Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Неромантическая послевоенная история Северодонецка

Мы уже писали о том, что поселок Лисхимстрой появился благодаря счастливой игре случая. Само намерение строить в этом месте азотно-туковый завод появилась в результате ошибочного мнения о возможности коксования угля, добываемого на лисичанских шахтах. Когда же стало понятно, что это невозможно, уже было принято решение о строительстве завода, как важного для экономики СССР объекта. Затем по субъективному выбору руководителей стройки работы были начаты вовсе не там, где предполагалось размещение завода вначале. (Хотя предварительно отобранная в районе станции Володино площадка была явно не хуже). Наконец, когда промплощадка была определена на месте нынешнего «Азота», местные власти и власти Украины предполагали разместить поселок строителей на правом берегу Северского Донца, в черте Лисичанска. Но руководители стройки начали возводить дома и бараки с другой стороны от промплощадки. В результате этих недоразумений и появился рабочий поселок Лисхимстрой, предтеча Северодонецка.

Еще один казус: в течение нескольких лет после начала строительства в полной мере не было понятно, что здесь строится. То ли азотно-туковый завод, который должен работать на привозном аммиаке, то ли азотнотуковый комбинат, на котором собирались производить аммиак из генераторного газа под высоким давлением. До начала в Украине второй мировой войны здесь не был пущен ни один технологический цех. А с ее началом все оборудование, которое успели завести, было вывезено и установлено на азотно-туковых заводах, размещенных в глубоком тылу. Возвращать его в Северодонецк после окончания войны никто не собирался, оно работало на новом месте.

В Северодонецке же в послевоенные годы был построен совсем другой завод, причем самый передовой по тому времени. Впрочем, надо прояснить, что мы понимаем под словами «был построен». Действующее в немецком городе Лейн крупное (и современное на то время) химическое предприятие было полностью разобрано, а оборудование перевезено в Северодонецк. Это были т.н. «особые поставки» или поставки по репарациям.

В итоге 16 квадратных километров промплащадки «Азота» были заставлены оборудованием, которое зимой покрывалось толстым слоем снега. Несмотря на охрану, некоторая часть оборудования была разворована, часть пришла в негодность. Тем не менее, основная часть оборудования была успешно установлена, и в январе 1951 года комбинат выдал первую химическую продукцию.

Впрочем, для строительства цехов и монтажа оборудования требовалось много рабочей силы. И квалифицированной, и не очень. В достаточном количестве ее в поселке не было. Особенно квалифицированной. И значительную часть работ по монтажу немецкого оборудования выполнили немцы-военнопленные. Многие из них здесь умерли – из-за болезней, недоедания и жестокого обращения. До конца пятидесятых в Северодонецке существовало отдельное кладбище, на котором были похоронены умершие военнопленных. А в конце пятидесятых его снесли, а на том месте был построен дворец культуры строителей, нынешний городской ДК.

Что касается неквалифицированной рабочей силы, то в значительной степени в качестве таковой использовали труд заключенных, осужденных на большие сроки. Часть территории поселка была огорожена колючей проволокой. Впрочем, и сам Северодонецк был закрытым населенным пунктом вплоть до смерти Сталина, «открыли» его только в 1953 году.

Следует трезво смотреть на наше прошлое: построенный в послевоенные годы лисичанский химический комбинат – это совсем другое предприятие, чем то, которое здесь без успеха пытались построить с 1933 по 1941 годы. К тому же построен он был в основном бесплатной рабсилой пленных немцев (и советских зеков) из оборудования, вывезенного из Германии в качестве репараций. Не очень романтично? Но научившись смотреть на свое прошлое без розовых очков, мы научимся реалистично оценивать и нашу сегодняшнюю действительность. Надежды на лучшее будущее Северодонецка снова связаны с Германией и другими странами единой Европы. А вовсе не с северным соседом.

Алексей Светиков

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2016.01.24 | fronda
....... и сам Северодонецк был закрытым населенным пунктом вплоть до смерти Сталины, «открыли» его только в 1953 году.
************************************************************
Если не трудно, - источник информации.


2016.01.25 | voevoda
Источник информации: живые свидетели, которые утверждают что первоначально Совмином СССР предполагалось строительство этого комбината между озером Линево(район ТЭЦ-2) и с.Старая Краснянка. Выбор был из-за наличия озера и удобной "розы ветров" до 70-80% в году восточное направление, а именно с этого места и не было населенных пунктов на сотню км.(между Славянском и Кр.лиманом). Да, после войны вдоль ж.д. полотна(Рубежное - Северодонецк) в сплошную было выгружено оборудование из Германии (и хранилось под открытым небом -долго).


2016.01.25 | artem
Уважаемая редакция, проверьте пожалуйста информацию по сворачиванию работ по ремонту моста через Северский донец из-за прекращения финансирования Европой. Человек сказал, что даже рабочие уже собрались и уехали.


2016.01.25 | svsever
На ремонт моста через Северский Донец деньги ЕС пришли еще в прошлом году. А вот на ремонт пойменных мостов деньги из регионального фонда развития возможно и не придут. Если не будет софинансирования.


2016.01.25 | searching
Как-то слишком уж туберкулёзно. Какие-то мы здесь «сирые и убогие» и ничего не стоим без Европы. Да и картина чёрная, даже не чёрно-белая. Розовые очки – не есть хорошо. Но в чёрных – вообще ничего не видно.
Поскольку не только неравнодушен к самому нашему краю и его истории, но и посвятил NN-ое количество лет «Азоту» (причём на разных производствах), попробую поработать разноцветными фломастерами.
Об истории, наверное, попозже – не сопадают известные мне массивы фактов с концепцией статьи о подавлющем значении европейского фактора для построения Лисхимстроя.
Но для начала, как мне кажется, о более важном. На сегодняшний день Северодонецкий «Азот» одно из самых модерновых и конкурентных предприятий отрасли. В рыночный период его работы закрыты все планово убыточные подразделения советского периода. За счёт этого: значительно улучшена экология города (почти всё закрытое работало на безнадёжно старых технологиях); рыночно ориентирована экономика. Проведена модернизация технологического оборудования основных цехов. Внедрением АСУ ТП вместо контурных систем автоматизации революционно изменены системы управления. Причём работы по реконструкции ведутся и далее перманентно.
Многие жители Северодонецка даже не знают, что созданная их химиками в 2008 году система управления качеством продукции («Система Менеджмента Качества»), в 2009 году сертифицирована как соответствующая требованиям Международного сертификата качества ISO 9001:2008 для следующих областей применения «Проектирование, производство и реализация продукции производств аммиака, минеральных удобрений и кислот, продуктов органического и неорганического синтеза».
Иными словами, предприятием ещё в 2009 году выполнены условия (о которых многие в Украине только начинают мечтать) для продажи своей продукции в Европу и другие прочие Америки, Азии и Африки.
И заметьте: в цехах, производящих продукцию соответствующую международным стандартам, работают не европейские, а местные химики, инженеры, ремонтники и прочие мастеровые. Да и работа по сертификации и подготовке к ней была проведена силами своих профессионалов, без привлечения германских специалистов.
Более того, сам Северодонецкий «Азот» уже с полвека куда только не поставляет своих специалистов: вся Украина, РФ, Казахстан, Куба, Алжир, Прибалтика. В моём семейном архиве тоже есть такие гарантийные письма.
И, извините, но… Если мы в чём-то сейчас и нуждаемся, то не в уговорах о необходимости связей с европейскими государствами – а в руководстве, которое бы сразу (а не спустя полгода после назначения) понимало бы значение «Азота» для региона и валютного баланса страны. И приняло бы реальные (а не на уровне слоганов «солнце будет светить», а «азот будет работать») шаги по снабжению предприятия европейским газом (ведь существуют же некие реверсные схемы). И тогда вряд ли нужно было бы убеждать наших земляков в перспективности евроинтеграции при снабжении «Азота» газом из той самой Европы…

свернуть ветку

2016.01.27 | Simone
 Буду дуже вдячний за декілька прояснень
Як на вашу думку як що якась гидота упорота шо втекла до лугандону, або кацапїди завезені, як вгатить з того берегу Доньця по Азоту, а підприємство працюватиме у робочому циклі, які можливі наслідки? Ризик існує? Залізного куполу ми не маємо. На жаль...
Згоден шо не такі ми вже і нікчемні, за винятком паханів-олігархів. Не дуже багато, але шось до ЕС маємо експортувати.

свернуть ветку

2016.02.04 | searching
to Simone: Извините, не сразу увидел вопрос.
О рисках и железных куполах.
Авдеевский КХЗ, крупнейшее в Европе коксохимическое предприятие находится в 8 км от линии фронта («Азот», если не ошибаюсь, в 25 км?). В своё время приходилось работать на АКХЗ. Это не только коксовые батареи (часть из них «миллионники»), но и химическое производство из каменноугольной смолы и коксового газа: всевозможные масла, феноляты, бензол, сульфат аммония и т.д.
Железного купола над АКХЗ нет. Поэтому в августе 2015 СМИ писали: «Авдеевский КХЗ подвергается артиллерийским и минометным обстрелам с июля 2014 года. За это время на его территории разорвалось более 320 снарядов. Семеро заводчан погибли, более пятидесяти получили ранения». Противостояние у Авдеевки «плотное», блокпосты непосредственно у жилого района «Химик». В периоды интенсивных обстрелов города, работники предпочитали оставаться на заводе. Поэтому так много пострадавших.
Тем не менее, уже в сентябре 2015г. в тех же СМИ видел жалобы их гендиректора, на то, что не могут загрузить свои мощности выше 93% (!) из-за недопоставки вагонов «Укрзализныцею». Работает. Наверное, на угле из ПАР!?
Работающий завод, в прошлом году восстановил в городе 69 многоэтажек, 15 соцобъектов: садики, школы, дома культуры, больничные корпуса и т.д. 135-и частникам помогли материалами в ремонте собственных домов.
Есть ли риск у нас? Конечно есть! Но для этого существует МЧС, суперграмотный персонал «Азота», который способен минимизировать риски, и который сейчас несёт кадровые потери. От безысходности, порождённой неопределённостью, профессионалы уезжают. Мы уже довели до протестов в татарстанском Менделеевске, где начинаются бунты против «хохлов», вызванные, на самом деле тем, что северодонецкие специалисты получают наиболее престижные рабочие места. Меня это не удивляет. После остановки Лисичанского «Линика» наши местные спецы значительно усилили кадровый потенциал нефтяной отрасли РФ-ии от Волхова до Тюмени. Дело дошло до того, что на одном из нефтеперерабатывающих заводов в Ханты-Мансийском округе Главным технологом, Главным энергетиком и Главным механиком (одновременно!) работали наши соотечественники из Северодонецка и Рубежного.
Но все уехать не могут. И, на самом деле, я о другом.

У нас пытаются выработать комплекс неполноценности, вбивая в головы:
1). Производства у нас устаревшие, никуда не годящие,
2). Продукция никому не нужная, потому что не пройдёт европейской сертификации,
3). Сами мы люди никчемные, неспособные в силу своей ущербности даже прокормить себя. (Г.Тука: "Господи, да кого вы можете кормить, если вы сами себя прокормить не в состоянии?")
По поводу 1) и 2) написано выше. По поводу 3) можно поговорить отдельно и, я уверен, это не будет в пользу представителя государства.

Но на самом деле, на мой взгляд, с помощью 1), 2), 3) пытаются скрыть тот факт, что за 2 года пребывания у власти, люди взявшие на себя ответственность за страну, так и не выработали внятной экономической политики для конкретно нашего региона.
И, по-моему, пора уже (запасы кончаются!) нашему местному гражданскому обществу давить на эту власть, чтобы она в конце-концов решила пару-тройку «простых» вопросов:

1). Чем и когда в сложившейся ситуации будет заменена российская нефть для Лисичанского «Линика» и газ для Северодонецкого «Азота»?
2). Каким образом будут пущены заводы? Через компромисс, национализацию, с помощью «отжатия» в пользу «своих» (а что: тоже решение!)?
3). Если замены не будет, то чем будут перекрываться налоговые поступления от градообразующих предприятий и где взять ~12 000 рабочих мест?

В конце-концов, работа по поиску ответа на эти вопросы не бесплатна. Это голоса избирателей. Вечно эксплуатировать патриотическую тему не удавалось ни одной власти с элементами демократии. Можно обижаться на своего «неправильно» голосующего избирателя. Но, конструктивней понять почему. Ну нельзя Верховной Раде одобрять введение санкций против «Роснефти», не ответив на вопрос, что будет с Лисичанским НПЗ и его работниками. Это инициатору «постановы», г-же Черноног пофиг – журналист всегда с работой: хоть при демократах, хоть при диктаторах. У местного же населения такое «мудрое» решение ничего кроме раздражения и протестного голосования не вызовет.

P.S. По поводу экспорта в Европу. Мне очень хотелось бы, чтобы Вы оказались правы, и «Азот» смог бы продавать свою продукцию в Европу. Но, не верю. Не для того субсидируется европейский фермер из бюджета ЕС, чтобы позволить ему покупать не свои удобрения. Не будет пошлин, будут какие-нибудь антидемпинговые расследования и т.д. Да нам европейский рынок особенно и не нужен. Насколько я помню, Европа никогда не была приоритетным потребителем. Важно, чтобы предприятие работало – покупателя найдут…


2016.01.26 | hipuyis
а что такое пойменный мост?


2016.01.26 | svsever
Пойменные мосты располагаются в пойме (территория, которая заливается во время половодья) Северского Донца и нужны для пропуска воды во время половодья. В это время автодорога является своего рода плотиной. Можно ставить вопрос, а нужны ли пойменные мосты сейчас вообще? Учитывая, что паводков на Донце много лет не было, и вряд ли когда еще будут.

свернуть ветку

2016.01.26 | searching
С точки зрения пропуска высокой воды через дамбу дороги, может быть пойменные мосты и не нужны. Но, лучше сформировать свою точку зрения побывав на месте.
В октябре «предъявлял» младшему поколению исторические места: устье Лисичьего буерака, лесную дачу Фалеева, Боровской перевоз Кальмиусской сакмы, заодно и взорванный мост (современную историю!) посмотрели. Назад возвращались, минуя пойменные мосты. По-моему (я, всё-таки, не дорожник), как минимум два из них в аварийном состоянии. А это часть дороги, ради функционирования которой и ремонтируется мост. Как минимум, надо считать, что дешевле. Демонтировать пойменный мост, отсыпать на его месте дамбу, создать на дамбе новое дорожное полотно. Или тупо отремонтировать пойменный мост


2016.01.26 | searching
Сорри. Закончу мысль: Альтернатива - тупо отремонтировать существующий мост, сохранив (на всякий форсмажорный случай) его прямое назначение.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»