Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Городские автобусы: очистит ли их «Очищение»?


источник: svsever

Начавшийся в конце января в Северодонецке конфликт вокруг городских автобусных маршрутов 101 и 110 нанес реальный ущерб жителям города. Один день автобусы на маршрут 101 не вышли вовсе (мы об этом писали), а на протяжении многих дней количество автобусов в городе было меньше, чем предусмотрено паспортами на соответствующие маршруты. А значит – автобусы дольше надо было ждать, и ехать в маршрутках было теснее. Если отбросить эмоции и словесную эквилибристику, то это тот негативный для города результат, который стал последствием конфликта. А вот позитивных результатов для жителей не было. Да и не могло быть априори. Ведь на самом деле все стороны, вовлеченные в конфликт, не ставили себе целью улучшение ситуации с городским транспортом в Северодонецке.

Начнем с того, что это не был трудовой конфликт – это не спор работодателя и наемных работников-водителей. Хотя в результате конфликта несколько водителей действительно лишились работы – они были теми пешками, которыми кукловоды пожертвовали, затевая свою политическую комбинацию. А вот сам спор был по сути хозяйственным. Одной стороной его были предприятия АТП-10974 и АТП-10920,  которые де-юре осуществляют перевозки по маршрутам 101 и 110 соответственно, другой стороной - собственники автобусов, которые де-факто  пассажиров перевозят. Между этими сторонами действительно существуют некие гражданско-правовые отношения, выгодные, очевидно, обеим сторонам. По крайней мере, ни ту, ни другую сторону к такому сотрудничеству никто не принуждал.

Мы уже писали о том, что действительные условия сотрудничества (еще раз подчеркну – выгодного обеим сторонам) перевозчиков и собственников автобусов  находятся в глубокой тени.  В отличие от троллейбусов, проездных билетов в северодонецких городских автобусах нет. Деньги, собираемые водителями за проезд, делятся между всеми сторонами отношений в каком-то установленном ими самими порядке, который не прописан ни в каких документах. Заметим, что эта искривленная действительность городских автобусных перевозок возникла не в этом году, и даже не во времена мэрства Казакова, ее успешно внедрили в Северодонецке в 2009-2010 годах Александр Романовский и Владимир Грицишин. Именно тогда в Северодонецке появился феномен, который можно назвать «хозяин маршрута». Это предприятие, которое не имеет достаточного количества собственных автобусов для обеспечения перевозок, но «получает» маршрут и за «долю» в выручке «ставит» на него автобусы других собственников. Зарабатывая, по большому счету, именно на праве выпускать или не выпускать автобусы в рейс.

С самого начала было понятно, что конфликт связан с попыткой изменить условия разделения теневых доходов между собственниками «маршрутов» и собственниками автобусов. В «Очищении» утверждают, что «собственники маршрутов» потребовали с собственников автобусов по тысяче долларов с машины. Руководители АТП, а потом и собственники автобусов в своем письме заявляют, что их спровоцировал на протестные действия Сергей Самарский, который их якобы убедил, что можно вообще обходиться без АТП, ездить по маршруту самостоятельно и ни с кем не делить доходы. Активисты «Очищения», в свою очередь, возмущаются, называют это письмо ложью, которую собственников автобусов заставили написать.

Увы, для меня, как и для большинства других жителей города, все равно, кто и в каких пропорциях делит выручку, собранную с пассажиров (впрочем, ориентировочную раскладку, существовавшую до конфликта, мы приводили), для меня важно, ездят ли автобусы по графику, какие это автобусы, как ведут себя водители в отношении пассажиров. Ну и тарифы, понятно. Это то, что называется общественным интересом,  и на что городская власть должна обязательно реагировать. Что касается взаимоотношений субъектов, которые оказывают услуги по перевозке, то это гражданско-правовые отношения, вмешиваться в которые горисполком не должен и не имеет права. Тем более, становиться на какую-либо из сторон хозяйственного конфликта. Представляется, что городская власть вела себя в нашей истории вполне адекватно, она создала комиссию по контролю за выполнением условий договоров по перевозке на маршрутах 101 и 110. Включив туда, по их настоянию, и представителей движения «Очищение».

Спасибо последним, они проделали огромную работу, когда в течение нескольких дней приходили к 5 утра к АТП-10920 и АТП-10974 и контролировали выезд маршруток с территории предприятий в рейс. В частности, они задокументировали факты, что на маршруты выходят и автобусы, которые не входят в перечень транспортных средств, указанных в договоре. Кроме того, они обратили внимание, что ни надлежащего медицинского осмотра водителей, ни надлежащего осмотра транспортного средства  при выезде за территорию АТП не проводится. Эх, если бы они еще довели эту работу до конца, и добились бы устранения установленных ими недостатков. Что касается просто «журналистского озвучивания», то мы обо всех этих проблемах писали.

Увы, на заседании комиссии по контролю, на которой как журналист присутствовал и автор этих заметок, представители «Очищения» сфокусировали внимание в основном на недостаточном количестве автобусов, выходящих на маршруты. И тут же озвучили предложение – разорвать договора с перевозчиками АТП-10920 и АТП-10974. А на вопрос, кто будет перевозить пассажиров в этом случае, ответили – те же АТП. Пока не будет проведен новый конкурс.

Понятно, что никто не вправе диктовать общественникам, чем им заниматься и какие цели перед собой ставить. Однако, в отличие от деятельности хозяйствующих субъектов, то, что делают общественники, является публичным. И кто угодно может это оценивать.

По моей оценке, движущим мотивом «Очищения» в конфликте вокруг маршрутов 101 и 110 было вовсе не желание улучшить качество городских пассажирских перевозок. Иначе действия и инициативы были бы совсем другими. Наши же активисты действовали против, а не за. Против конкретного человека, а не за решение проблем, действительно существующих в городских автобусных перевозках.

Да они и сами это не очень скрывали, на заседании комиссии представитель «Очищения» предложил обсудить вопрос о депутате горсовета Игоре Буткове. На что председатель комиссии Сергей Мирошниченко вполне резонно возразил: «А кто такой Бутков? В обоих АТП есть директора, можно их приглашать и выяснять вопросы».

Я не открою большую тайну, если скажу, что АТП-10974 действительно связано с Игорем Бутковым – мы об этом писали. Предположительно афилировано с ним и АТП-10920. И ничего незаконного в этом нет. «Очищение» волнует совсем другое, Игорь Будков на местных выборах городского головы 2015 года скорее всего (хотя и не обязательно) поддержит кандидатуру  на должность городского головы Валентина Казакова. Финансово, в том числе. Само же «Очищение» давно превратилось из внепартийного проукраинского движения в своеобразный штаб поддержки Грицишина и Самарского.

Теперь о том, что бы следовало делать, дабы улучшить качество городских автобусных перевозок. Прежде всего – это демонополизация, возрождение конкуренции между потенциальными перевозчиками за маршруты. Рыночная экономика (а евровыбор Украины – это рыночная экономика) не эффективна без конкуренции. Возможность для восстановления конкуренции есть, была бы воля. Так, 23 февраля истек срок подачи предложений на конкурс по отбору перевозчика на маршрут 110. Заявка, как и на прошедший в декабре конкурс на маршрут 101, была только одна. В договор между исполкомом и АТП-10920 о перевозках на этом маршруте будут указаны те автобусы, собственники которых в конце января протестовали против действий АТП. В феврале они передали в аренду АТП свои транспортные средства для будущих перевозок по этому маршруту. Но у них точно был и другой путь – конструктивный, а не протестный. Эх, пришли бы они в январе за помощью не к политическому карьеристу Самарскому, использовавшему их в своих целях, а к нам, в ЛОО КИУ.

В 2010  году бывший тогда городским головою Владимир Грицишин приложил руку к прекращению деятельности предприятия «Северодонецк-Авто». Формально частное, де-факто это было коллективное предприятие, которое создали собственники автобусов специально для того, чтобы возить пассажиров по маршруту. Это действительно было предприятие-перевозчик, а не предприятие – «собственник маршрута» -  с достаточным количеством собственных автобусов.

Ничто не мешало создать подобное предприятие в Северодонецке в январе 2015-го собственникам автобусов, перевозивших людей по 110-му маршруту. Тем более, что городской голова Валентин Казаков в беседе с активистами «Очищения» высказался за такой возможный вариант разрешения конфликта. Людям можно и нужно было помочь создать свое дело. Вместо этого все силы «Очищения» ушли на попытку «выдавить» Будкова из бизнеса по городским пассажирским перевозкам. Что было мало реалистично по замыслу (ну не имеет Самарский никакого ресурса для лоббирования в северодонецком исполкоме чьих-либо экономических интересов), и дурно пахнет, как любой теневой экономический лоббизм.

Помощь в создании новых предприятий-перевозчиков – лучший способ избавиться от созданного Грицишиным коррупционного феномена «хозяина маршрута». А когда за маршрут 110 реально будут бороться 2-3 предприятия, то можно будет ставить на конкурсе и дополнительные условия: и по качеству предрейсовых осмотров ТС и водителей, и по обилечиванию пассажиров, и по соблюдению графиков.

Я очень хотел бы ошибиться, но ничего этого «Очищение» добиваться не будет. Вершина их потенциала – бороться против бизнесов Буткова и Кунченко, против работы в исполкоме любых людей (Казакова, Чернышина, Терешина – без разницы), которые не входят в их довольно ограниченную тусовку. Не за интересы горожан, а против людей, которые, как они считают, мешают прийти к власти им.

Кстати, пусть приходят к власти, я лично ничего против не имею. Но только если они придут так, как приходят к власти люди в европейских странах – через выборы.

Алексей Светиков

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2015.03.06 | lex
Я что-то не пойму: почему мой комментарий к этому материалу исчез (то есть вообще не опубликован и пропал? Там что - нецензурщина или неприятно читать власти???...


2015.03.07 | svetikov
Я не видел каких-то комментариев. Может, вы их не поставили?


2015.03.07 | svetikov
cjgkzr , когда у Вас появляется "брезгливое ощущение болота" от материалов, в которых освещается деятельность заместителя главы облгосадминистрации Грицишина, то могу Вам порекомендовать их не читать. У меня на сайте такие материалы будут публиковаться регулярно, пока Грицишин занимает или претендует на какую-либо публичную должность. Это главная миссия СМИ - критически освещать деятельность публичных лиц. На самом деле он как чиновник сильно неадекватен и наносит Украине значительный вред. Но Вы можете не читать информацию, которая подтверждает такое мнение, и тем самым считать, что он - "светоч" демократии на Луганщине.
Что касается Самарского, но у меня нет платформы для примирения с ним. Он систематически гадит на людей, которые не способствуют его карьерным планам, а я не занимаюсь конкретными людьми вовсе - только проблемами, имеющими общественное значение. И вообще, я лично считаю Самарского негодяем. А с негодяями не договариваются, их игнорируют.

свернуть ветку

2015.03.07 | cjgkzr
Алексей, спасибо, что опубликовали мой комментарий, не ожидал.
Сожалею, но Вы так ничего и не поняли. Время и население рассудит Вашу "объективность" и "адекватность", что станет Для Вас, поверьте, неожиданностью. Люди гораздо умнее, чем думают Самарский и Светиков.


2015.03.06 | cjgkzr
И тема актуальна, и вопросы задаются по-существу. Вот только брезгливое ощущение болота от заметки появляется, ибо в первую очередь она направлена на сведение счетов с оппонентами. Для нас, горожан, ясно, что Грицышин и Казаков уже давно в полном дерьме, от которого не отмыться. К сожалению, и Чернышин из борца за правду достаточно быстро перешел в их число, как бы его ни восхвалял Алексей. О других фигурантах мыльной пьесы Буткове, Терешине, Романовском умолчу по причине их второстепенности. Самое печальное, что Светиков и Самарский, резко перешедшие из разряда соратников в стан заклятых врагов, используют любую возможность для борьбы друг с другом, не гнушаясь в выборе средств и аргументов. Приближение местных выборов только активизирует это сражение. В конечном итоге в проигравших окажутся как обе противоборствующие команды, так и всё население города. Может, господам Светикову и Самарскому стоит хотя бы на время заключить пакт о ненападении, если для этого хватит здравого ума и логики? Или их кукловоды противятся? Уверен, что при таком варианте событий городские проблемы, в том числе и транспортные, стали бы решаться намного оперативнее. Ведь в самой этой заметке, кроме мусора, есть много дельных соображений.


2015.03.07 | svsever
В отличие от Вас, cjgkzr, я пишу всегда под своим именем. Я в журналистике уже 18 лет. И мне ни разу не приходилось сожалеть о написанном. Когда пишешь, надо быть честным перед собой, тогда жалеть не придется. А материалы мои объективны. И Вы, cjgkzr, кроме перманентного бросания грязью (в виде оценок весьма сомнительной обоснованности), не привели ни одного опровержения опубликованных мною фактов или аргументированной критики выводов. Это недобросовестные манипуляции. Более того, я уверен, что вовсе не бесплатно сутками сидите в моем сайте и непрерывно его поливаете дерьмом.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»