Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Зачем Северодонецку Боровеньки: после круглого стола по децентрализации

Круглый стол, посвященный вопросам децентрализации и созданию объединенных громад в Луганской области, состоялся 28 декабря в Северодонецке, в конференц-зале САРГ. На достаточно представительном уровне, в нем приняли участие председатель Попаснянского районного совета, первый заместитель городского головы и секретарь Лисичанского городского совета, заместители городских советов Северодонецка и Рубежного, главы сел и поселков, планирующих вступить в Северодонецкую объединенную громаду, 8 членов общественного совета при Северодонецком городском совете. Не было никого от облгосадминистрации, хотя их и приглашали. И это тоже важный момент: лично я убежден, что вновь избранные органы местного самоуправления должны выполнить новую миссию – консолидироваться вокруг решения неких общих региональных проблем в интересах своих громад без участия ОГА. А иногда, возможно, вопреки противодействию чиновников ОГА.

Отсутствие региональных начальников имело еще одно следствие - присутствующие довольно откровенно высказывали свои мысли, которые часто были диаметрально противоположными. Сгонять всех в одно правильное мнение было некому, а услышать «думающих иначе», если решать проблемы в европейском, а не в азийском ключе, очень важно. Одно из таких «иных» мнений, высказанных одним из членов северодонецкого общественного совета: «Я против законов о децентрализации. Какая разница, как передавать деньги из бюджета в село – через район или через город?».

Думаю, что людей, считающих так, на самом деле очень много. В Луганской области – особенно. И именно такие мнения, а вовсе не «бытовой рашизм» являются сегодня главным тормозом на цивилизационном пути Украины из Азии в Европу.

Давайте определимся, в чем, собственно, разница. По советскому устройству большая часть услуг населению (образование, медицина, культура, соцзащита, коммунальные, транспортные и пр.) предоставлялось непосредственно государством. Сельская школы была подчинена районо, районо – облоно, облоно – Министерству. Жесткая государственная вертикаль. Аналогично ФАП или сельская больница, клуб, предприятия торговли, бытового обслуживания и пр., пр. Сельский совет в СССРбыл одним из инструментов государства, который оказывал населению весьма ограниченный перечень услуг (регистрации, выдача справок) под жестким контролем государства.

Европейское устройство предполагает, что значительную (а, точнее, большую) часть услуг населению оказывают органы самоуправления местной громады. Вопросы образования, первичной медпомощи, коммунального хозяйства, местного транспорта, землеустройства и застройки территории, местные дороги и многие другие вопросы решают непосредственно местные советы. При этом (см. Европейская Хартия местного самоуправления) полномочия органов местного самоуправления являются исключительными, а государство может осуществлять административный надзор – соответствуют ли действия органа местного самоуправления закону. То есть если сельский клуб является собственностью сельской громаде, то по европейской практике государство никаких обязанностей по его ремонту, содержанию и пр. не несет. Это забота исключительно местной громады. Нет в Европе районногоь управления культуры, которое назначает директора сельского клуба.

Законы о децентрализации – это очередной (и серьезный) шаг на пути Украины от СССР к Европе. Речь идет о передаче значительной части компетенции от государственных органов управления местному самоуправлению. Но тогда возникает вопрос: а сможет ли сельсовет села Боровеньки осуществлять управление школой, ФАПом, клубом, ремонтировать дороги и водопровод, вывозить бытовой мусор, решать земельные вопросы. И речь идет не о принятии кем-то подготовленных решений на сессиях сельсовета, речь идет о ежедневной работе. В условиях, когда ее не делает государство в лице районо, райздрава, райзема и пр.

То, что на самом деле невозможно сделать на уровне сельского совета Боровенек, легко делается на уровне городского совета Северодонецка. Почему так? А потому, что в Северодонецке 120 тыс. населения, а в Боровеньках меньше 1 тысячи. И если, к примеру, нанимать двух чиновников на 1000 жителей населенного пункта, то в Северодонецком горсовете их будет 240, а в сельсовете Боровенек – 2. А поэтому в Северодонецке по каждому виду услуг, которые горсовет оказывает населению, можно нанять по нескольку профессионалов, то в Боровеньках – нет.

Поэтому одним из центральных пунктов нынешней реформы управления в Украине стало понятие «спроможня громада» - состоятельная громада. Это такая громада, которая в состоянии самостоятельно предоставлять своим членам весь перечень услуг, предоставляемых на местном уровне. А это подразумевает, прежде всего, увеличение численности громад – создание объединенных громад.

Таким образом в нынешней реформе действительно речь идет только об изменении субъекта, который предоставляет базовые услуги населению: сегодня в селах такие услуги оказывает государство, а после реформы их должна оказывать сама громада. При этом перечень услуг не изменяется. И значительная часть людей, настроенных консервативно,  обязательно будет ставить  под сомнение  целесообразность самой реформы. При этом слова, что таким образом Украина идет в Европу, людей, которые настроены евроскептически, не убедят. А евроскептиками у нас являются не только явные или тайные поклонники Путина, но и большая часть «перепатриотов». Отрицающих европейский либерализм, и мечтающих о построении государства, основанного на «українській національній ідеї».

На мой взгляд, переубеждать надо не евроскептиков, они имеют полное право разделять те взгляды, которые имеют. Переубеждать в необходимости этой реформы нужно население, которое в подавляющем большинстве не является ни пророссийским, ни проевропейским. Убеждать примерами реального улучшения качества услуг, которые они будут получать в результате создания объединенных громад. И городские объединенные громады Луганской области – лучшая для этого «площадка».

Чем для среднего жителя Боровенек может быть выгодным присоединение села к Северодонецку? Прежде всего, тем, что сегодня райцентр в Кременной находится от Боровенек на расстоянии 40 км, а Северодонецк – 10. Поездки селян в пенсионный фонд или в УТСЗН, паспортный стол или МРЭО, в милицию, прокуратуру, центр административных услуг и другие конторы, расположенные в Северодонецка, будут менее обременительными, чем поездки в Кременную. Это фактор специфический, связанный с расположением данного населенного пункта.

Но есть преимущества и общего порядка, справедливые для всех случаев, когда село входит в состав города. Так, в большинстве случаев медицинскую помощь жителям Боровенек лучше получать в городской амбулатории или в многопрофильной больнице, а не в районной.Что вовсе не исключает того, что в селе будет работать ФАП, как подразделение городского амбулаторного отделения. Жители Боровенек смогут обеспечить своим детям лучшее школьное образование, если их дети (по крайней мере – в старших классах) будут учиться в полнокомплектных школах города, включая школы новых форм (лицей, гимназия, коллегиум). Без сомнения, что улучшится в селе работа коммунального хозяйства. Наконец, экономика. Северодонецк – это территория высокой бизнес-активности, это территория, где в экономику идут инвестиции. Почему не стать частью этой территории, не повысить инвестиционную привлекательность территории села? И увеличить, тем самым, количество рабочих мест в селе, и среднюю зарплату?

Явно более сложным будет вопрос, а зачем село Боровеньки жителям Северодонецка? По моему мнения, главный интерес – это территория, земля. Городу будет куда развиваться. Так, можно будет рассчитывать на расширение жилой застройки домами коттеджного типа, сейчас у Северодонецка для этого практически нет свободных участков земли. В довоенное время достаточно большое количество северодончан построились в Боровеньках домохозяйства, а вхождение села в черту города увеличит привлекательность таких застроек. Не менее важный вопрос – территория под производственную базу. Уже сейчас в Боровеньках северодонецкие предприниматели разместили несколько предприятий, а при присоединении села к городу возможностей для этого будет больше.

И не следует преувеличивать затратность Боровенек для бюджета города, ведь по традиции сельские населенные пункты не обходятся бюджету дорого. Здесь жилье содержат и ремонтируют сами жители, без участия жилищно-коммунальных предприятий, на внутренних дорогах нет значительного движения и они ремонтируются крайне редко, а действительно довольно протяженные сети (электросети и газовое хозяйство) не находится на балансе местных громад.

Об этих перспективах нужно рассказывать и жителям села, и жителям города, убеждать их в целесообразности присоединения Боровенек Северодонецку - тогда политическая позиция русофилов и евроскептиков не помешает проведению реформы. Это тот случай, когда собака лает, а караван идет. И это хорошо, что собака лает – движение каравана заметно окружающим.

Алексей Светиков

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2015.12.29 | voevoda
Есть логика в доводах автора, но не все так прямолинейно в жизни тех же Европейских стран.Да там нет "советико райкультов", но урегулированы вопросы и медицины и образования сельских жителей в городах. А селяне наши сейчас боятся дерибана городских чинуш с земллей, а тем более уже на 2016 г. удвоился налог на землю до 200грн с га, а може и утроится и им денег будет достаточно. Не все так просто!


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»