Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Константин Козюберда: критические мысли о рубежанском ЖКХ и субсидиях

Корреспондент «Сегодня в Северодонецке» хотела получить комментарий о новом законе, предусматривающем принудительное назначение управителя в те дома, где жильцы не самоорганизовались – но разговор перерос в блиц-интервью о рубежанском ЖКХ…

В настоящее время много говорят о том, что идет реформирование в сфере децентрализации органов местного самоуправления, в повышении статуса органов местного самоуправления. И о том, что система УЖКХ себя дискредитировала, предлагается новая схема, при которой «все полномочия будут отданы жильцам». Говорят в принципе правильные слова и красиво, не глядя в суть.

А суть в чем? Когда говорят о том, что система УЖКХ себя дискредитировала – я немного не согласен. По одной простой причине: как городской голова, который не понаслышке работал в сфере реально действующего законодательства, скажу откровенно: наши ЖЭКи прежде всего убило действующее налоговое законодательство, по которому они априори работать честно не смогут. Потому что, какой бы мы тариф не определяли, все зависит от качества выполненных услуг и от платежеспособности нашего населения, которое из года в год катастрофически падает.

И если в настоящий момент мы перейдем на эту схему, то это схема не новая, это схема, которая сродни будет ОСМД (общества совладельцев многоквартирных домов). Я с большой опаской отношусь к этой схеме потому, что за все эти годы не были проиндексированы ни пенсии, ни зарплаты нашего населения. Но если мы посмотрим на курс доллара, который влияет на ценовую ситуацию в сфере услуг,  на платежеспособность населения, все это приводит к грустному выводу о том, что люди не способны будут управлять своим имуществом.

Объясняю почему. Раньше у нас прокуратура обладала надзорной функцией и смотрела за тем, чтобы органы местного самоуправления принимали акты нормативного характера в рамках действующего законодательства. И в результате вынесения прокурором протестов можно было как-то этот процесс регулировать. Сейчас закон четко говорит – если я чем-то недоволен - иди в суд. А в нашей судебной системе, если у тебя есть деньги, ты можешь что-то решить, нет денег – ну, извините. И я, как человек, который сталкивался с судебной системой наяву, которая дважды увольняла меня вместе с нашими доблестными депутатами, используя свое корпоративное право, могу с определенностью сказать – что закон наш, как говорят в народе «Як дишло - куди поверне – туды и вышло». В результате – кто пострадает?

Закон и партия «Самопомич» говорит о том, что люди имеют право управлять своим имуществом. Но поверьте мне,  когда создавали в Рубежном ОСМД, а их создано 26, не все люди хотели управлять своим имуществом. Потому что не верят государству.

Приведу пример: у нас было общество ОЖСК (жилищно-строительные кооперативы). Люди вложили деньги, фактически были собственниками своих квартир, но не имущества. Я как городской голова пытался найти документы, куда же делось имущество ОЖСК? Я их найти не смог потому, что органы местного самоуправления приняли решение о том, чтобы ликвидировать объединенные ОЖСК и «слили» все это имущество коммунальным ЖЭКам. Коммунальные ЖЭКи в рамках действующего налогового законодательства затем стали банкротами, а имущество кооперативов  было «растащено» и продано.

Второй момент - сейчас людям говорят, что дома должны быть на балансе. Но балансовая схема не отработана. И вот поэтому я считаю, что общую надзорную функцию прокуратуры сейчас убирать нельзя - это единственный орган, который хоть как то смотрел за решением органов местного самоуправления в г.Рубежное. А оно все ликвидное имущество, которое принадлежало громаде и землю, которое имеет, скажем так, «привабливе финансове значение» - практически растащило.                                                     

Я сторонник государственности. Если чиновник принял присягу, что он обязуется выполнять Конституцию  и Законы Украины, то почему мы не спросим с этих чиновников? В результате получается, что люди, которые являются основой государства, которые проживают на этой земле – на самом деле бесправны. Потому что правит балом определенная группа чиновников. Поэтому я предупреждаю о том, что при всей привлекательности данной идеи нужно очень внимательно подходить к  этому вопросу.

Сейчас да в Рубежном созданы ОСМД, есть 8-квартирные, 16-ти квартирные дома, которые имеют привлекательный вид, участвуют в конкурсах по энергосбережению, привели в надлежащее состояние свое жилье. Но многоквартирные дома? Сколько пытался проводить собрания в многоквартирных домах, а это 6 и 9 подъездные дома, выходит всего 30% жильцов, а остальные - кто на заработках, кто вообще отказывается принимать решения. Их не интересует будущее их жилфонда. Сейчас если они не создадут ОСМД, то будут назначены управляющие органы. Люди задают вопрос, а эти органы куда нас заведут? Платежеспособность населения упала, порядок оформления субсидий - это вообще особый вопрос. Я не исключаю худший вариант, когда людей вынудят расплачиваться за коммунальные долги жильем.

 Фактически органы местного самоуправления в настоящий момент не контролируют ценовую политику в области тарифов на услуги, балом правят НКРЕ и корпоративный сговор группы лиц. Индексация пенсий и зарплат не начисляется, рабочих мест нет. Мы имеем коллапс. Вот такое мое убеждение и рассуждение, свои аргументы я излагаю прямо и готов вести диалог с оппонентами.

Какой выход из положения? Я считаю, что:

1) не надо рассказывать об изменении конституции, она есть и неплохая, но она не работает. А если не работает Конституция, то дальше ничего работать не будет.

Мы говорим о коррупции? Так ведь она заложена в бюджетном и налоговом кодексе! Где критерии и оценки финансового, налогового состояния? Они настолько размыты, что хочу трактую так, хочу этак.

2) что убивает коммунальное предприятие, которое не может априори конкурировать с частными фирмами, так это действующее налоговое законодательство. Налоговики проверяют только коммунальные предприятия. Пришли и просят - отдай НДС, отдай налог на прибыл и другое. И никто не смотрит, что после этого даже  на фонд оплаты труда не остается. При стабильной неплатежеспособности населения получается абсурд: предприятие попадает в налоговое обязательство, выхода из которго нет. И даже если с чистого листа предприятие начинает работать, то нестабильная оплата услуг населением при стабильных налоговых начислениях - и через 3-4 месяца предприятие будет иметь налоговую задолженность.

Что нужно сделать? Прежде всего, убрать для предприятий ЖКХ пресловутое НДС - оно просто убивает коммунальное предприятие. Или снизить его до 5-7 % не более. Потому что НДС закладывается в тарифы на услуги ЖКХ и это сказывается на населении, которое его платит.

Сейчас обесценили гривну, на курсовой разнице государство поимело большие преференции. А как это отразилось на благосостоянии людей? Уровень жизни стал ниже плинтуса.

Я высказал свою точку зрения- это мое оценочное суждение на основании тех аргументов и фактов, которыми я владею.

 

Эффективны ли ОСМД в Рубежном?

В идеале, конечно, они очень эффективны, но в тех случаях, когда это дома новой застройки. При переходе таких домов в ОСМД органы местного самоуправления фактически делают только капитальный ремонт кровли.

Жители, создавшие ОСМД, собирая оплату, договариваясь, какие виды услуг они будут заказывать - не попадают под действующее налогообложение. Поскольку это не коммерческая организация. ОСМД заключают договора на обслуживание домов. И многие такие дома, особенно 6-18 квартирные, люди смогли привести в порядок.

Однако в Рубежном есть дома 50-60-х годов постройки, которые находятся в плачевном состоянии. И здесь одним капитальным ремонтом кровли не обойдёшься. Но в органах местного самоуправления на большее нет средств.

 

Почему долги губят именно ЖЭКи?

ЖЭКи являются обязательными плательщиками налогов согласно налоговому законодательству. А ОСМД - это не прибыльная организация, и все средства, которые платят люди, направляются на содержание именно их жилфонда. И домоуправитель, который отвечает за расход финансов, отчитывается перед жителями дома, он является жителем этого дома. Люди реально видят, куда идут их деньги. Поэтому имеет смысл готовить домоуправов с целью создания ОСМД.

Что происходит, как правило, с ЖЭКами: собрали деньги, уплатили налоги, выплатили зарплату, и что..?

Пример: у нас кроме коммунального работало еще 2 частных ЖЭКа. Один из них обещал миллионные инвестиции, но когда просмотрели отчет по инвестициям, то ЖЭКи купили себе оборудование, а основные фонды не пополнили. А когда вопрос стал о том, как же вы ремонтировали наши конструктивные элементы зданий и сооружений, тут сразу начинается куча вопросов, а денег нет…

Когда люди будут знать, куда потрачены их деньги - великое дело. Но и к вопросам ОСМД нужно подходить очень осторожно и очень взвешенно – оно эффективно, если люди сами могут его контролировать.

 

Почему бы не раздробить услуги – дабы не было возможности одно делать, другое нет?

В чем суть. Если исполнитель услуг назначается, то согласно закону «О коммунальных услугах» есть перечень услуг, которые предоставляются. Да и орган местного самоуправления определяет обязательные услуги. Если же дома переходят в ОСМД, то жильцы сами определяют, исходя из финансовых возможностей, какие именно услуги надо получить, и какие в первую очередь. Если им нужно отремонтировать коммуникации, то они ищут юридические или физические лица, которые это сделают. А ЖЭКи, как правило, если они НДСники, то должны работать с НДСниками - так устроен  налоговый и бухгалтерский  учет, что в противном случае у них проблемы будут.

 

Можно ли тариф очистить от лишних расходов?

Есть понятие экономически обоснованный тариф. Но когда рассчитывают его, то делают накрутки: НДС, налог на прибыль и пр. Так формируется тариф. Кто его формирует? Да сам исполнитель услуг, задача которого - предоставить расчет на как можно большую сумму.

У нас по водоканалу тариф формировали и доформировались до того, что по воде он самый высокий тариф в регионе. Когда посмотрели на накладные расходы и систему затрат – некоторые цифры дутые. Тем не менее, в НКРЭ прошел этот номер. А почему? Потому, что там не смотрят исходные данные и их происхождение. Там смотрят арифметику, правильно ли суммированы исходные данные, а не на то, насколько они верны или нет. Сложили такие цифры и получили тариф. Центральная власть прописала законодательство так, что никто не должен и не занимается минимизацией тарифов – главное, чтобы нужные бумаги лежали в папке. И не важно, как и за что будут платить люди.

Киев далеко, и тарифы у них не 18 грн. за куб воды, чиновникам там живется комфортно.

 

Публичная дискуссия о стоимости воды в Рубежном

По водоканалу работает депутатская группа. И я занимаюсь этим с 2008 года. А в 2010 году я стал городским головой . Сразу же расторг контракт с руководителем данного предприятия по итогам акта проверки КРУ. В результате: меня «ушли», а его пришли. Видимо мафию устраивают такие расходы рубежан и не нравятся политики, которые борются с этой несправедливостью.

Тариф на воду на сегодня18 грн. Сейчас работает инициативная группа депутатов, но к сожалению - их немного. Всего 2 депутата. Остальные в предвыборной компании опять будут красить лавочки, раздавать продуктовые наборы пенсионерам. А вот поработать с тарифами – нашлось только 2 депутата. Остальные говорят - вы пиаритесь. Какой же это пиар? Эта работа депутата Ельчининовой фактически за целое управление УЖКХ и управление экономики Рубежанского горсовета. При первом приближении туда уже должны зайти не только КРУ, но и ГСБЭП. И спросить с руководителя предприятия - куда же деньги деваются по горводоканалу? С кем-то же заключаются договора, чтобы вывести «сливки» с явно завышенного тарифа?

 

Проблемное теплоснабжение

По теплосети город раньше пошел на установку автономного отопления, не заботясь о том, что не все люди смогут установить котлы; таких порядка 6 тыс. человек. Я обращался к частным организациям с просьбой инвестировать на установку котлов для этой части населения. Некоторые пошла на встречу, устанавливали котлы в рассрочку. Но это не спасает: мы разбалансировали по финансам, гидравлике, теплу и т.д. Теплокомунэнерго. Тариф 20 грн с кв.м, - он просто убийственный. Но он может стать еще выше потом. И рубежане не будут в состоянии платить за центральное отопление.

Будучи мэром, я предложил инвестору забрать южную часть города: ее котельная, рассчитанная на 1000 абонентов, при оставшихся 120 - это сумасшедшая себестоимость!? У одного инвестиционного проекта была смета в 6 млн. грн. Но, к сожалению, меня убрали. И те инвесторы, которые готовы были установить там твердотопливные котлы и закрыть эту проблему, вынуждены были свернуть проект. Депутаты горсовета отказались поддержать эту программу и логики депутатов в этом я не вижу.

 

Если налоги губят, почему бы их не платить – реструктуризировать, отсрочивать-рассрочивать, новые предприятия создавать, оставляя на старых налоговый долг?

Налоговые каникулы определяет только Кабмин. Помочь финансами предприятиям ЖКХ из местного бюджета? О чем речь, если за налоги и сборы и наполнение бюджета отвечает налоговая инспекция, которая очень «вольно» смотрит на некоторые моменты.

Пример: целый имущественный комплекс «Краситель»: его подробили на разные предприятия, оформив землю только под эти предприятия. Большая часть площадки оказалась не отведенной, платить за эту землю некому. Я, как городской голова, был категорически против, но меня убрали и этот вопрос протащили через сессию. И в результате идет многомиллионная недоимка в местный бюджет по налогу на землю. И что? Налоговая разводит руками.

Завод стройматериалов: завод разобрали, а налоговые обязательства по земле? Но завод уже разобрали, а кто разобрал, правоохранительные органы определить не могут. Может так государство и должно существовать? И местная громада в условиях децентрализации? Конечно, нет.

Примеры: по двум предприятиям. Сумасшедшие не возвраты по 40 – 50 млн. грн. налогов. А что такое не возврат этих 50 млн.грн - это не закупленное своевременно оборудование, сырье, не получена заработная плата? Кто-нибудь понес ответственность? А почему? Разбирайтесь на местах сами. Все говорят о новой экономической политике, говорят много, а предложений нет никаких.

Вдумайтесь, сколько в Киеве министерств и ведомств? Какая их функция? Минэкономики и Минфина – собирать и делить. Такие же структуры созданы и на местах. Есть управление экономикой, а о какой экономике может идти речь в Рубежном? Если у нас все коммунальные предприятия убитые? А остальные, частные предприятия, работают только на договорной основе.

 

Тернистый путь субсидий на личном примере

Министр соцполитики  Розенко информировал, что справок никаких не надо для начисления субсидии. А вот что на деле. Я получаю бланк - само заявление и декларация. Когда первый раз пришел и попытался сдать это заявление в УТСЗН, мне сказали: «А почему вы не взяли заранее талончик на посещение специалиста, который вам расскажет, как заполнять» ? Но я заявление заполнил сам и для меня всё в нем понятно. Завязался спор, на каком языке заполнять. И еще я должен, оказывается, приложить справку. А зачем мне еще что-то? Я в разделе зарегистрированных лиц указал 2 человека, а фактически проживающих и получающих доход указал одного. Я начал спрашивать: понятие зарегистрированный и фактически проживающий - это имеет разные юридические определения или как?

Хорошо, я пошел от обратного. Мне сын справку прислал, я сходил в ЖЭК, взял справку о том, что у меня квадратура квартиры такая-то, зарегистрированных столько-то. В предприятии, которое вывозит мусор, я взял справку на справку о том, что у меня действительно зарегистрировано 2 человека, но по факту я проживаю один и плачу за вывоз бытовых отходов за одного человека.

После этого пришел в УТСЗН к соответствующему инспектору и попросил принять. Мне сказали, что будет лучше, если эти справки я перешлю по почте. Хорошо, я пошел и отправил по почте. Прошло 4 дня, мне перевонили, приходите.

Меня информируют, что уже сформировали мое дело, но одного заявления не хватает. Спрашиваю какого? Ну, понимаете, вы должны написать заявление на имя председателя согласительной комиссии, она же зам. городского головы по социальным вопросам Сидоренко Л., что в связи с тем, что я оформляю субсидию, прошу назначить мне субсидию. Я опять написал о том, что я проживаю по данному адресу один, сын у меня прописан по данному адресу, но я содержу жилье один, и плачу за все я.

Спрашиваю, а чем вы руководствуетесь? Мне показывают – постанову Кабмина, где четко написано что-то про броню, а «броню» чиновника не пробьешь ничем.

Меня обрадовали – ждите, теперь придет комиссия, которая будет оценивать социально-бытовые условия. Объясните, а что туда входит? Мы будем смотреть платежные книжки и т.д. Я указал в декларации за прошлый год, что у меня не было покупок свыше 50 тыс., что смотреть? Комиссия будет назначать и делать вывод, назначить мне субсидию или нет? На заявление декларацию - пишу новое заявление, и всё будет опираться на субъективную оценку некой комиссии, результаты которой будут рассматриваться на согласительном совете. Что это за совет? Почему меня туда не пригласят??? Да, я считаю, что такое назначение субсидии - это очевидная коррупционная схема.

Если у меня сделан капремонт квартиры 6 лет назад и я четко указал, что живу один и один вид доходов – пенсию в 2000 грн. Которой не хватает. Я в среднем потребляю от 5 куб.в месяц воды, это100 грн мес. Еще 150 квт.ч/мес. Электроэнергии. 555 грн. - самые большие затраты за отопление для 2-х комнатной квартиры. Плюс я плачу за домофон, лифт, ВДО, которые не входят в систему квартплаты, а вынесены как отдельные услуги. 60-70% пенсии у меня уходит на коммунальные платежи. А что же остается? Как содержать жилье, как питаться? А что ж будет дальше? Сейчас 1 куб воды 18 грн, 25 грн кв.м., введут тариф на отопление, а это сразу будет больше 1000 грн. У меня пенсии будет хватать только на то, чтобы заплатить за коммуналку.

Я считаю, что чиновники, которые выступают от имени государства, ведут себя как то не по государственному! А ведь государство без людей не существует. У нас же получается, что создано государство для нашего истеблишмента, который сидит в Киеве и очень красиво вещает с экранов телевидения. Да приезжайте на места и посмотрите своими глазами, пообщайтесь с мэрами, с народом, поговорите по душам. И тогда все станет на свои места: увидите, как расходятся ваши слова с делами на местах.

Да субсидия должна быть, но и тариф должен быть экономически обоснованным, если у нас нормально работает  налоговое и бюджетное законодательство, исходя из платежеспособности и фактических доходов на душу населения пенсионера или работающего человека. У нас все по минималке, посмотрите хотя бы по мне. Я отработал 40 лет и ушел на пенсию по первому списку Химпрома с должности начальника цеха –  получаю пенсию 2000 грн. А люди получают 1000–1200 грн. Как на такое можно прожить? Всю жизнь проработать и «отримать велику пошану!»?

В то время, когда нужно посмотреть на систему доходов нашего истеблишмента – как они там шикуют и в каких дворцах живут…

Субсидия она должна быть для малоимущего населения, хотя сейчас всех превратили в малоимущих.!

 

Что бы Вы сделали сейчас до октября, будучи у власти?

 Я предлагал депутатам  пересмотреть структуру исполкома, т.е. количество заместителей городского головы – они не выполняют своего функционального назначения.

Дальше нужно пересмотреть всех директоров коммунальных предприятий, они работают неэффективно, такое впечатление, что каждый работает сам на себя, на свою семью, на предприятия устраивают кума, брата, свата. И когда я предложил этот вопрос на рассмотрение, то депутаты меня не поддержали и второй раз меня уволили. А это нужно делать.

И самый главный вопрос – разграничить функции государства - нужно убрать делегированные полномочия органов местного самоуправления. Вот пример: УТСЗН, там работающих 76 человек, им платят зарплату из местного бюджета. Раньше для этого государство давало дотации. Сейчас дотаций не будет, и мы из местного бюджета должны содержать такое количество работников? Это чисто государственная функция, органы местного самоуправления не должны этим заниматься – тратиться.

В итоге епархия местного самоуправления - сформировать нормальные исполнительные органы.

И самое главное - люди должны понимать, что каждый раз, когда они голосуют на выборах, они должны думать головой, а не подачками. Ведь вам раз в 5 лет заказывают социальные автобусы, носят гречку и предлагают деньги. У меня как участника избирательного процесса спрашивают: а гроши давать будешь? А где деньги брать? Если человек честно работает на одну зарплату, то вы же сами понимаете, что ни гречки, ни бутербродов, ни социальных автобусов не будет.

Люди должны понимать: если кандидат вложил в выборы средства, то должен всё это и вернуть. А в результате это коррупция!

В основном на выборы ходят пенсионеры, и на этом играют. А почему? Молодежь уже никому не верит, среднее поколение, кому за 40 лет, они тоже не верят в «обіцянки». Красиво все рассуждают, но ничего не делают, поэтому нужно начинать реформы с олигархов!

А сейчас что делают – убивают средний класс. Социальную норму сделали 13 кв.м на человека. А народ что, собака, должен в конуре жить? Раньше было 100 м. кв. на семью – это нормально. Если мы стремимся в Европу, в цивилизованное общество, то давайте из людей не делать изгоев, придумывая разные какие-то бредовые нормативы. Вы отдайте человеку причитающуюся ему зарплату, достойную пенсию и не приучайте людей быть попрошайками или изгоями общества. Это для меня самая наболевшая тема.

Сегодня затронули много проблем и все их нужно решать в комплексе. Нельзя их выдергивать и заниматься только децентрализацией. Все эти проблемы -  взаимосвязаны.

Вот наша инициативная группа: депутаты работают и смотрят насколько обоснованные тарифы по горводоканалу, а в это время УЖКХ умывает руки. А ведь согласно положению, они должны контролировать, в т.ч. финансовые отчеты данного коммунального предприятия.

 В свое время я их не успел пересмотреть. Как правило, у управлений и отделов прав много, только обязанностей нет! И депутатам говорил не один раз, что нужно все пересматривать. Но что успел, то сделал…

Мне задают вопрос, а что ты сделал? За 1,5 млн восстановили дом за 2 месяца по ул. Кирова, когда зимой был взрыв. А сейчас за 1,5 млн. сделали остекление только в одном общежитии, ссылаясь на ценовую политику. На дом мы использовали средства из фонда города, а на стекло используют деньги из помощи ПРООН. Тогда 800 тыс. мы взяли из городского резервного фонда и 700 тыс. нам дал областной совет. И выполнили ремонт квартир, в том числе.

Сейчас общежитие отремонтировали и по системе ПРООН в отдельно стоящее нежилое помещение - застеклили окна за 1,5 млн. Что еще за 1,5 млн сделали?

Прошелся – внутри ветрянки не работают, конструктивные элементы как были обшарпаны так и остались. Так что же это за экономика???

 

Беседовала Лилия Бондаренко

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»