Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Тарифы, которые мы выбираем

Есть тарифы, которые мы, жители Северодонецка, выбираем себе сами. Косвенно, конечно, выбирая депутатов или городского голову, которые потом для нас эти тарифы утверждают. Например, тариф на содержание жилых домов и придомовой территории устанавливают вовсе не в Киеве, их устанавливает избранная нами городская власть. Его будущий размер напрямую зависит от того, кого мы выберем 15 ноября. А потому не лишним будет именно сейчас сделать краткий экскурс в историю коммунальных тарифов Северодонецка, который мы начнем с 2000 года.

Тариф на содержание жилья и придомовой территории

По привычке с советских времен эти платежи называют квартплатой. Правда, в советские времена они включали оплату газа, воды, отопления. По-сути, все коммунальные платежи, кроме платы за электроэнергию и телефон. Потом из квартплаты выделили оплату за воду и отопление, ее стали получать соответствующие предприятия непосредственно, минуя ЖЭКи. Кроме того, в советские времена платежи за коммунальные услуги далеко не покрывали себестоимость этих услуг. Образно говоря, в СССР бесплатное жилье для граждан дополнялось почти бесплатными  коммунальными услугами. Другое дело, какое это было жилье и какие услуги? И откуда государство брало деньги на их «бесплатность»? Но это совсем другая тема.

В 2000 году тариф на содержание жилья и придомовой территории составлял 0,3 грн. за квадратный метр общей площади для квартир с лифтом (0,23 грн. - без лифта, но дальше, во избежание путаницы, мы будем указывать тариф только для квартир с лифтом). С 1 сентября 2001 в Северодонецке из квартплаты был выведен платеж за вывоз бытового мусора в сумме 0,03 коп. за квадратный метр, и с 01.01.2002 года квартплата уменьшилась до 0,27 грн. за кв.м.

 Заметим, что в те годы уровень коммунальных тарифов «регулировался» облгосадминистрацией, которая устанавливала единые для всего региона граничные тарифы, превышать  которые было нельзя. Северодонецкая городская власть развернула бурную деятельность по «тарифотворчеству» только после того, как у ОГА это право отобрали. С 1 апреля 2005 года размер квартплаты в Северодонецке увеличился (в домах с лифтом) более, чем вдвое, до  0,57 грн./кв.м. Но особенно команда тогдашнего градоначальника Владимира Грицишина преуспела в этом деле после выборов 2006 года: с 1.12.2006 квартплата возросла до еще на 93% - до 1,1 грн. за кв.м; 01.10.2008 – еще на 56% (до 1, 718 грн.).  И через два месяца, 1.12.2008 года квартплата была установлена на отметке 1,8185. Нет сомнения, что «команда» не остановилась бы на «достигнутом», но 31 октября 2010 года северодончане указали ей на дверь, проголосовав за Казакова.  С тех пор квартплата в Северодонецке ни разу не менялась. В то время как за предыдущий период тариф на содержания жилья северодонецкой властью пересматривался 4 раза и увеличился более, чем в 6 раз. Понятно, что он стал тогда самым высоким в Луганской области. В выпуске газеты «Третий сектор» мы приводили сравнение коммунальных тарифов в Северодонецке с тарифами в Алчевске. Для квартир в домах с лифтами он составлял соответственно 1,818  и 1,362 грн. за кв. м. общей площади. А средний тариф для домов с лифтами по Луганской области составлял 1,082 грн./кв.м.

Из рисунка 1 наглядно видно, как изменялся в Северодонецке тариф на содержание жилья с 2000 года по настоящее время. На наш взгляд, картинка более чем убедительна.

Что будет с тарифами на содержание жилья в Северодонецке в будущем, зависит прежде всего от результатов выборов городского головы 15 ноября 2015 года. И хотя оба кандидата о своих намерениях по этому поводу молчат, мы позволим себе сделать некоторые предположения. Команда Владимира Грицишина в предыдущие годы показала свою склонность решать проблемы города за счет увеличения сбора денег с жителей. Тем более, что команда эта «изголодалась» за последние 5 лет. Команда Валентина Казакова, скорее всего, продолжит нынешнюю свою политику, направленную на передачу полномочий по содержанию жилого фонда самим жильцам домов. Которые, например, как члены ОСМД, сами определяют, сколько выделять денег на содержание своего дома. И сами определяют, кто будет выполнять те или другие работы по обслуживанию. В этом случае устанавливаемый городской властью тариф теряет актуальность. Разве только как индикативный, рекомендательный.

Впрочем, все это - лишь наше предположение, основанное на опыте прошлых лет.

Тариф на подачу воды и водоотведение

В 2000 году стоимость подачи воды в квартиры северодончан составляла 0,714 грн. за куб.м. (здесь и дальше приводится сумма тарифов на подачу и отвод воды, ведь в платежках у нас это одна сумма). После отмены права облгосадминистрации устанавливать максимальные (граничные) тарифы на коммунальные услуги, в 2005 году, накануне выборов 2006 года, в Северодонецке его подняли до 0,858 грн. Результаты выборов показали, что такое повышение  тарифов не оказало особого влияния на рейтинги команды Владимира Грицишина, видимо поэтому за последующих три года принималось еще 5 решений о повышении тарифов на водоснабжения-водоотведение для населения Северодонецка. И за это время тариф увеличился в 8 раз. Так, 1 августа 2006 года тарифы на водоснабжение-водоотведение увеличили до 1,36 грн., 16 января 2008 года - до 1,896 грн., 1 августа 2008 года - до 2,436 грн., 1 ноября 2008 года – до 4,11 грн., 1 июля 2009 года - до 6,877 грн./куб.м. Заметим, что последнее повышение тарифа состоялось за день до того, как городское коммунальное предприятие «Водоканал» было передано в концессию ООО «Таун-сервис», договор концессии доступен по ссылке.

Выскажем предположение, что многократное повышение тарифа на воду в течение 2008-2009 годов команда Владимира Грицишина  предприняла специально для того, чтобы для реальных собственников ООО «Таун-сервис» приобретение городского «Водоканала» сразу (еще до вложения каких-либо инвестиций) стало высокодоходным бизнесом. И эти собственники действительно неплохо «погрели руки» на резко возросших платежах населения. При этом вода для жителей Северодонецка стала самой дорогой в Луганской области. Как мы писали в 79-м выпуске газеты «Третий сектор» в 2010 году, суммарный тариф на водоснабжение-водоотведение в Алчевске тогда составлял 5,08 грн./куб.м, а в среднем по области 6,2 грн./куб.м (в Северодонецке - 6,877 грн.). Учитывая, что в Северодонецке, в отличие от Алчевска, вся вода из собственных водозаборов, расположенных рядом с городом, то установленные перед передачей «Водоканала» в концессию тарифы представляются серьезно завышенными.

Понятно, что собственники  «Таун-Сервиса» отблагодарили Владимира Грицишина за подобную щедрость за счет жителей. И после увольнения с должности заместителя главы Луганской государственной администрации весной 2015 года он снова стал генеральным директором этого предприятия. И тут же, в свою очередь, «отблагодарил» собственников: добился повышения с 1 июня 2015 года тарифа на водоснабжение-водоотведение для населения города с  7,51 до 9,35 грн. за кубический метр.

Справедливости ради надо сказать, что тариф на воду поднимался и после того, как на посту городского головы Владимира Грицишина сменил Валентин Казаков: 1 февраля 2011 года с 6,88 до 7,06 грн., и 1 марта 2012 года до 7,51 грн. Наглядно изменение тарифов на воду за последние 15 лет можно увидеть на рис. 2. (без учета  повышения тарифа с 1.06.2015). Напомним, что по 2010 год городским головой Северодонецка был Владимир Грицишин. Не правда ли, впечатляющая картинка?

Какие тарифы на воду будут в Северодонецке в будущем, непосредственно зависит от того, кто станет городским головой после 15 ноября.  Ведь в случае избрания Владимира Грицишина вряд ли изменятся его взаимовыгодные отношения с собственниками ООО «Таун Сервис».  А выгода для этих собственников состоит в том, чтобы северодончане платили за воду как можно больше.

С другой стороны, мы уже сообщали о том, что «Азот» собирается резко увеличить стоимость очистки на его очистных сооружениях городских сточных вод. Если исходить из тех цифр, которые «Азот» уже направил на утверждение в нацкомиссию по регулированию энергетики и коммунальных тарифов, то в результате нового повышения тарифов житель, в квартире которого не установлены приборы учета, должен будет платить за воду около 200 грн. в месяц на одного жильца. И сегодня на «Азоте» с нетерпением ждут избрания нужного городского головы, чтобы эти планы реализовались. Ведь в случае такого повышения тарифа «Азот» получит из платежей северодончан 60 млн. грн. в год. А хозяева «Азота» и хозяева ООО «Таун-сервис» - близкие партнеры.

На намерения «Азота» повысить тариф на воду Владимир Емельянович Грицишин отреагировал накануне избирательной кампании. Он тогда заявил, что в случае такого повышения тарифа на очистку сточных вод «Таун-сервис» не будет собирать платежи с населения. То есть, пусть тогда «Азот» сам собирает деньги за очистку сточных вод. Увы, это обычное лицемерие, ведь «Таун-сервис» не собирает эти деньги и сегодня, за него это делает коммунальное предприятие «Единый расчетный центр».

Команда Казакова, напротив, хотела бы избежать нового радикального повышения тарифа на воду. Возможно ли это и как? С учетом того, что цены формируют сами «Таун-сервис» и «Азот», а утверждает нацкомиссия и мнения городской власти в этом процессе никто спрашивать не обязан, боюсь, остаются только радикальные средства. Во-первых, надо расторгнуть договор концессии с «Таун-Сервис» и вернуть самостоятельный статус коммунальному предприятию «Водоканал». Тогда депутаты горсовета и специалисты исполкома смогут контролировать экономическую обоснованность тарифов на воду. И как первый шаг для этого стоит уменьшить норму расхода воды, установленную еще в те годы, когда городским головой был Владимир Грицишин. В Северодонецке эта норма установлена в 9,13 куб.м. на человека, а, например, в Алчевске – 7,6 куб.м.

В случае расторжения договора концессии с частным ООО«Таун-сервис» у города  появится возможность искать грант или кредит на создание собственных городских очистных сооружений. Сооружений современных и экономичных. Очищенную воду из которых можно было бы использовать на подпитку городских озер и полив зеленых насаждений.

Что касается намерений «Азота» увеличить стоимость очистки стоков, то этим вопросом сразу после окончания выборов должен заняться Общественный совет при северодонецком городском совете, ведь этому еще можно помешать.

Отопление

Вот что мы писали о тарифах на тепло в выпуске «Третьего сектора» №79: «В Алчевске стоимость тепла для предприятий – 530,96 грн/Гкал, для населения – 216,65 грн/Гкал. В Северодонецке таких тарифов два, но оба выше, чем в Алчевске. В старой части города (отапливается ТЭЦ) тепло для предприятий стоит 695,36 грн/Гкал, для населения - 273,74 грн/Гкал. В новой части города (отапливается ООО «Северодонецктепло») для предприятий - 642,03 грн/Гкал, для населения - 274,08 грн/Гкал. Итого: тариф для населения в Северодонецке больше чем в Алчевске в 1,25 раз, для предприятий – в 1,2-1,3 раза. Средний тариф на тепловую энергию по области составляет 641,15 грн/Гкал для предприятий и 280,26 грн/Гкал - для населения».

То есть, и тарифы на отопление в 2010 году (городским головой тогда еще был Владимир Грицишин) были выше, чем в других городах Луганской области. Но мы хотели бы обратить  внимание на то, что тогда тариф для жителей в ООО «Северодонецктепло» был выше, чем на ТЭЦ. Ситуация кардинально поменялась, когда договор концессии был разорван, и имущественный комплекс «Северодонецктеплокоммунэнерго» вернулся в управление городом. На сегодня тариф на отопление для ТЭЦ утвержден в размере 23,15 грн. за метр квадратный общей площади в месяц, а тариф для «Теплокоммунэнерго» – 17,08 грн. То есть, жители новых районов (в томах, не оборудованных теплосчетчиками) за одинаковое количество тепла платят на 25% меньше, чем жители районов, отапливаемых ТЭЦ.

Что предлагает в этом плане жителям Северодонецка Владимир Грицишин? В выпуске газеты «Огни Северодонецка» от 26 июля 2011 он писал о том, что, цитирую: Северодонецкая ТЭЦ должна стать единственным поставщиком тепла и горячей воды для всех жителей Северодонецка. Понятно, к чему это приведет: тариф для жителей новых районов Северодонецка будет поднят до уровня тарифов ТЭЦ.

Совсем другую альтернативу озвучил Валентин Казаков: построить еще несколько газовых котельных вдоль улицы Заводской и отказаться от тепла ТЭЦ вовсе. По нашей оценке, это позволило бы снизить тариф (в сравнении с тарифом ТЭЦ) на 25-30%.

Только не надо верить авантюристам, утверждающим, что при  переводе Северодонецкой ТЭЦ на уголь снизится тариф на отопление. Эти люди сознательно утаивают, что, например, при продажной цене угля шахты Мельникова 800 грн. за тонну его себестоимость в 2013 году составляла 2100 грн. Учитывая, что для получения такого же количества тепла, что и для сжигания 1000 куб.м. газа, надо сжечь 2,5 тонны угля, легко посчитать – тепло, получаемое сжиганием угля, получится значительно дороже, чем тепло, получаемое в газовых котлах. По крайней мере, сейчас, когда существует мировая тенденция снижения цены на природный газ.

Боюсь, что получилось слишком сложно. Поэтому подведу итог: в случае реализации планов Владимира Грицишина по переводу Северодонецкой ТЭЦ на уголь, тариф на отопление не только не снизится, он существенно возрастет.

А вот чтобы действительно снизить тарифы на отопление, надо заниматься прежде всего внедрением энергосберегающих технологий. Как это делается сейчас в 81-м микрорайоне за средства европейского грантодателя.

 

Вывоз твердых бытовых отходов

20 августа 2002 года исполком принял решение №1537, которым увеличил плату за вывоз мусора с 3 до 5 копеек. В результате установленный облгосадминистрацией тариф, действовавший во всей области, в Северодонецке оказался превышенным. То есть в Северодонецке коммунальщики насчитывали жильцам больший тариф, чем где–либо еще в области. Новый тариф был введен с 1 сентября 2002 года.

Впрочем, в исполкоме быстро сообразили, что с «любимых» избирателей можно содрать и побольше. И 24 сентября 2002 года была изменена система начисления оплаты за мусор: теперь она стала начисляться с человека, а не с квадратного метра. 1 грн 06 коп в домах без лифтов (и мусоропроводов) и 1 грн 16 коп. в девятиэтажках. Официально задекларированной причиной были обращения пенсионеров, которые имеют маленькие пенсии и живут в больших по площади квартирах.

Но более искушенные граждане легко заметили, что в результате такой операции плата за вывоз мусора увеличилась минимум в два раза. По расчетам Антимонопольного комитета с 1 января 2002 года по 1 июля 2004 года северодончанам таким образом незаконно начислили 3718794 грн. 98 коп.

Характерно, что решение горисполкома, принятое 24 сентября, в нарушение всех правил было введено с  1 сентября 2002 года. То есть задним числом.

Нельзя сказать, что все северодончане не заметили, что их обжульничали те самые власти, которые криком кричали, что благодетельствуют жителей. В различные органы поступили жалобы на действия Грицишина и его команды. И уже 27 мая 2003 года админколегия Луганского областного территориального отделения Антимонопольного комитета приняла постановление №07–18.2/12 о нарушении Северодонецким исполкомом законодательства Украины. Исполкому было предложено отменить свои решения, провести перерасчет и вернуть северодончанам незаконно взысканые с них средства. Как бы не так! Северодонецкие удельные князьки практически послали Антимонопольный комитет. Куда нибудь подальше от города. Удрученно разведя руками, антимонопольщики передали дело в прокуратуру.

Динамика, как повышался тариф на вывоз мусора с 2000 по 2015 год, приведена на рис. 3.

Резюме: автор этой статьи вовсе не зовет читателей в СССР, где коммунальные услуги были практически бесплатными. В том времени были свои проблемы, а в нынешнем - плата за коммунальные услуги должна соответствовать их себестоимости. Вот только к себестоимости не нужно добавлять коррупционную «накрутку». А обеспечивать самоокупаемость коммунальных услуг можно не только постоянным увеличением тарифов, как это происходило у нас до 2010 года.

Так что 15 ноября мы выберем не только городского голову - мы выберем свои будущие коммунальные тарифы.

 

Алексей Светиков

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2015.11.08 | podolyaka-a-a
Спасибо за аккуратно и добросовестно подобранную информацию. Очень наглядно и убедительно.


2015.11.09 | kwp
1. Предположения и выводы автора статьи, - это не означает, что Казаков сделает так же.
Он за свои слова не отвечает, а тем более за чужие предположения.

2. Автор пишет: «ведь «Таун-сервис» не собирает эти деньги и сегодня, за него это делает коммунальное предприятие «Единый расчетный центр».
Алексей Алексеевич, Вы видели хоть один договор между ЕРЦС и жителями города на водоснабжение и водоотведение?

3. Автор пишет: «И как первый шаг для этого стоит уменьшить норму расхода воды, установленную еще в те годы, когда городским головой был Владимир Грицишин. В Северодонецке эта норма установлена в 9,13 куб.м. на человека».
Алексей Алексеевич, Вы верите. что Казаков уменьшит норму расхода воды?
Почему он за 5 лет не уменьшил? Кто ему мешал?
Мало того, я к нему 10.12.11 г.письменно (исх. №р68, вх. № К-394) обращался с таким предложением. Не уменьшил.

В ответе из горсовета (исх. №754 от 01.03.11 г.) написано:
«...Всі норми споживання відповідають Державним будівельним нормам (ДБН)1.04.01-85., які діють в теперішній час.
... ТОВ «ТАУН СЕРВІС» зміни в водоспоживанні самостійно вносити не має права".

4. При установлении тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий в 2008 г. тарифы были искусственно завышены за счет незаконного включения услуг предприятий, не предусмотренных действующим законодательством: единый расчетный центр, аварийно-диспетчерская служба, северодонецкие тепловые сети, паспортисты, и т. п.

Эти услуги за каждый квадратный метр общей площади равны ежемесячно до 40 % от размера квартплаты.

И еще: в перечне услуг, предусмотренным решением исполкома « 1831 2008 г. насчитывется около двухсот видов услуг и работ, начиная от ремонта подъездов (каждые 8 лет), регулярного текущего ремонта крыш и заканчивая регулировкой смывных бачков, еженедельной влажной уборкой лестничных площадок, ежеквартального сметания пыли с потолка и заменой предохранителей и перегоревших электроламп.

Казаков за 5 лет ни на копейку не уменьшил завышенные Грицишиным тарифы., несмотря на десятки обращений к нему.
Считаю, что в новой каденции он их увеличит еще в 2-3 раза.

5. А известно ли Вам, что в новых районах горячей воды нет уже полтора года подряд?
А в составе квартплаты на техническое обслуживание внутридомовых систем горячего водоснабжения и работу аварийной службы по устранению аварий во внутридомовых системах гоячего водоснабжении при отсутствии этого самого горячего водоснабжения продолжают начислять копейки и гривни.
Я неоднократно обращался по этому вопросу к Казакову. Результат - нулевой.
А это - миллионы гривень, излишне взятые с горожан.
Это не голословное утверждение: есть подсчеты.

6. Вывоз мусора.
По моему заявлению в Антимонопольный комитет при повышении тарифа на вывоз мусора при Казакове в 2011 г. АМК признал нарушения и оштрафовал СКС.
Мои обращения и выводы АМК Казаков проигнорировал.
Незаконно начисленные полмиллиона гривень жителям города не вернули.
А ведь это повышение при Казакове в 2011 г. было на 88 % по сравнению с последним грицишинским повышением трехлетней давности в 2008 г.

Был нарушен закон, согласно которому повышение ттарифов на коммунальные услуги не должно превышать темпов роста благосостояния граждан.
За 3 года благосостояние граждан улучшилось значительно меньше, чем на 88 %.

7. Вот и делайте вывод, что будеет при мэре Казакове.

Как говорится: "Хрен редьки не слаще".


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»