Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
» История Северодонецка
версия для печати

Северодонецк: баловень слепой судьбы

В то время, когда на месте нынешнего Северодонецка были только песчаные барханы, в соседних населенных пунктах уже работали химические предприятия и угольные промыслы. В том числе, содовый завод в Верхнем, Ливенгофский стекольный завод (нынче «Пролетарий»), завод анилиновых красителей в Рубежном, шахты и рудоремонтные заводы в Лисичанске и других населенных пунктах. Преимущественно они были построены, выражаясь современным языком, зарубежными инвесторами. И принадлежали разным хозяевам. В течение нескольких лет после революции 1917 года все они были национализированы, и в ноябре 1921 года для управления ими был создан государственный трест «Химуголь». Первоначально контора этого треста находилась в Лисичанске, но скоро перебралась в Харьков.

Для производства соды нужен аммиак, а для анилиновых красителей – фенол. И то, и другое в начале 20-го века получали в основном из отходов коксования углей. К тому же и со сбытом лисичанского угля в то время были определенные проблемы. Вот и родилась в тресте «Химуголь» идея – построить возле Лисичанска коксохимическое производство. И разом решить все проблемы: и реализации избытка угля, и получение аммиака и фенола. Что касается аммиака, то его по замыслу должно было хватить не только для производства соды, но и для переработки в азотные удобрения.

Ирония судьбы состояла в том, что уголь, добываемый в Лисичанске – это энергетический, а не коксующийся уголь. Создать коксовое производство на его основе невозможно. Опытно-экспериментальные работы, проведенные на Донсоде, убедили в этом химиков «Химугля». Вот только планы были уже озвучены и вызвали заинтересованность в Совнархозе Украины. В начале 1930 года ВСНХ УССР поручил разработать технико-экономическое обоснование строительства Лисичанского азотно-тукового завода, которое было утверждено в конце 1931 года. Первоначально в планах было построить коксовое производство и азотно-туковый завод в районе станции Володино (между Рубежным и Старой Краснянкой) и содово-нашатырное производство на левом берегу Северского Донца напротив Донсоды. Так что никаких планов промышленного строительства на месте сегодняшнего Северодонецка в 1931 году не было.

3-7 февраля 1932 г. в Харькове состоялась конференция специалистов, посвященная строительству завода возле Лисичанска. На конференции поддержали идею строительства завода, но пришли к выводу, что строить его надо на одной площадке, а не на двух, как хотели в «Химугле». Тогда же, в 1932 году, был создан построечный комитет, а сама будущая стройка перешла в ведомство Наркомата тяжелой промышленности СССР. И этот Наркомат интересовал прежде всего выпуск минеральных удобрений: в СССР в те годы началась индустриализации сельского хозяйства и их производство стало одним из стратегических направлений.  Ведь их выпуск в стране был явно недостаточным. Именно в 1932 году должны были быть построены Березниковский и Новомосковский азотно-туковые заводы, Лисичанский в Наркомате представлялся аналогичным.

Заметим, что к этому времени не было не только проекта завода (технический проект появился два года спустя), компетентные органы вообще не принимали решения о точном месте строительства. Но время было такое, что строили часто без планов и проектов. Так и в нашем случае: строительство фактически началось в 1933 году, решение о строительстве азотно-тукового завода привезли на стройку вначале 1934 года, генеральный план предприятия был разработан в 1936 году, решение о размещении соцгородска на месте нынешнего Северодонецка было принято в 1937 году, а окончательное решение о строительстве азотно-тукового комбината – в 1938 году.  Так что выбор места, где и что строить, осуществлялся ситуативно людьми, которые строительством руководили.

Людей этих (например, Н.А. Залигмана, вначале главного инженера «Химугля», а потом главного инженера стройки) давно нет среди живых, но некоторые обстоятельства сохранились в записях участников тех событий.

Управление строительства Лисичанского азотно-тукового завода было размещено поздней осенью 1932 года в Лисичанске, на улице Интернациональной (нынче – Чекистов). Отсюда, с высокой горы открывался за рекой вид на село Ново-Сиротино, которое находилось в районе сегодняшних аммиачных производств. Строителям было понятно, что прежде всего надо было возвести мост через Северский Донец и построить дорогу от моста через пойменную равнину. Которая каждую третью весну заливалась водой во время разлива Северского Донца.

Село Ново-Сиротино (которого сегодня на карте Украины нет), обязано своим появлением коллективизации. По некоторым источникам на этом месте был хутор, в котором жили три семьи единоличников. Их выселили как кулаков, а в дома, как в общежития, поселили бедняцкие семьи из Старо-Сиротино, пожелавшие вступить в колхоз имени Сталина.  Колхоз этот был создан в 1929 году и включал три бригады, которые размещались в Ново-Сиротино, Павлограде и Синецком.

За три года, с 1929 по 1932, и количество жителей, и количество домов в Старо-Сиротино значительно увеличилось. Важным для выбора места начала работ было и то, что от Старо-Сиротино к Павлограду к этому времени уже была насыпана дамба, которая и стала основой для будущей автомобильной дороги из Лисичанска в Северодонецк.

Впрочем, для надежного сообщения во время паводков, дамбу эту нужно было сделать на метр выше и укрепить бутовым камнем. С этой работы и началось строительство будущего Северодонецка. При этом рабочие, которые строили дорогу на Лисичанск, селились во времянках вблизи места работы – на восточной окраине Ново-Сиротино. Первое поселение на строительстве Лисичанского азотно-тукового завода так и назвали – рабочий поселок Восточный.

Чуть позже еще один рабочий поселок так же стихийно появился на месте нынешнего путепровода, в нем селились люди, работавшие на строительстве железнодорожной ветки, ведущей к станции Рубежное. Называлось это селение Старый Бор, оно также не сохранилось.

Еще одно обстоятельство, которое могло повлиять на выбор конкретной площадки под застройку – это наличие высоковольтной линии электропередачи от Лисичанской ТЭЦ (тогда она называлась Северо-Донецкой ГРЭС) к Рубежному. Строительство социального поселка начали прямо от этой линии, которая тогда пролегала вдоль нынешней улицы Богдана Лищины.

Заметим, что местные власти поселка Лисичанск (тогда Лисичанск был еще не городом, а поселком городского типа, с населением в 10 тыс.чел.)  настаивали, чтобы соцпоселок строился не возле завода, а в Лисичанске. Но судьба снова благоволила Северодонецку: руководство стройки решило, что жилье будет строиться непосредственно вблизи завода. Может быть в этом их убедил высокий паводок весной 1934 года?  При этом позицию власти Лисичанска о месте строительства поселка поддерживал Совнарком Украины, а позицию руководства стройки – Наркомат тяжелой промышленности СССР. Окончательное решение – где строить этот соцпоселок – киевские и московские власти не могли принять почти три года.

Но пока ведомства выясняли отношения, будущий Северодонецк  строился. 29 апреля 1934 года были сданы в эксплуатацию первые бараки в районе дома 3 по ул. Заводской, эта дата признана официальной датой основания г. Северодонецк. А 5 ноября были введены в эксплуатацию первые три двухэтажных  трехподъездных 12-ти квартирных кирпичных (шлакоблочных) дома, на одном из них сейчас установлена мемориальная доска.

Только 15 ноября 1937 года Совнарком Украины принял решение, что соцпоселок нужно строить там, где к тому времени он уже существовал. К этому времени  были застроены двухэтажными трехподъездными капитальными домами 3 квартала (кварталы 1, 7, 10), и еще 3 квартала были застроены бараками.

А 28 октября 1938 года будущий Северодонецк приобрел статус отдельного населенного пункта (до этого он считался районом Лисичанска), он стал называться рабочий поселок Лисхимстрой Лисичанского района.

Вот так в 30-е годы прошлого века, вопреки логики и каких-либо планов, но в результате счастливой игры случая и энтузиазма первостроителей появился наш город. В котором я прожил более полувека, который искренне люблю и считаю лучшим городом Земли.

Что же касается Лисичанского азотно-тукового завода, для строителей которого и был построен поселок Лисхимстрой, то этот завод, на котором предполагалось производить селитру из привозного аммиака, так и не был построен. А в послевоенные годы на его месте появился совсем другой завод. Оснащенный оборудованием, вывезенным из Германии, и построенный преимущественно руками пленных немцев и советских зэков. Но это уже совсем другая история.

Алексей Светиков

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2015.11.27 | Gretta
спасибо за материал


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»