Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Они были первыми. Из истории фотографии в Северодонецке

Первый фотограф Северодонецка

Практически с самого начала историю Северодонецка иллюстрируют фотодокументы. Это снимки ещё песчаных барханов и первых строений на них. Снимки первых энергетиков, химиков, строителей, скромных героев, строивших наш город. В различных исторических справках и воспоминаниях встречаются фамилии тех, кто делал эти снимки. В основном это были приезжие фотографы, сопровождавшие столичное руководство.
И сегодня многие фотографы снимают различные события в нашем городе. Однако, интересно узнать, кто работал в первых государственных фотоателье, делал фоторепортажи со строек и пусков, портреты передовиков того времени. Мой рассказ основан на воспоминаниях, не претендует на историческую точность, и тем не менее…
В 1949 году по инициативе директора Лисхимкомбината Геннадия Ивановича Вилесова в Лисичанске было открыто первое государственное фотоателье, в котором работали фотомастера Александр Николаевич Карпишин и Борис Тихонович Щекин. Сразу после этого А.Н. Карпишин участвовал в открытии фотоателье в Переездной, а чуть позже он стал первым фотографом в первом государственном фотоателье посёлка Северодонецк. Так кто же он, откуда?
Родился Александр Николаевич Карпишин 6 февраля 1924 года в селе Слободка Новгород-Волынского района на Житомирщине. В семье было 13 детей, и после того, как репрессировали отца, он в 13 лет вынужден был работать в совхозе. 24 июля 1941года, студент техникума, он был призван на войну. Не просто сложилась фронтовая жизнь. Был тяжело ранен под Сталинградом, освобождал Старобельск, Лисичанск, тяжёлая контузия под Артёмовском, ранен под Запорожьем, освобождал Луцк, Польшу, ещё раз ранен и всё-таки дошёл до Берлина. В одном из последних боёв в его руки попал необычный трофей – фотоаппарат Цейс-секонд выпуска 1934 года. Как вспоминает А.Н.Карпишин, из рук главного инженера фирмы Карла Цейса. С этого момента он не разлучался с фотоаппаратом, хотя претензий к нему предъявлялось немало, требовали даже сдать этот трофей в соответствующую службу.
Первые снимки он сделал в Чехословакии. Здесь, наверное, стоит пояснить, что фото послевоенное несколько отличалось от изготовления снимков военного времени. Тогда снимки печатали, используя в качестве света солнечный луч, проходящий через дырочку в палатке и негатив, а затем направленный через линзу на фотобумагу. Бумага тоже не всегда была серебряной, порой снимки печатались и на солёной бумаге.
После всех военных приключений израненный солдат Александр Карпишин вернулся в Луганск с огромным желанием стать настоящим фотографом. Снимки его были талантливы, но надо было учиться, приобретать мастерство. Посмотрев работы Карпишина, его согласился взять в обучение великий мастер того времени, работавший в Луганске, отец известного поэта – песенника, Лев Моисеевич Матусовский. Он спросил Карпишина: «Как бы ты изобразил меня?». Проекты, предложенные Александром Николаевичем, ему понравились, и Карпишин был принят в ученики. Так вышло, что вместо одного месяца он проработал под руководством мастера полгода, тогда он был фотокорреспондентом «Луганской правды». В этот период ему довелось снимать репортажи о приездах столичных руководителей, пусках и открытиях, о восстановлении Луганска и области, о новостройках. Фотографов на эти события приглашали много, но снимки в газетах и журналах, как местных, так и центральных, ставили чаще Карпишина. Это не очень нравилось луганчанам, и ему предложили уехать куда-нибудь в район. В это время Геннадий Иванович Вилесов и пригласил фотографа в наш регион. Здесь Александр Николаевич Карпишин стал первым государственным фотографом Северодонецка и участвовал в открытии семи фотоателье в регионе (Лисичанске, Рубежном и Переездной). Работая в государственном фотоателье, он относился к Укрфото, которое курировалось министерством культуры. Фотография считалась искусством и обеспечивалась материалами хорошо. Когда фотоателье перевели под эгиду горбыткомбината, фото стало ремеслом, появились проблемы с материалами да и с зарплатой.
Александр Николаевич в каждом вопросе имел собственное мнение и был непримирим к «липе». Так, однажды ему заказали снять «липового» передовика в кругу товарищей. На снимке, отправленном в газету, в кругу товарищей «липовый» передовик ковырял у себя в ухе. Объект съёмки был так рассержен, что обещал убить фотографа.
В фотоателье Карпишин пробовал внедрить цветное фото, но снимки получались очень дорогими из-за высокой цены на материалы и почти не имели спроса. Гораздо позже один из учеников Александра Николаевича, Иван Иванович Шурша всё-таки реализовал производство цветного фото в Северодонецке. Он и стал первым «цветником» нашего города. Но это отдельный рассказ.
Александр Николаевич Карпишин в Северодонецке работал недолго. Вернулся в Луганск, затем работал в Новоайдаре, но на ответственные съёмки его приглашали в Северодонецк.

Первый мастер цветного фото
А теперь о первом в Северодонецке мастере цветного фото, таки внедрившем в жизнь это новшество – Иване Ивановиче Шурше.
Иван Иванович Шурша родился в деревне недалеко от Благовещенска Амурской области в июле 1925 года. В возрасте 10 лет он получил от отца подарок, о котором давно мечтал – фотоаппарат «Пионер» за 10 рублей и ещё тогда окончательно заразился фотографией.
Ему не было и 18 лет, когда он был призван в армию и попал в пехоту. В 1945 году пересёк границу Японии уже наводчиком противотанкового орудия калибра 45мм. Как говорит Иван Иванович: «Ситуация кто кого», то есть, на танках стояла пушка того же калибра.
Так как он был знаком с фотоделом, скоро его направили на 3,5 года в Корею, фотографом в штаб дивизии. После четыре года служил на Дальнем Востоке в аэрофоторазведке. За эти годы ему довелось отснять всю Северную Корею и Чукотку. После демобилизации приехал в Киев, немного поработал лаборантом в университете и опять завербовался на Дальний Восток – влить лес на Камчатке. Там он снова возвращается к фото и 5 лет работает выездным фотографом. После Дальнего Востока приехал к сестре в Северодонецк.
Так в 1958 году Иван Иванович Шурша, человек с большим жизненным опытом и немалым опытом фотографа, пришёл на РМЗ учеником сварщика. Через 2,5 года он всё-таки вернулся к фотоделу – перешёл работать в НИИУВМ заведующим фотолабораторией. Снимал «Зенитом С», позже купил старенький японский фотоаппарат.
С 1965года в НИИУВМ начал осваивать цветное фото. Проблем было много. Приобрести чешские, а тем более немецкие фотоматериалы можно было только в столицах и по очень высоким ценам. Так что приходилось ездить на отечественные заводы-изготовители, самому выбирать плёнку, бумагу, химикаты прямо в цехах. Это забирало немало сил и времени, но позволяло делать снимки приличного качества. На первых цветных фото были, конечно же, свадьбы. Молодым красивым парам на долгую память оставались цветные снимки, сделанные Иваном Ивановичем. Заказчиками цветных снимков большого формата были, в основном, предприятия. Это были виды города, предприятий и, конечно же, портреты передовиков для Доски Почёта. Так в Северодонецке появилось цветное фото, которое долгое время было связано с именем, я бы сказал, фаната этого дела – Ивана Ивановича Шурши.
В 1970 году он перешёл работать в горбыткомбинат. Ещё в шестидесятые годы Иван Иванович встретился с Александром Николаевичем Карпишиным и до сих пор считает себя его учеником, говорит, очень много полезного, интересного и нового почерпнул у этого самобытного мастера.

А.Зорик фото из архива автора
Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»