Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Из воспоминаний Василия Зыгаря

Зыгарь Василий Михайлович, родился 12.09.1931 г., умер 14.10.2005 г. Возглавлял исполком Северодонецкого горсовета с июня 1981 г. по август 1989. Почетный гражданин Северодонецка с 22.05.2001 г. В выпуске газеты «Сєвєродонецькі вісті» в 1999 году журналистской Ириной Сытник были опубликованы некоторые воспоминания Василия Михайловича.

Что общего между футболистом, журналистом и председателем горсовета? Оказывается, все «знают», что «нужно» делать и как поступить, кроме них самих. Стадион дружно скандирует спортсмену, завладевшему мячом. Как лучше им распорядиться. Читатели критикуют корреспондента за то, что не те факты использовал, не те аргументы привел. Весь город, делясь на лагерь сторонников и неприятелей, обсуждает работу и решения городского главы. И лишь времени подвластна расстановка всего происшедшего в алфавитном порядке. Лишь оно рассудит честно, кто же прав.

Казалось бы, к началу 80-х Северодонецк в основном был сформирован. Но именно на это десятилетие приходится бурное его развитие.

По 45-48 тыс. кв. метров жилья возводили ежегодно. Начали создавать свои собственные службы. Надоело по мало-мальскому случаю обивать пороги соседей, в чьем подчинении находились жизненно важные для Северодонецка объекты. Существовало, например, 11 ведомств, владеющих кусками городских теплосетей. Поехал Василий Михайлович в Донбассэнерго. Так, мол, и так, имеем намерение предприятие тепловых сетей создать. А там встречные условия выдвинули: замените все теплотрассы на новые. Составьте техническую документацию… Весь город был перекопан. Выделили помещение, силами предприятий стянули станки, подъемные механизмы, компрессоры, насосы…

То же и с водой. До первого колодца водовод за хозяином дома числился, а дальше чей – никто не знает, за неисправность никто не отвечает. Создали водоканализационное хозяйство.

Построили хлебозавод, а отчисления от реализации его продукции шли в бюджет Лисичанска. Он подчинялся их комбинату. А люди-то на нем работали наши. Им нужны были и школы, и садики, и магазины, и больница… Вот вопрос об отделении и возник. Нелегко его решить оказалось.

Лисичане обслуживали и наши электросети, пока свой РЭС не организовали. Горжилуправление учредили.

Из рассказа Василия Михайловича: «Я каждый год, как минимум, дважды в Москву ездил. Брал с собой директоров или их замов по капитальному строительству. Ходил по Минхимпрому, Минудобрений, Минэлектронпрому и Минприбору, чьи предприятия находились в нашем городе. «Азотовцы» - И.М. Барский, Г.И. Вилесов, В.П. Драгныш, - очень много помогали.

Дошло до того, что новые районы ТЭЦ не могла обеспечить теплом. На повестку дня встал вопрос о развитии теплоснабжения города до 2000 года. Поехал в Минэнерго СССР, а там говорят: «У нас своих свободных строительных мощностей нет, чтобы сделать реконструкцию вашей ТЭЦ и проложить еще один теплоколлектор». Обратился в Минтяжстрой Украины (все строительные тресты ему подчинялись). Там уперлись: энергетический объект – не наш.

Так ведь ДОК, ЗКПД, ЖБИ от ТЭЦ питаются. Если ее не развивать, пара не будет, все остановится!

Дали письмо: Минтяжстрой берет на себя роль генподрядчика по развитию схемы теплоснабжения Северодонецка. Я – обратно в Москву. Много ходил, но выходил. Вышел приказ за подписью министра энергетики СССР выделить все необходимое. И вот только несколько лет назад четвертый коллектор был введен в эксплуатацию.

Б.Н. Лищина, Ф.П. Мошков, Н.Г. Нестеров, Н.В. Капелюх, все строители с большой ответственностью относились не только к строительству жилья - душой болели, чтобы и городская инфраструктура - торговля, быт, медицина, транспорт - развивались.

Строительство троллейбусной линии начинал «Азот», затем и другие предприятия подключились. В частности, «Стеклопластик», «Энергохимремонт», заводы сопротивлений (особенно когда новые площади ввел). Химико-металлургический, опытный, ТЭЦ. Помощь и деньгами, и людьми, и материалами, и техникой оказывали.

«Азот» медсанчасть построил, потом строители, приборостроители свои поликлиники создали. Причем, поликлиника приборостроителей была в проекте новых площадей СПЗ. Мы настояли, чтобы ее в новых районах соорудить. Там ведь лишь в доме автобазы на первом этаже детская поликлиника размещалась. И все. Приборостроители заартачились: пускай ее горздрав себе на баланс берет. «Нет, - говорю, – Вы построили, вы и содержите». В бюджете денег не хватало. Привезли они представителя из ЦК своего профсоюза. Крупный разговор состоялся.

- Ладно. Берем на баланс, - согласились. – Но обслуживать будем только своих.

- А до этого кто их обслуживал? Химики же. Химики же больных на своих и чужих не делили. Уговорил-таки.

За счет Минэлектропрома построили лабораторный комплекс для водоканализационного хозяйства, инфекционное отделение на территории горбольницы с отдельными очистными сооружениями.

Финансирование строительства жилья шло целевым назначением. А средства на расширение сети коммунальных служб приходилось искать самим… Но пока бумаги из Москвы в Киев придут, а оттуда – в Луганск, Северодонецку лишь остаток доставался.

Интересная история получилась с «пробиванием» вопроса реконструкции аэропорта. Воспользовались тем, что в Северодонецке Всесоюзное совещание по технике безопасности проводилось. Три министерства - Минудобрений, Миихимпрома и Миннефтехимпрома - выделить деньги «сосватали». Они все письмо на имя Костандова - зампреда Совмина СССР (тоже принимавшего участие в работе совещания) подписали. Тот сразу и резолюцию «в производство» наложил. А потом он вдруг умирает. Новый зампред Совмина все по- новому оформлять требует. Напечатали письмо еще раз, фамилии всех трех министров в столбик разместили. К помощнику министра нефтехимии пришли: «Я не понесу это письмо на подпись к министру. Он самый заслуженный - Герой Соцтруда, а вы его фамилию последней вписали». Долго обхаживали его. Первый зам вместо министра таки расписался.

Выделили деньги. А «на ласый кусок найдется роток». Киев за их счет себе построить что-то хотел, луганчане в своем аэропорту гостиницу и ангар возвести задумали...

«Украэропроект» заказ наш выполнил, и мы приступили, наконец-то, к реконструкции. Вырубили лес, дорогу, если ехать из Метелкино на Новоайдар, щебнем выстлали. Если бы «верхи» не тормозили так долго, может быть, мы и успели бы завершить работы до распада Союза. А так – все заглохло.

А лисичане сколько палок в колеса ставили! Мы троллейбусные маршруты открыли, надо было депо строить. Выбили деньги. А они: «Давайте в Лисичанске построим. Будем и вас, и себя обслуживать»». Не соглашаемся. Землю отводить стали, а нам разрешение никто не подписывает. Лисичанский горком партии, видимо, запретное указание дал: лесхоззаг – их, водная инспекция, землеустроители – тоже.

Стал я примеры в защиту приводить. Когда наш молокозавод лисичанам подчинялся - у нас молока не было, на хлебозавод мука тоже в последнюю очередь завозится.

Долго заседание облсовета длилось. Председатель Мерзленко не выдержал: «Кончайте разводить бодягу. Хотят северодончане свое депо иметь, подписывайте документы».

Ледовый Дворец спорта построили с отклонениями (в лучшую сторону) от проекта. Мозаику самовольно сделали, раздевалки внутри тоже по своему усмотрению разместили - поудобнее. А тут и «Госархстройкоитроль» с проверкой нагрянул.

-   Кто акт госкомиссии подписывал?

-   Я.

Мне за это дело на бюро горкома партии взыскание вынесли. Первый секретарь Олег Миславский сказал: «Ладно, потом снимем».

Потом предприятия деньгами «сбросились», АТС на 100 тысяч номеров, где сейчас узел электросвязи, построили.

К нам даже из Верховного Совета СССР приезжали обобщить положительный опыт Северодонецка по привлечению средств предприятий на развитие города. Правда, в повестку дня заседания все никак не вносили этот вопрос, зато в «Правде Украины» огромную статью напечатали.

Мы разработали проект парка Победы по проспекту Космонавтов, по ту сторону озера Чистого планировали строительство детской железной дороги. Собирались построить кинотеатр - денег не нашли. Фундамент под Главпочтамт возвели – и застопорились. «Дом мебели» не достроили. А дальше от ГИАПа мечтали построить туристический комплекс с гостиницами. Но ветер перемен подул.

Ирина Сытник, «Сєвєродонецькі вісті», 1999 год

Фото Игоря Шестакова

Другие публикации из цикла "История Северодонецка в персонах"

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»