Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Позиция ЛОО КИУ по децентрализации

В стране происходит важнейшая реформа. Децентрализация в корне перестроит отношения власти и гражданина. Она изменит сам принцип предоставления государством услуг (получение их гражданином). На сегодня есть четко прописанная стратегия внедрения реформы. И это стратегия, которая обеспечит процветание Украины.

В новейшей истории Украины не так много поворотных актов, которые определяют судьбу страны на многие годы. Это акт провозглашения независимости, принятие Конституция, подписание Соглашение об ассоциации с ЕС. Мы сейчас на пороге очередного такого акта – децентрализации системы управления.

Принятая в Украине модель децентрализации является наиболее соответствующнй европейскому опыту местного самоуправления. Есть позитивное заключение Венецианской комиссии. Все другие, «альтернативные» предложения по децентрализации - не что иное, как попытки «заболтать» реформу.

После реформы административно-территориальное устройство страны станет максимально приближенным к европейской эффективной практике: «Общество, район, регион».

Влияние на власть уменьшается пропорционально физическому расстоянию между гражданином и чиновником. С этой точки зрения передача власти на места в рамках реформы децентрализации - это настоящая революция, которую мы сейчас внедряем эволюционным путем.

В результате децентрализации громады получат реальную независимость. Они смогут самостоятельно принимать решения, которые будут подкреплены финансовой независимостью. Это подкрепляется фиксированным и простым механизмом финансирования (перечень налогов, сборов и отчислений закреплен в Бюджетном кодексе).

Первые результаты децентрализации - они вполне предметные. В связи с  изменением модели финансирования уже значительно выросли доходы местных бюджетов.

Децентрализация - это то, с чем шли на выборы все политические силы в течение последних двадцати лет. Нет ни одной политической силы общеукраинского уровня, которая не обещала бы расширения полномочий местного самоуправления.

Все пункты по децентрализации зафиксированы в коалиционном соглашении еще в прошлом году.

Местные выборы уже состоялись в 159 объединенных общинах. Люди избрали новую власть. Это лучшее подтверждение того, что граждане положительно воспринимают децентрализацию.

Стержень реформы децентрализации - это создание объединенных общин. Инициативы ее развития будут полностью исходить от жителей. Таким образом мы расширяем в воображении людей пределы их дома до границ населенного пункта.

Именно децентрализация является той реформой, которую все годы независимости стремились снизу. Это идеальный пример правильной реформы, которая окончательно разрушит железный занавес между советским прошлым и европейским будущим Украины.

Изменение модели должна быть обязательно зафиксированной в Конституции. Без фундаментальных изменений законодательства реформы не будет.

 

Тезисы: что надо делать для успеха децентрализации

  1. Неутешительная статистика: на 1 ноября 2015 года в Украине существовали 11519 территориальных громад, из которых 10272 – сельские, 783 поселковые и 458 городские. Из них более, чем в половине численность населения было меньше 3 тыс. чел., в т.ч. в 4809 - меньше 1 тыс. чел, в т.ч. в 1129 – меньше 500 чел. Число работающих в органах местного самоуправления составляет 100582 чел, и эта величина имеет тенденцию к увеличению. По данным Ассоциации городов Украины, собственных доходов свыше 8 тыс. громад было недостаточно даже для содержания собственных органов местного самоуправления. Не приходится рассчитывать, что в таких условиях население получает надлежащие административные услуги. Или что на такие территории, со столь затратной системой администрирования, придут негосударственные инвестиции. Децентрализация предполагает не только увеличение возможностей для независимого от центра самоуправления, но и увеличение потенциала громад для такого самоуправления – путем их укрупнения.

 

2.Реформа взаимоотношений Центра и регионов были частью предвыборных обещаний Президента Петра Порошенко и партий правящей коалиции.

  1. В своей программе Петр Порошенко обещал, что «громади на місцях отримають більше прав і грошей на реалізацію повноважень».
  2. Из предвыборной программы радикальной партии: «Ми децентралізуємо владу. Надамо право обраному голові громад вільно приймати усі важливі для людей рішення - без ніяких вказівок із центру. А громада стане повноправним розпорядником земель, будівель, устаткування. Зібрані податки в більшості своїй залишаться на місцях».
  3. «Самопоміч» в избирательной программе заявляла, что будет отстаивать «децентралізацію влади та податків, аби громади мали достатні повноваження, кошти та механізми відповідальності для власного розвитку».
  4. Из программы БПП «Солидарность»: «громади на місцях повинні отримати більше прав і коштів на реалізацію повноважень. Виконавча влада в областях належатиме не призначеним згори «губернаторам», а виконкомам, сформованим облрадами, обраними людьми».

Таким образом децентрализация – это обязанность Президента Украины и всех партий правящей коалиции. И мы вправе требовать от них выполнения своих обещаний.

 

3.Объективные сложности процесса объединения:

  1. В связи с административной реформой местные сельские элиты поятся утратить власть в своем селе, уступить ее элитам, проживающим в центрах объединенных громад;
  2. Жители сел, которые вступают в объединенные громады, часто не знают о финансовых преференциях, которые получают их населенные пункты;
  3. У местной громады часто нет действенных средств, чтобы требовать создания объединенных громад в условиях, когда чиновники этому сопротивляются.
  4. У местного населения нет понимания, как будут решатся логистические проблемы, якобы возникающие при объединении (получение справок и пр.).

 

  1. Запланированные конституционные изменения для децентрализации должны быть поддержаны. Эти изменения: при областных советах создаются исполнительные комитеты и внедряется институт префектов. Органам местного самоуправления передаются соответствующие объекты государственной собственности и бюджетные средства на их содержание. Очередные выборы голов громад и местных советов назначаются на последнее воскресенье 2017 года.

 

  1. При этом первый шаг к финансовой децентрализации уже сделан: 28 декабря 2014 года за местными бюджета были закреплены дополнительные источники наполнения бюджетов, в связи с чем наполняемость местных бюджетов возросла в 2015 году на 40%.
Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2015.12.29 | voevoda
Наполняемость бюджета увеличилась на 40%, а почему так мало? Ведь курс доллара шлепнулся в три раза, да и инфляция за пару лет более 100%


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»