Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Как правильно организовать голосование ВПЛ на местных выборах?


источник: svsever

В публикации «А кто представляет несепаратистских жителей оккупированных громад» было изложено видение аналитиков ЛОО КИУ по вопросу создания органов самоорганизации ВПЛ по месту компактного проживания, а также «громад в эмиграции». В этой публикации мы хотим проанализировать следующие вопросы:

- нужно ли обеспечить право голосования ВПЛ в громадах «временного» проживания;

- как сделать так, чтобы было обеспечено представительство ВПЛ в органах громады (как не раствориться и получить мандаты);

- долгосрочные последствия такого шага.

громады и ВПЛ

Первоначально никто не думал о длительном нахождении беженцев из Донбасса в других областях Украины. Поэтому правительство предусмотрело получение статуса ВПЛ на 6 месяцев. Не была определена и государственная политика в отношении ВПЛ: социализировать их по новому месту проживания или готовить к возврату на Донбасс?

По большому счету, для органов местного самоуправления и коренных жителей (громад) ВПЛ были и во многом остаются «внешним фактором». То есть не членами громад, а общегосударственной проблемой, проявившейся и в их городе/поселке.

Как результат, никто не рассматривает ВПЛ участниками местного общественно-политического процесса – так сказать избирателями. Вследствие этого решения о выделении каких-либо ресурсов рассматриваются с точки зрения взаимодействий громад с государством, а не с точки зрения достижения компромисса между членами громад.

Проиллюстрируем:

- отсутствует мотивация тратить средства местных и региональных бюджетов на оплату проживания ВПЛ в гостиницах, санаториях, базах отдыха (грубо говоря: проблема общегосударственная, децентрализации бюджетной системы нет и большая часть средств идет в Киев – а решать проблему жилья ВПЛ за счет областных бюджетов?);

- предстоят местные выборы-2015, перед которыми местной власти хотелось бы использовать имеющийся скудный бюджетный ресурс на избирателей, а не на ВПЛ, которые не голосуют;

- нет мотивации выделять ВПЛ земельные участки для застройки или размещения городков (например, по проекту Германии, дающей бесплатно временные дома – при условии выделения местными властями земельных участков и подведения к ним коммуникаций);

- нет мотивации перестраивать работу социальных, образовательных и медицинских учреждений для учета потребностей ВПЛ;

- нет мотивации инвентаризировать бесхозное или малоиспользуемое коммунальное имущество с целью размещения ВПЛ и содействию создания рабочих мест для них, а равно и развитию малого бизнеса среди ВПЛ (например, небольшие помещения для обувных, швейных и прочих мастерских).

Решить проблему мотивации местной власти и местных громад (то есть достичь понимания необходимости тратить местные ограниченные ресурсы – землю, имущество и бюджетные средства, на нужды ВПЛ) можно только двумя способами: негативным и позитивным. Первый – бездействие, которое приведет к обострению отношений и росту преступности.

Например, в Азербайджане была следующая проблема с беженцами из Нагорного Карабаха: они занимали пустующее жилье и потом власть вынуждена была установить мораторий на их выселение. В частности, только в Баку было занято 6 тыс. квартир – законные собственники не могли продать их или сдавать в найм. Сначала парламент, а потом и президент в 2004 году своим указом запретили выселение ВПЛ без предоставления другого жилья.

Сколько граждан Украины находятся на заработках и их квартиры пока пустуют? Сколько граждан имеют 2-3-5-10 квартир и зарабатывают на их сдаче в найм (особенно в зоне риска квартиры с посуточной сдачей – там, где никто постоянно не живет)? Что будет делать власть, если от безысходности (отсутствия возможности проживать в санаториях и пр. при отсутствия средств для найма жилья) ВПЛ начнут занимать такие квартиры? И потом сообща противодействовать выселению? Или массовые беспорядки с противостоянием между местными владельцами таких квартир и ВПЛ, или власть вынуждена будет решать проблему жилья!

Позитивный вариант решения возможен в таких случаях:

- приход эффективных местных политиков, понимающих, что ВПЛ – это едва ли не единственная возможность (если не считать расселение беженцев из сельских районов Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индии, Китая) улучшить демографию регионов Украины, подкошенную многолетним сокращением численности населения, и, соответственно, дать толчок экономическому развитию;

- правительство Украины с привлечением международной технической помощи начнет хорошо финансировать решение на местах проблем ВПЛ (то есть ВПЛ станут причиной прихода инвестиций);

- ВПЛ станут восприниматься частью громад и участниками местного политического процесса, так как станут влиятельной силой на местных выборах.

Как раз последний вариант и хотим проанализировать. Даже если международное сообщество не оказывает помощь, нет средств в госбюджете и нет на местах эффективных политиков – хотя бы участие ВПЛ в местных выборах по месту проживания можно же обеспечить в 2015 году? Это же просто принятие необходимых поправок в действующее законодательство, не требующее денег!

 

правовая база сейчас

Согласно ст. 38 Конституции Украины: «Граждане имеют право принимать участие в управлении государственным делами, во всеукраинском и местном референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Ст. 141 Конституции Украины детализирует вопросы избрания органов местного самоуправления – устанавливает принципы их избрания, 5-летний срок их полномочий и форму (сельские, поселковые, городские, районные, областные советы). Статус голов, депутатов и исполнительных органов советов, а также их полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации должен определяться законом.

Согласно ст. 5 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» регистрируется «место проживания», а не «место пребывания» ВПЛ. При этом подтверждается оно штампом в справке, а не отметкой в паспорте. Сделано это для того, чтобы в случае поездок в зону АТО, не создавать дополнительной угрозы гражданам со стороны боевиков – чтобы ввиду новой отметки места проживания в паспорте, их не лишали жилья, свободы передвижения и не угрожали жизни по факту бегства из Донбасса. В паспорте – старая регистрация на Донбассе или в Крыму, в справке – штамп с новой.

Согласно ст. 8 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц»: «Внутренне перемещенное лицо реализует свое право голоса на выборах Президента Украины, народных депутатов Украины, местных выборах и референдумах путем смены места голосования без изменения избирательного адреса согласно ч. 3 ст. 7 Закона Украины «О Государственном реестре избирателей».

С президентскими выборами все понятно – можно проголосовать везде. Сложнее с внеочередными парламентскими выборами 26.10.2014: из-за смешанной избирательной системы (список и округа) и нежелания власти проводить выборы в оккупированных округах (путем выноса избирательных комиссий) право избирать получилось «наполовину урезанным». То есть ВПЛ могли голосовать за списки партий, но теряли возможность голосовать за кандидатов в округах.

С местными выборами вообще коллизия: то ли могут голосовать – то ли нет!

Согласно ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении»: «территориальная громада – жители, объединенные постоянным проживанием в границах села, поселка, города, которые являются самостоятельной административно-территориальной единицей, или добровольное объединение жителе нескольких сел, которые имеют единый административный центр».

Согласно ст. 2 Закона Украины «О местном самоуправлении»: «Местное самоуправление в Украине – это гарантированное государством право и реальная возможность территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселков, городов – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в границах Конституции и законов Украины».

Согласно ст. 3 Закона Украины «О местном самоуправлении»: «1. Граждане Украины реализуют свое право на участие в местном самоуправлении по принадлежности до соответствующих территориальных громад.

2. Любые ограничении права граждан Украины на участие в местном самоуправлении в зависимости от … срока проживания на соответствующей территории … запрещаются.»

Согласно ч. 1,2,3 ст. 3 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов»: «Право голоса на выборах депутатов сельских, поселковых, городских советов, выборах сельского, поселкового, городского головы имеют дееспособные граждане Украины, которые принадлежат к соответствующим территориальным громадам и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Право голоса на выборах депутатов районных, областных советов имеют граждане, которые принадлежат к соответствующим территориальным громадам в границах района, области и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Право голоса на выборах депутатов районных в городах советов имеют граждане Украина, которые принадлежат к территориальным громадам соответствующих городов, место проживания которых зарегистрировано в границах соответственного района в городе и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Право голоса на выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым имеют граждане Украины, место проживания которых зарегистрировано в границах Автономной Республики Крым и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Граждане Украины, которые имеют право голоса на соответствующих местных выборах, являются избирателями.

2. Документом, который удостоверяет личность, подтверждает гражданство и заверяет место проживание на местных выборах, является: 1) паспорт гражданина Украины;…

3. Принадлежность гражданина к соответствующей территориальной громаде определяется местом его проживания на ее территории согласно Закону Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания».

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» предусмотрено четкое исключение для военнослужащих срочной службы; проживающих за границей; признанных судом недееспособными; находящихся в местах лишения свободы – «… считаются такими, которые не принадлежат ни к какой территориальной громаде и не имеют право голоса на местных выборах» - ВПЛ не включены в этот перечень!

 

как толковать принадлежность / непринадлежность ВПЛ к громадам?

Допустим ситуацию, когда законодательно не будет решен вопрос голосования ВПЛ на местных выборах – Верховная Рада Украины просто не примет соответствующие поправки в действующее законодательство. Тогда после начала избирательного процесса станет ребром вопрос: являются ли ВПЛ членами территориальных громад – избирателями на местных выборах, или нет? Согласно п. 1,2 ч. 1 ст. 24 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» Центральная Избирательная Комиссия может дать обязательное для всех разъяснение о применении этого закона. Каким оно может быть? – давайте проанализируем:

 

ВПЛ могут голосовать

ВПЛ не могут голосовать

1.

Ст. 2 Закона Украины «О местном самоуправлении» наделяет правом местного самоуправления жителей – при чем, согласно ст. 3 Закона Украины «О местном самоуправлении» ставить какие-либо права в зависимость от срока проживания, запрещено

Ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении» требует постоянного проживания, а согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» место проживания в громаде удостоверяется справкой лишь на период наличия обстоятельств в ст. 1 этого закона – то есть теоретически, временно

2.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» принадлежность гражданина к соответствующей территориальной громаде определяется местом его проживания на ее территории – и ВПЛ его зарегистрировали

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» документом, который заверяет место проживание на местных выборах, является паспорт гражданина Украины, а ВПЛ имеют отметку о месте проживания в справке о взятии на учет ВПЛ согласно ст. 5 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», то есть по их паспорту (без справки) удостоверить место проживания на территории громады невозможно!

3.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» не предусмотрено исключение ВПЛ из правил – они не могут быть признаны не принадлежащими к громадам

Согласно ст. 24 Конституции Украины граждане имеют равные права, а ст. 71 Конституции Украины детализирует принцип равного избирательного права, что дублируется в норме ст. 4 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов». В частности, четко прописано право одного голоса на всех видах выборов. А голосование ВПЛ по справке в громадах нового места проживания и теоретически по паспорту на Донбассе (например, согласно Закону Украины «Об особенном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей») нарушает принцип равенства. - Кто-то будет голосовать на одних городских и областных выборах, а кто-то на двух (например: в Харьковской области и под контролем сепаратистов в Луганской)

4.

Ст. 8 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» четко предусматривает право голоса ВПЛ на местных выборах, которого они будут фактически лишены (на Донбассе их не будут проводить, пока не уйдут боевики, а в других регионах они не смогут голосовать в громадах своего нового места проживания в статусе ВПЛ)

Ст. 8 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» четко предусматривает смены места голосования без изменения избирательного адреса – то есть нельзя ВПЛ относить к громаде своего нового места проживания (так как старый избирательный адрес на Донбассе остается)

Иными словами: сейчас закон как «дышло» - как нужно Центральной Избирательной Комиссии разъяснить, так и разъяснят.

 

политические мотивации по голосованию ВПЛ

Чем могут руководствоваться Президент Украины Петр Порошенко, правящее большинство в Верховной Раде Украины, возможно, Конституционный Суд Украины (который теоретически тоже может разъяснить закон и Конституцию), а также Центральная Избирательная Комиссия, решая вопрос в пользу голосования или не голосования ВПЛ в громадах своего нового места проживания? – Ответ на этот вопрос и будет определять будущее – примут четкие поправки в закон (и в какого плана), или разъяснят в пользу/против голосования ВПЛ.

В публикации «Порошенко понравилось не проводить выборы во многих округах - генерал Москаль готов «слить» очередной округ (№104)!» мы отмечали: «Еще на внеочередных президентских выборах 25.05.2014 мы всем говорили: если команде Петра Порошенко «сойдет с рук» афера с устранением избирателей Донбасса от голосования, наступит мода не проводить выборы там, где власти сейчас не выгодно. В мае 2014 за счет уменьшения количества избирателей, принявших участие в голосовании, Петр Порошенко смог избежать второго тура голосования с участием Юлии Тимошенко (Петр Алексеевич просто не набрал бы 50% голосов в первом туре, если бы миллионы жителей Донбасса и Крыма голосовали бы дистанционно или другим путем). Теперь претендующему на правительственную коалицию в парламенте Блоку Петра Порошенко не нужны голоса Востока: их и афиллированных с ними партий (типа Украинской Платформы «Собор») представители в ОВК часто блокируют работу избирательных комиссий, а представители в ДВК просто не работают».

Как и предполагали тогда, власти оказалось проще бездействовать, чем обеспечить возможность ВПЛ голосовать и за списки партий, и за своих кандидатов в одномандатных округах. В результате, большинство городов и районов оккупированной части Донбасса не представлены депутатами-одномандатниками – некому лоббировать интересы жителей этих территорий в Верховной Раде Украины.

В публикации «Риски военных и прочих сторонних администраций на Донбассе» мы задавались вопросом: «Разве это европейский подход: не можем конкурировать с регионалами – отменим/отложим местные выборы?»

В целом, главное наше опасение: действующая власть не будет решать проблему голосования ВПЛ, опасаясь, что они будут голосовать за оппозицию – каких-нибудь пострегионалов, коммунистов, движения Виктора Медведчука (если таки станет партией). Вместо решения проблемы голосования власть просто не будет ничего делать – так же, как не делала на внеочередных парламентских выборах 26.10.2014 по округам на оккупированных территориях.

Отсюда вывод: проблемой голосования ВПЛ на местных выборах-2015 нужно срочно заниматься, - и с помощью общественного резонанса преодолеть политически мотивированный саботаж власти! Петр Порошенко должен быть гарантом конституционных прав граждан – в том числе ВПЛ в части права голоса на местных выборах, а не гарантом большинства Блока Петра Порошенко в местных советах по результатам местных выборов-2015!

 

как организовать голосование?

Предположим, уточняющей поправкой в законодательство или разъяснением Центральной Избирательной Комиссии ВПЛ получили право голоса на местных выборах. Гарантирует ли это их представительство в местных советах? Нет, не гарантирует. Достаточно посмотреть судьбу крымских татар в 1990-х - 2000-х в Крыму! Тем более, соотношение ВПЛ к населению остальной Украины ниже, чем было крымских татар к иному населению Крыма.

При смешанной избирательной системе (та, что действует сейчас) в абсолютном большинстве городов Украины ВПЛ не получат ни одного мандата ни по спискам партий, ни в округах. Потому что будут составлять меньшинство во всех одномандатных округах, и практически нигде не будут достигать 5% голосующих избирателей по списку. Только включение в проходную часть списка кандидатов от ВПЛ лидирующими партиями или феноменальное распределение голосов между кандидатами в округе (когда низкая явка и много сильных кандидатов) могут дать шанс победить кандидатам от ВПЛ.

То есть простое подтверждение права ВПЛ голосовать на местных выборах-2015, с высокой долей вероятности, ни приведет к их представительству в местных советах и реальному вовлечению в местный политический процесс.  Нужны институциализирующие действия!

Как можно сконцентрировать ВПЛ, чтобы они составили значительную часть избирателей округа? Нужно обеспечить их регистрацию на одном-двух коммунальных учреждениях. Суть идеи: концентрировать ВПЛ на конкретных участках, либо создавать под них специальные участки.

Если будут внесены изменения в законодательство, то самый оптимальный вариант – регистрировать ВПЛ на базе «центров учета бездомных граждан», существование которых предусмотрено ст. 7 Закона Украины «Об основах социальной защиты бездомных лиц и беспризорных детей». Далее, согласно адресу места регистрации ВПЛ (который не будет входить в обычные избирательные участки, так как не является жильем) создаются дополнительные обычные избирательные участки, которые учитываются при определении границ округов по выборам в городской/районный совет.

Если изменения в действующее законодательство не будут внесены, но Центральная Избирательная Комиссия признает право ВПЛ голосовать, то есть два способа законно их организовать.

Первый - это зарегистрировать на адрес одного определенного учреждения здравоохранения. Все дело в том, что поправкой от 08.04.2014 ст. 18 Закона Украины «О выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» изложили в другой редакции. Теперь голосование на местных выборах проводится исключительно на обычных и специальных избирательных участках в стационарных учреждениях охраны здоровья, созданных на постоянной основе в соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины». То есть процедура создания спецучастков вне учреждений здравоохранения просто отсутствует!

Второй – зарегистрировать их на базе «центров учета бездомных граждан» и произвести глобальные изменения в Постановление ЦИК «О создании обычных и специальных избирательных участков на постоянной основе» №66 от 12.04.2012. То есть создать повсеместно обычные избирательные участки по местам массовой регистрации ВПЛ.

 

Мы должны реализовать конституционное право наших беженцев из Крыма и Донбасса на участие в местных выборах! Нужно создать предпосылки их реинтеграции в  громады по новому месту проживания через участие в местных выборах-2015 и в местном политическом процессе!

 

Богдан Бондаренко, Светлана Пантюхина

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»