая женщина, готовила ему отдельно разнообразные вегетарианские блюда, была его любовью, музой. В любых ситуациях спокойный и уравновешенный, Валентин Ильич обладал удивительной памятью. Очень много читал, даже в последние дни жизни перечитывал А.П.Чехова, интересовался буквально всем, и мог ответить на любой вопрос. Ничего необъяснимого для него не существовало. Был бесконечно влюблён в свою профессию и этой любовью заражал окружающих. Так, под его влиянием, зять, Антон Васильевич, педагог, окончивший аспирантуру, пришёл работать в мастерскую на силикатном. При этой мастерской работал самодеятельный кружок начинающих скульпторов. Когда В.И.Пухальский вышел на пенсию, ему при мастерской выделили комнату, где он продолжал творить. Любимую работу талантливый скульптор не оставлял до конца своей жизни.

Валентин Ильич создал немало скульптурных портретов известных людей. Это скульптуры композитора Петра Ильича Чайковского, В.И.Ленина, брата Ленина – Александра, различные композиции фигур рабочих на баррикадах, много архитектурных оформлений зданий, фонтанов, театров. Нередко его идеи реализовывались другими скульпторами. Так знаменитый памятник тачанке Пухальский разработал и выставил на конкурс задолго до его реализации другим автором. Но, пожалуй, самое главное, что сделал этот выдающийся, талантливый скульптор - он сумел заразить желанием творить многих своих учеников. Создал целую плеяду творцов прекрасного.

Александр Зорик


Фото из архива автора

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2013.03.04 | Сергей
Кто знает,сколько могут стоить работы В.Пухальского?


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»