Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Синдром первой четверти. Советы родителям

Еще вчера первоклассник рвался в школу, а вечером взахлеб делился впечатлениями о новых друзьях, учителях. Но не прошло и месяца, а учеба уже не вызывает радостных эмоций. Более того, ребенок вдруг начинает капризничать, хныкать и под любым предлогом уклоняться от посещения уроков. Подобные колебания настроения вполне естественного для школьников. Они носят название «синдром первой четверти».
Этому синдрому в большей или меньшей степени подвержены все учащиеся - от школьников до студентов. Но труднее всех приходится первоклассникам.
Как бы хорошо малыш ни был подготовлен к школе, в первое время он неизбежно переживает эмоциональный стресс. Изменяется режим дня, существенно расширяется круг обязанностей, рядом появляется множество незнакомых людей. И если в первые дни учебы все эти неудобства кажутся несущественными, то через 2-3 недели нередко появляются усталость, раздражительность, ощущение дискомфорта и другие негативные реакции на посещение школы. Это свидетельствует о том, что процесс адаптации к новым условием еще не закончился.
Чтобы полностью перестроиться и привыкнуть к школе, первокласснику обычно требуется месяц - два. Но бывает, что процесс адаптации затягивается и на полгода. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также грамотных действий педагогов и родителей.
Как же помочь школьнику побыстрее справиться с «синдромом первой четверти»?
Прежде всего, следует обеспечить ему полноценный сон, качественное питание, достаточную физическую активность. И, разумеется, побольше внимания и заботы. Многие родители рассуждают так: «Раз наш малыш пошел в школу значит, стал достаточно взрослым. Надо быть с ним построже, больше требовать». Постоянно слыша от родителей заявления вроде «Не будешь смотреть телевизор, потому что надо делать уроки!», «Не пойдешь на улицу, потому что скоро в школу!», первоклассник начинает думать, что во всех его неприятностях виновата школа. Ему хочется уйти от проблем, снова стать маленьким, поэтому он ищет предлог, чтобы остаться дома, просит не отправлять его на уроки, может даже притвориться больным. В подобной ситуации ни в коем случае нельзя наказывать ребенка, уличать в обмане. Подобное поведение может свидетельствовать о том, что ему недостаточно вашего внимания и заботы. Обязательно найдите время, чтобы выслушать его, порадоваться его успехам, помочь решить те или иные проблемы. Малыш должен чувствовать, что вы беспокоитесь о нем, что он дорог и любим.
Справиться с «синдромом первой четверти» поможет физическая активность. После нескольких часов сидения за партами школьникам необходимо сбросить напряжение, разгрузить мышцы, суставы, выплеснуть эмоции. Поэтому не одергивайте детей, когда они шалят, бегают, прыгают. Помогите им восполнить двигательную активность: поиграйте с ними в подвижные игры, побегайте по парку, стадиону. После умеренных физических нагрузок улучшаются сон, аппетит, поэтому дети чувствуют себя бодрее и лучше усваивают уроки.
Одна из распространенных ошибок многих родителей - стремление загрузить своих отпрысков разными внеклассными занятиями. В понедельник - спортивная секция, во вторник - занятия музыкой, в среду - кружки по математике и так всю неделю. При этом преследуется благая цель, но вот результат может обернуться для первоклашки дополнительным стрессом и переутомлением. Ведь в этом случае ему придется привыкать сразу к нескольким новым коллективам, учителям, тренерам. Лучше повременить с дополнительными занятиями до начала второго полугодия: к этому времени обычно у всех школьников заканчивается процесс адаптации.
Бывает так, что дети не справляются со школьными заданиями. Им не хватает запаса памяти, порой трудно сконцентрироваться на какой-то теме, возникают трудности пространственной ориентации (неточное изображение букв и цифр, неправильное расположение их в тетради).
Родители надеялись, что их ребенок станет отличником, а он держится в середнячках, не проявляет никаких заметных способностей.
В таких случаях нельзя сравнивать достижения детей с другими сверстниками и «подстегивать» их обидными замечаниями типа «Вот у Леночки такой красивый почерк, а ты пишешь как курица лапой!». Подобные комментарии могут только отбить охоту к учебе. Почувствовав, что не оправдывает родительских ожиданий, ребенок начнет переживать, замкнется, а в будущем у него может развиться комплекс неполноценности. Причины низкой успеваемости могут быть самыми разнообразными. Чаще всего виноваты не лень или отсутствие способностей, а все тот же «синдром первой четверти».
Дети от учебы устают. Их утомляет долгое неподвижное сидение за партой, необходимость постоянно что-то запоминать, преследует страх не успеть, не ответить, ошибиться. И если вечером, в выходные дни ребенок не успевает восстановить силы, у него формируется хроническое переутомление. Проявляться оно может по-разному: вечером долго не может заснуть; делая домашние задание, не может сосредоточиться; на уроках часто отвлекается, отвечает невпопад; становится возбужденным, что проявляется в капризах, грубости, плаксивости и т.д.
Если вы видите, что период адаптации ребенка в школе затягивается, не появляется мотивация для занятий, страдает дисциплина, проявляются признаки хронического переутомления, и вы не знаете, как поступить в этой или иной ситуации, лучше не откладывая обратиться за консультацией к школьному психологу, детскому психиатру или психотерапевту.

Н. Овчаренко - детский психиатр высшей категории Луганской областной детской клинической больницы.
Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»