Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
Статьи
версия для печати

Что будет после вчерашней забастовки на 101-м маршруте?

Как мы сообщали, 30 января с утра в Северодонецке не ходили автобусы 101-го маршрута. Что создало значительные проблемы для жителей города. Так, с утра в редакцию «СвС» позвонила читательница и рассказала, что на работу ей пришлось добираться на такси. Просила повлиять. Что мы и пытаемся сделать.

Вот что по вчерашней ситуации удалось выяснить редакции «СвС». В четверг, 29 января директор АТП-10974 не выпустил в рейс 4 автобуса, аргументируя это тем, что шины транспортных средств не соответствуют погодным условиям. Все эти автобусы принадлежат одному лицу, фамилию его мы не озвучиваем, но является "заводилой" конфликта вокруг 101-го маршрута.

На следующий день водители других автобусов, работающих на 101-м маршруте, вместе с их собственниками, вместо того, чтобы выйти в рейс, отправились к Геннадию Москалю. С жалобой на собственников АТП, которые якобы вымогают с них деньги за то, что автобусы выпускают на маршрут. А также на якобы нарушение со стороны АТП условий договоров аренды транспортных средств. Москаль перенаправил «ходоков» в горсовет. А заместитель городского головы Петр Чернышин, к которому пришла эта «бригада», в свою очередь - в правоохранительные органы. Поскольку фактами вымогательства занимаются именно они, а не горисполком. Да и в спор между хозяйствующими субъектами исполком вмешиваться не имеет права, для разрешения споров по выполнению условий договоров существует хозяйственный суд. В завершение разговора чиновник сказал «делегации», что если резина у автобуса «лысая» - то ее обязательно надо поменять. Иначе можно пассажиров поубивать.

Вряд ли приходившие остались довольны результатами встречи с Чернышиным, но после обеда автобусы на маршрут 101 вышли. Что будет дальше – предугадать трудно.

Позицию "автобусников" с маршрута №101 мы знаем из сообщений ТРК «Ирта» и местных Интернет-изданий «Мой город» и «Северодонецкие страсти». Они утверждают, что с каждого автобуса руководство АТП якобы затребовало по тысяче долларов. На АТП говорят, что не требовали. Доказательств, понятно, ни у одной стороны нет, слова против слов. Но вот только позицию АТП ни одно критиковавшее его СМИ не изложило. Мы исправляем этот недочет.

Компетентный источник на предприятии (раскрывать который мы не будем) сообщил нам, что в среду состоялась встреча дирекции предприятия с недовольными собственниками автобусов, на которой последним было официально разъяснено, что доллары с них никто не требует. После чего «бунтовщики» заявили, что и ежедневные платежи в 80 грн. с автобуса они выплачивать тоже не будут. В АТП ситуацию понимают так, что конфликт происходит ради конфликта. И подогревается политической группой Грицишина-Самарского, которые таким образом готовятся к выборам. В связи с этим АТП готово полностью перейти на условия, предусмотренные договором аренды транспортных средств. В соответствии с которым владельцы автобусов получают арендную плату в 75 грн. в месяц, а всю хозяйственную деятельность на арендованных автобусах осуществляет АТП – нанимает водителей, выплачивает им зарплату, налоги, ЕСВ, приобретает топливо и т.д. И, понято, в полном размере собирает выручку от перевозок.

Пока же договор аренды действительно выполняется не в полном объеме. У АТП-10974 недостаточно собственных транспортных средств, чтобы только ими осуществлять перевозки пассажиров по маршруту №101. И предприятие использует для этого арендованные автобусы. При этом из средней выручки на один автобус примерно 1000 гривен в день, 80 гривен водители вносят как выручку в кассу АТП. Примерно 300 грн. идет на приобретение топлива, 250 грн. водитель ежедневно платит собственнику автобуса, остальное является его заработком. Все эти озвученные представителем АТП данные являются приблизительными.

АТП-10974 на основании открытого конкурса было отобрано как перевозчик на маршруте 101, по договору с городом оно отвечает за то, чтобы люди утром могли доехать до места работы, а вечером – вернуться домой. Поэтому, если беспричинный невыход на маршрут арендованных машин повторится, то предприятие готово заключить договора об аренде других автобусов – таких в Северодонецке достаточно. Так нам сказал представитель предприятия.

Несколько личных выводов автора данного материала.

1. За безопасность перевозки пассажиров отвечает предприятие-перевозчик. И если с автобусом, принадлежащим частному лицу и переданным АТП в аренду, случится ДТП по причине ненадлежащего состояния шин, то ответственность наряду с водителем будет нести АТП. Поэтому только оно может принимать решение – выпускать или не выпускать в рейс конкретный автобус. Никакой Москаль в эти взаимоотношения вмешиваться не должен.

2. Лично для меня главным в этом конфликте было то, что сотни северодончан были лишены возможности воспользоваться привычным для них городским транспортным маршрутом, и об этом не были заблаговременно уведомлены. Виновными в этом безобразии являются прежде всего те лица, которые вопреки взятым на себя обязанностям не вышли в рейс. По крайней мере, уведомить население о прекращении перевозок они должны были. Однако, как мы понимаем, к радикальным действиям людей подстрекает политическая группа Грицишина-Самарского, которая таким образом готовится к выборам городского головы этого года. И при этом, видимо, в борьбе за свое место у кормушки готова обречь северодончан на неудобства и проблемы.

3. Финансовые отношения в пассажирских автобусных перевозках в Северодонецке очевидно имеют теневой характер. Но и в других городах Украины ситуация аналогичная. Это одна из тех острых национальных проблем, которой должны заниматься как законодатели, так и компетентные органы – в рамках национальной кампании за декриминализацию экономики. Но это не отношения местной власти с перевозчиками, это государственная проблема криминализированной экономики. Решить ее в Северодонецке нельзя. Но можно ее выпятить, заявить, что виновата городская власть - исключительно для дискредитации будущего соперника на выборах. Все это не имеет никакого отношения к борьбе за интересы Украины или интересы северодончан. Это делается в шкурных интересах Гришишина, Самарского и Со.

4. Городская власть действительно не может вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий вообще, и в их договорную деятельность, в частности. Однако за что власть несет ответственность (политическую), так это за организацию надежных и хорошего качества городских пассажирских перевозок. И в этом плане работу нынешнего исполкома никак нельзя назвать успешной. Далеко не всегда автобусы в Северодонецке соответствуют требованиям времени по комфортности, есть вопросы к соблюдению графика их движения, к соблюдению водителями ПДД, к исправности транспортных средств на линиях, к поведению водителей в отношении пассажиров. Именно эти вопросы (а вовсе мифические или не мифические откаты за право перевозить пассажиров) должны быть предметом деятельности как городской власти, так и общественности. Если, понятно, целью общественности является общественное благо, а не истерическое желание занять руководящие должности. Потому как мы, мол, патриоты, а другие - "кака".

5. То, что городские автобусные пассажирские перевозки стали сферой деятельности исключительно частных структур, не является препятствием для обеспечения населения качественными транспортными услугами – именно такой мировой тренд. Препятствием является не то, что перевозками занимаются частные лица, а то, что эта сфера частной экономики в Северодонецке полностью монополизирована. В ней отсутствует здоровая конкуренция, и процветает коррупция. Вот только это «заслуга» вовсе не нынешней, а прошлой власти, это персональное достижение Владимира Грицишина. Напомним, что до 2009-2010 годов городские маршруты (которые в городе восстанавливались после кризисных 90-х исключительно частной инициативой, без участия городской власти) были закреплены за различными автопредприятиями. Которые конкурировали не только за благосклонность конкурсной комиссии, но и за пассажиров. А затем тандем Владимир Грицишин - Александр Романовский по-рейдерски отобрал у предпринимателей «накатанные» ими маршруты, сконцентрировав большинство их в одних руках. При этом у Романовского практически не было автобусов для городских перевозок, и он впервые широко применил в Северодонецке коррупционный по сути прием - «ставить на маршрут» автобус другого собственника под видом сдачи его ему якобы в аренду. И в «Третьем секторе», и в «Сегодня в Северодонецке» несколько раз (с разных сторон) описывалась эта афера, серьезно навредившая интересам северодончанам. Но дававшая некоторым лицам немалые доходы от т.н. административной ренты.

6. Исправить эту проблему путем возвращения к власти ее «творца» Владимира Грицишина (или назначения его Санчо Пансы Сергея Самарского) – нельзя. Впрочем, и команда Валентина Казакова тоже ничего не сделала, чтобы ситуацию исправить. А вот будущей, ответственной, как мы надеемся, городской власти предстоит демонополизировать городские пассажирские перевозки, вернуть в эту сферу конкуренцию. О конкретных путях этого можно говорить. Но ясно, что без участия общественности проблему такого уровня не сдвинуть.

Алексей Светиков
Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2015.01.31 | fronda
Как мы видим, - Грицишин и Самарский к выборам готовятся.
Понятно, что в случае их победы ждёт город.
Возникает вопрос, - кто-нибудь ещё к выборам в Северодонецке готовится?
Если нет, то очень может быть, что победит, именно, эта группа, которая, надо отдать ей должное, результативно испоьзуем административный ресурс, демагогию, скрытые и откровенные коррупционные связи.
Причём, похоже в масштабах области.
Упустим время, - проиграем.


2015.01.31 | cjgkzr
Очень мутная транспортно-финансовая комбинация, от которой страдают прежде всего жители города.
Если быть объективным, то разрулить её должен горисполком вместе с правоохранительными органами. Если перевозчик ненадлежащим образом выполняет условия договора, то с ним можно его расторгнуть и объявить новый тендер. А с преступными денежными махинациями, вымогательством и взятками должны заниматься те, кому положено, а не общественность.
Всё таки мне непонятно, почему исполком самоустранился в этом вопросе.

свернуть ветку

2015.02.01 | svetikov
Разрулит эту конкретную ситуацию АТП - путем локаута. Наймет другие автобусы, и на этом конфликт будет исчерпан. Вмешательство исполкома (и, тем более, общественности) для этого не нужно. Но проблемы городских пассажирских перевозок много большие, чем демонстративный не выход в рейс десятка автобусов.


2015.01.31 | serg
Санта Панса ? Может быть Санчо Панса ? :)


2015.01.31 | chernobay
Да и Санчо Панса не подходит - Самарский на него похож, как Грицишин - на Дон Кихота :)


2015.02.01 | serg53
А.Светиков, может я и не прав, но у меня сложилось впечатление что у Вас личная непрязнь к С. Самарскому. Где бы он не появился, чтобы не сделал, Вы тут как тут с критикой. P.S. Лично я Самарского не знаю, и с ним лично не знаком.


2015.02.02 | svetikov
Мне лично Самарский пофиг. Он человек плохой, но у меня к плохим людям иммунитет - я их игнорирую. Но я не могу игнорировать проблемы города, в котором живу. И которые множат, добиваясь доступа "к корыту", Грицишин, Самарский и иже с ними. Мое убеждение - блокада движения №101 в пятницу - заслуга Самарского. Из-за этого многим людям было плохо.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»