Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Регламент Северодонецкого городского совета частично противоречит закону

Юристы ЛОО ВОО КИУ выполнили правовой анализ регламента Северодонецкого городского совета (дальше – Регламента), принятого 24 декабря 2015 года (решение городского совета №91) и установили ряд серьезных расхождений этого документа с законодательством Украины.

Так, в абзаце третьем статьи 1.1. Регламента утверждается, что общий состав совета – это количественный состав совета, определенный советом в соответствии с законом. Это противоречит части третьей статьи 16 Закона Украины «О местных выборах», в соответствии с которой общий состав (количество депутатов) местного совета при численности избирателей от 50 до 100 тысяч составляет 36 человек. Никаких решений о своей численности городской совет не принимает.

В последнем абзаце статьи 2.11. Регламента содержится норма о том, что вопросы, решение которых в соответствии со ст. 26 относится к исключительной компетенции городского совета, вносятся на рассмотрение городского совета исключительно постоянными комиссиями или депутатами. Однако эта норма противоречит части тринадцатой статьи 46 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», в соответствии с которой любые вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления, могут вноситься на рассмотрение городского совета городским головой, постоянными комиссиями, депутатами, исполнительным комитетом, общими собраниями граждан.

Заметим, что эта норма Регламента не только незаконна (поскольку ограничивает право субъектов внесения вопросов на рассмотрение сессии), но и не реалистична. Не могут депутатские комиссии или депутаты-общественники готовить многие десятки проектов решений, каждое из которых требует профессиональных знаний в узкой отрасли. Так, уже сейчас на сессию, которая состоится 28 января, вносится 62 проекта решений, и все они подготовлены не депутатами, а различными отделами исполкома. А вот решать – станут ли эти проекты обязательными для исполнения в Северодонецке решениями горсовета или не станут – будут депутаты голосованием на сессии. Депутаты, также, могут изменить эти проекты, принять их в другом виде. А вот предусмотренный этой нормой Регламента запрет вносить такие вопросы на рассмотрение сессий  приведет к невозможности принимать  нужные для города решения – депутатам просто не за что (или против чего) будет голосовать.

В соответствии с абзацами 3,4 статьи 2.20 Регламента протокол сессии городского совета оформляется на протяжении месяца в одном экземпляре и хранится в орготделе горсовета до конца созыва. Однако в соответствии с частью семнадцатой статьи 46 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» протоколы заседания сессии являются открытыми и подлежат опубликованию.

В пункте восьмом статьи 2.21 Регламента утверждается, что к исключительной компетенции сессии относится учреждение средств массовой информации и назначение и увольнение их руководителей. Однако Законом Украины от 24 декабря 2015 года №917 органы местного самоуправления лишены права учреждать печатные органы местного самоуправления, назначать и увольнять их руководителей.

В соответствии с пунктом первым статьи 4.3. Регламента секретарь городского совета во время отсутствия городского головы исполняет его обязанности. Однако эта норма также не соответствует закону: в соответствии с нормами пункта первого части третьей статьи 50 и части второй статьи 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» секретарь городского совета исполняет обязанности городского головы в случае прекращения полномочий последнего или в случае невозможности исполнять им своих обязанностей. А вот на случай временного отсутствия  (отпуска, болезни и пр.) городской голова вправе поручать выполнение тех или других своих полномочий другому лицу на свой выбор.

Не предусмотрено законом «О местном самоуправлении» для секретаря горсовета и право созывать сессии городского совета в отсутствие городского головы – кроме случаев, когда городской голова неправомерно отказывается созывать сессию. Это относится и к сессии, созванной 24 декабря 2015 года.

Общая оценка ЛОО ВОО КИУ Регламента скептическая – документ малофункционален и не позволяет организовать эффективную работу городского совета в условиях острой политической конкуренции. Однако это выбор большинства депутатов, на который они имеют право. Тем не менее нормы, которые противоречат действующему законодательству, должны быть удалены или изменены.

В связи с этим ЛОО ВОО КИУ рекомендует городскому голове Валентину Казакову и депутатам из регламентной комиссии городского совета инициировать внесение изменения в Регламент, принятый 24 декабря 2015 года. В частности:

- изменить редакцию пункта статьи 1.1., изложив его в редакции: загальний склад ради - кількісний склад депутатів ради, визначений законом «Про місцеві вибори»;

- исключить статью 2.11.;

- абзацы третий и четвертый статьи 2.20 заменить редакцией Закона: «Протоколи сесій міської ради підписуються особисто міським головою, у разі його відсутності - секретарем міської ради, а у випадку проведення сесії депутатами ради, тим депутатом, який головував на її засіданні. Протоколи сесії ради є відкритими та оприлюднюються і надаються на запит відповідно до Закону України "Про доступ до публічної інформації";

- пункт восьмой статьи 2.21 изложить в редакции Закона: «заснування аудіовізуальних (електронних) засобів масової інформації відповідної ради, призначення і звільнення їх керівників»;

- пункт первый статьи 4.3. изложить в редакции: «у випадку неможливості виконувати обов’язки  або дострокового припинення повноважень міського голови, здійснює повноваження  міського голови».

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2016.01.17 | kwp
А в горсовете есть квалифицированные юристы?


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»