Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Городские автобусы в Северодонецке: война на уничтожение

Ситуация с пассажирскими перевозками городскими маршрутами общего пользования в Северодонецке если и не тянет на «отлично», но на «хорошо» – точно. Начнем с количественных показателей. Согласно данным имеющихся в отделе транспорта северодонецкого городского совета паспортов автобусных маршрутов  (далее – Паспортов), всего в рейс ежедневно должны выходить 117 автобусов, которые должны совершать (включая обратные) 1770 рейсов. Такой график должен обеспечить перевозку от 30 до 50 тыс. пассажиров в день.
Качественные показатели не хуже. Сетка 9 автобусных маршрутов так густа, что в городе вряд ли найдется дом, удаленный от ближайшей автобусной остановки дальше 100-150 метров. Второе преимущество – автобусы все-таки преимущественно новые, высокие, вместительностью по 19 пассажиров. И даже если все места заняты, то вероятность поездки, согнувшись в три погибели уже не так велика, как это было несколько лет назад. Что немаловажно, так это быстротечность поездки в городской северодонецкой маршрутке: время движения автобуса между конечными остановками составляет от 20 до 45 минут в зависимости от маршрута. А средняя поездка по времени займет 10-15 минут. Что касается тарифа, то он такой же, как и в большинстве других городов Луганской области (Стаханов, Алчевск, Ровеньки) – 2 грн. за одну поездку. В Луганске тариф равен 2,50 грн.
В целом, северодончане могут быть довольны качеством своего городского автобусного сообщения. К тому же довольно стабильного: ведь такая ситуация сохраняется здесь на протяжении по крайней мере 8 последних лет. А стабильность – это тоже преимущество.
Впрочем, проблемы тоже имеются. Первая, о которой в «Сегодня в Северодонецке» уже писали: о невозможности уехать от остановки «Околица» в центр после 19.00. А ведь согласно существующего расписания автобуса маршрута №5, он должен курсировать здесь до 21.10 с интервалом в 10 минут (расписание движения всех городских автобусов на сайте «Сегодня в Северодонецке»). Однако городская власть не может добиться от АТП-10920 соблюдения этого расписания. Другая проблема – движение городского транспорта по маршруту №2 – от остановки СТрУ по Гвардейскому проспекту ко второй проходной «Азота». Вместо 8 положенных по Паспорту автобусов перевозчик АТП-10920 выпускает на него только 4 машины (такая информация предоставлена редакции по телефону представителем предприятия). 20-минутный интервал движения для мобильного Северодонецка слишком велик, к тому же по 2-му маршруту и троллейбусы ездят не часто (а в выходные не ездят вовсе).
Но есть проблемы, которые вряд ли замечают пассажиры, но которые должны волновать власть. Например, это проблема «левых» автобусов на маршруте. Существует определенный порядок допуска машин для осуществления регулярных пассажирских перевозок, связанный с обеспечением безопасности (это, в том числе, подготовка водителей), и только установка на автобусе указателя с номером маршрута для этого недостаточна. Есть у власти претензии и к маршруту №102, автобусы которого частенько устраивают себе конечную остановку в районе АЗС «Северянка».
Вот такая в нашем городе парадоксальная ситуация: население городским автотранспортом в целом довольно, а власть – нет. Как дошли мы до жизни такой, и чем все это нам грозит – тема нашего очередного журналистского расследования.

Явление северодонецкому народу Александра Романовского
Свое расследование мы начнем с лета 2009 года, когда у предприятия ОАО «Северодонецкое АТП-10920» появился новый директор, бывший работник милиции, а теперь успешный предприниматель, торговавший в городах нашего региона стройматериалами, Александр Романовский. К этому времени 57,18% акций АТП государство безвозмездно передало в собственность территориальной громаде Северодонецка, и решение о назначении Романовского директором приняла городская власть. То есть лично Владимир Грицишин.
Тяжелые времена городского пассажирского транспорта были для Северодонецка уже в прошлом, и перевозки в 2009 году осуществлялись по тем же маршрутам, которые существуют и сейчас. Вот только предприятия-перевозчики были несколько другими, напомним:
маршрут №1, перевозчик ЧП "АВТОЛАЙН КОМПАНИ", 14 автобусов;
маршрут №2, перевозчик СПД "Дуванская С.В.", 10 автобусов;
маршрут №5, перевозчик ЧП "АВТОЛАЙН КОМПАНИ", 28 автобусов;
маршрут №6, перевозчик ОАО "СЕВЕРОДОНЕЦКОЕ АТП-10974", 6 автобусов;
маршрут №8, перевозчик СПД "Алиев Эйваз Новруз Оглы", 10 автобусов;
маршрут №101, перевозчик ОАО "СЕВЕРОДОНЕЦКОЕ АТП-10974", 35 автобусов;
маршрут №102/12, перевозчик ЧП "АВТОТРАНСПЕРЕВОЗКА», 30 автобусов;
маршрут №110, перевозчик ООО "СЕВЕРОДОНЕЦК-АВТО", 30 автобусов.
Итак, что изменилось за прошедшие четыре года, прошедшие с того времени? Во-первых, создан еще один маршрут, №109, перевозящий жителей от остановки «Коллегиум» в Щедрищево. Во-вторых, значительно сократилось число автобусов, выходящих в рейс – с 163 а 2009 году до 117 в текущем. Да и то, 117 только на бумаге. Впрочем, за эти годы парк автобусов действительно обновился, и средняя вместительность автобусов  сейчас  больше. Наконец, еще одно важное, на наш взгляд изменение - сокращение количества предприятий, осуществляющих перевозки: если в 2009 году их было шесть, то теперь осталось только три. Четыре перевозчика (ЧП "АВТОЛАЙН КОМПАНИ"), ЧП "АВТОТРАНСПЕРЕВОЗКА», ООО "СЕВЕРОДОНЕЦК-АВТО", СПД "Дуванская С.В.") с рынка автоперевозок «ушли» и их теперь их маршруты обслуживает АТП-10920.
Надо отдать должное энергии Романовского, с которой тот расширял бизнес своего предприятия, отбирая его у конкурентов. Уже 18 августа 2009 года решением №1271 северодонецкий исполком передал АТП-10920 маршруты №1 и №5. До этого их обслуживало частное предприятие ЧП "АВТОЛАЙН КОМПАНИ", на сайте «Маршрутка» мы нашли его телефон. Позвонили, сказали, что ищем руководство частного предприятия. Нам посоветовали ехать в АТП-10920. Мол, ведущие лица АВТОЛАЙН КОМПАНИ работают там. Из чего мы сделали вывод, что в данном случае произошла добровольная уступка бизнеса.
А вот чтобы захватить следующий маршрут, №110, Грицишину и Романовскому пришлось потрудиться. Руководство и водители ООО «Северодонецк-Авто» устраивали митинги во время проведения сессий горсовета, с боем палками в пустые бочки. Им действительно было обидно: маршрут они «накатали» с нуля после того, как у них отобрали маршрут №101, чтобы отдать его Виктору Бигме. Тогда в исполкоме предпринимателям-перевозчикам сказали: накатывайте любой другой маршрут – будет ваш. И вот – «накатали». Предприятие долго и успешно судилось, выиграло все суды. Но исполком решения судов проигнорировал и в конечном итоге все равно отдал маршрут АТП-10920. Подробнее об этой истории можно прочитать в материале «Обыкновенная история» в выпуске газеты «Третий сектор» №58.
После такого «результата» борьбы коллеги из частного из предприятия «АВТОТРАНСПЕРЕВОЗКА» особенно упорствовать за «свой» маршрут №102 не стали. Как и СПД «Дуванская С.В.» за двойку. Так в течение полугода Александр Романовский сконцентрировал у АТП-10920 большую часть городских пассажирских перевозок. «Не тронули» только якобы невыгодный маршрут №8 (Алиев) и маршруты №6 и №101, перевозчиком на которых было и является сейчас АТП-10974.
Надо обозначить еще одно слагаемое бизнес-успеха Александра Романовского – инновационный подход в части привлечении чужого транспорта для перевозок «своим» предприятием. Ведь к моменту, когда он возглавил АТП-10920, у предприятия практически не было автобусов, пригодных к перевозке пассажиров по городу. Для «захвата» маршрутов №110 и №102 на конкурс надо было представить автобусы, которых у АТП физически не было. Да и сейчас, согласно данным бухгалтерского баланса, стоимость транспортных средств, имеющихся у предприятия, составляет чуть больше 200 тыс. грн. Но Романовский успешно привлек автобусы других частных владельцев, заключая с ними договора о якобы передаче транспортных средств в аренду. И даже устраивал их водителей в штат АТП, вероятно имея под это какие-то преференции за создание новых рабочих мест. Впрочем, злые языки высказывали мне мнение, что часто аренда была не настоящей, а де-факто частных перевозчиков запускали на маршрут, принадлежащий АТП, под определенные обязательства. А бизнес этот довольно доходный, по нашей оценке доход от перевозок пассажиров только одним автобусов маршрута №1 превышает 1000 грн. в день

Новый игрок
Уместно несколько слов сказать о предприятии АТП-10974, которое при удачном для него стечении обстоятельств может в ближайший год стать монополистом городских пассажирских перевозок в  Северодонецке. На месте этого предприятия в советские времена располагалась автоколонна №2 Рубежанского автопредприятия. В 1997 году здесь было образовано ОАО «Северодонецкое АТП-10974», код 23483644, зарегистрированное Северодонецким горисполкомом 16.10.1997 г. Раскрывать тайные механизмы, по которым происходили изменения в составе обладателей акций этого ОАО, не входит в задачи этого расследования. Хотя они, безусловно, могут быть интересными. Однако к 2009 году основными акционерами АТП-10974 были ООО «НЕО» (49,8686% акций), Любовь Тиханская (13,7895% акций), Игорь Бутков (10,7634% акций). По данным, которые разместила в социальных сетях сама Любовь Тиханская, она является супругой Виктора Бигмы, депутата городского совета прошлого созыва, который в 2009 на сайте горсовета указывали как руководителя АТП-10974. А Игорь Бутков является депутатом городского совета нынешнего состава, председателем его постоянной комиссии. Кроме того, по данным госреестра юридических лиц, он является руководителем ООО «НЕО». Впрочем, Игорь Николаевич вхож не только в кабинеты нынешней городской власти, он был уважаем и прошлой. Потому и не дали никому «покуситься» на «жирный» маршрут №101.
25.12.2009 года ОАО «Северодонецкое АТП-10974» было преобразовано в ООО «Северодонецкое АТП-10974» с разделением уставного фонда пропорционально количеству акций. И теперь деятельность этого предприятия более закрыта от любопытных глаз журналюг.

АТП-10920 под патронатом прокуратуры. И оппозиции
Сразу после поражения Владимира Грицишина на выборах городского головы 2010 года на АТП-10920 начали происходить удивительные события: некий гражданин Фоменко подал в северодонецкий суд исковое заявление о взыскании с предприятия долга в сумме 1308081,15 грн. Якобы по договору с Романовским он приобретал за собственные деньги горюче-смазочные материалы и запчасти для автобусов. А именно, в феврале на сумму 66350,00 грн.; в марте - 140400,84 грн.; апреле – 169300,00 грн.; в мае – 104698,45 грн.; в июне - 113855,07 грн.; в июле – 15000,00 грн.; в августе – 257051,67 грн.; в сентябре – 258641,89 грн.; в октябре – 116969,00 грн. «Честный» директор Романовский этот иск немедленно признал, а судья Руслан Юхимук 29 ноября 2010 года его удовлетворил. То есть признал долг АТП перед Фоменко и обязал его вернуть. В происходящем не трудно было увидеть известную схему рейдерской атаки, целью которой является захват имущества. Для этого наемный руководитель признает, но не возвращает некий долг. После чего суд начинает процедуру банкротства, одновременно отстраняя собственника от распоряжения своей собственностью.
Эта несложная комбинация Романовскому вполне удалась, 24.03.2011 года определением хозяйственного суда Луганской области по иску Фоменко было возбуждено дело о банкротстве ОАО «Северодонецкое АТП-10920», управляющим санацией была назначена Светлана Пурик. Сумма требований при этом возросла до 2479049,86 грн. А 06.02.2012 года тот же суд ввел процедуру санации на 12 месяцев.
Новое руководство города быстро разгадала планы и попробовало срочно отстранить Александра Романовского от должности: 20 декабря 2010 года решением наблюдательного совета ОАО «Северодонецкое АТП-10920» он был уволен. Но не тут-то было: на этот шаг последовала быстрая и решительная реакция прокурора Северодонецка, заявившего о якобы нарушении законодательства при проведении заседания наблюдательного совета. В опубликованном тогда материале «Рейдерство по-северодонецки» я высказывал сомнение относительно компетенции прокуратуры вмешиваться в подобный хозяйственный спор. Вот что было тогда написано, цитата:
«Не могу избавиться от сомнения в том, своим ли делом занималась прокуратура, вникая в достаточно специфический вопрос отношений между органами акционерного общества, регулируемых гражданским и хозяйственным законодательством: сколько и каких вопросов рассматривать или не рассматривать наблюдательному совету, каким образом выполнять предусмотренное законом право увольнять председателя правления? Тем более что большинство северодончан, обращавшихся в прокуратуру, получают оттуда стандартный ответ: «Ваш вопрос относится к гражданским отношениям, а потому не является компетенцией прокуратуры».
А вот еще один факт, свидетельствующий об «особом отношении» прокуратуры к господину Романовскому. 16 апреля 2011 года состоялось общее собрание акционеров, которое наконец-то освободило его от должности и назначило председателем правления Александра Шилова. Но нанятые АТП бойцы охранного предприятия «Легион» не пропустили нового руководителя на предприятие. И не пускали продолжительное время. А в это время заместитель прокурора Луганской области бодро рапортовал: происходит передача документации от Романовского к Шилову. И ложь, и бездействие одновременно, ведь по сути это силовой захват предприятия, который должен рассматриваться как уголовное преступление. Вот где прямая компетенция прокуратуры.
И еще один факт: в марте руководство АТП поместило объявление об утере всей бухгалтерской документации как раз за тот период, когда «подпольный миллионер» Фоменко якобы безотказно кредитовал предприятие – с февраля по октябрь 2010 года. Случись такое с кем-то другим, а не Романовским, «загудел» бы, родимый, под меру пресечения в виде ареста!» (окончание цитаты).
Тогда, в 2011 году, я встречался со многими людьми, имевшими то или иное отношение к АТП-10920, и они мне говорили о некоей «крыше», которую распростер над этим предприятием один из руководителей прокуратуры Луганской области. Причем крыша эта, мол, настолько серьезна, что какие-то попытки городской власти вернуть контроль над городскими пассажирскими перевозками - обречены. Мы не можем озвучить фамилию прокурора, которую нам называли. Тем более, что сегодня он работает в Генеральной Прокуратуре Украины.
Но не только прокуратура горой встала за Александра Романовского в те дни, с пламенной речью в его защиту выступила северодонецкая организация ВО «Батьківщина». На своем сайте представители последней назвали действия собственника имущества – городского совета – попыткой рейдерского захвата этого имущества. Воистину прав был доктор Геббельс: легче всего люди верят в самую невероятную ложь.
В конечном итоге у городской власти со снятием Романовского не вышло, он и сегодня руководит предприятием, формально принадлежащим городу. А собрание акционеров, на котором Романовского сняли, хозяйственный суд Луганской области признал недействительным.

«Добросовестная» конкуренция в условиях «войны»
Совместная поддержка АТП-10920 работниками прокуратуры и политиками из местной «Батьківшини» привела к результату, почти невероятному. Якобы поддерживаемое местной властью АТП-10974 оказалось в Северодонецке в худших конкурентных условиях, чем якобы нелюбимое ею АТП-10920.
9 июля 2011 года горисполком принял решение №886 об увеличении тарифа для проезда в городских автобусах маршрутов №101 и №6 с 1,50 до 2 грн. Оппозиция подняла в связи с этим шум в защиту прав северодончан, с обращениями в прокуратуру и прокураты. Вот что лидер северодонецкой «Батьківшини» Сергей Самарский писал тогда, цитирую: «Можно узнать - а справляются ли другие перевозчики с пассажиропотоками, в существующих экономических условиях? И может быть, передать эти маршруты тем, кто справляется? Например "АТП-10920"...».  И, по утверждению представителей «Батьківщини», они добились отмены этого решения.
Но когда 25 октября 2011 года тот же исполком принял решение об увеличении с 1 ноября 2011 года тарифов на маршрутах, обслуживаемых АТП-10920, никаких протестов и пламенных речей в поддержку "интересов северодончан" не последовало.
Но они снова появились,  когда 18 декабря 2012 года горисисполком решением 1601 принял решение об увеличении тарифа для проезда в городских автобусах маршрутов №101 и №6 с 1,50 до 2 грн.
Подведем итог такой «защиты» прав избирателей: с 1 октября 2011 года (день, с которого увеличился тариф для автобусов АТП-10920) по 20 декабря 2012 года (когда увеличился тариф для АТП-10974) за перевозку пассажиров предприятию, поддерживаемому «Батьківщиной» (и прокуратурой), северодончане платили по 2 грн., а «поддерживаемому властью», - 1,50 грн. А ведь на этой разнице в цене одной и той же услуги первое предприятие заработало сотни тысяч гривен. Как после этого можно говорить о нарушениях правил добросовестной конкуренции со стороны горисполкома? Скорее, грешат этим как раз их оппоненты.
Кстати, после Пасхи и Красной горки мы перезвонили в АПТ-10920, чтобы уточнить: не ограничили ли их как-либо во время весьма доходных массовых перевозок людей на кладбище. И получили ответ, что паритет, по 20 автобусов от АТП-10920 и от АТП-10974, был соблюден, и никакой дискриминации не было.

Придут ли маршруты №103 и №105?
Вряд ли в горсовете сегодня верят, что удастся вернуть в городскую собственность активы АТП-10920. Однако уже продолжительное время исполкому не удается наладить контроль над осуществлением городских пассажирских перевозок, на этом предприятии его просто игнорируют.
Вероятно, именно поэтому 12 марта 2013 года северодонецкий исполком принял решение о введении двух новых городских маршрутов общего пользования – №103 и «105. Которые довольно близки к сегодняшним маршрутам №1 и №5, и отличаются буквально 2-3 новыми остановками. Например, автобусы маршрута №103, в отличие от №1, будут заезжать к троллейбусному парку. В настоящее время, по утверждению представителей исполкома, идет «накатка» этих маршрутов. Они ездят, хотя и без строго определенного графика. Кстати, АТП-10974 поставила на эти маршруты относительно новые автобусы вместительностью 19 человек.
Вообще-то это право городской власти – отменить одни маршруты и ввести другие. Руководствоваться при этом они должны только интересами жителей, а закон их в этом не ограничивает. При этом, согласно закона, для избрания перевозчика на новые маршруты все равно придется проводить конкурс. И в этом конкурсе будет учитываться то обстоятельство, что АТП-10920 юридически находится в стадии банкротства. А значит, большие шансы победить будет у АТП-10974.
Вот только вот состоится ли такой конкурс? По нашей информации Александр Романовский подал в суды иски с требованием признать незаконными решения исполкома о введении маршрутов №103 и №105. И решение судов будет в значительной степени зависить от косого взгляда, брошенного из Генпрокуратуры.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»