Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Школа Васильева


источник: газета «Сєвєродонецькі вісті», 2012 г

В 60-е годы Северодонецкая средняя школа №3, самое высокое здание по ул. Гоголя, была самой лучшей. Многие тогда, да и позже, считали, что это заслуга её директора – Павла Григорьевича Васильева.

До него в школе сменилось несколько директоров, а тут на целых 25 лет она стала школой Василь­ева. Многие учителя хотели поработать в ней, чтобы набраться опыта, а для учеников учиться здесь было очень престижно.

П.Г. Васильев – участник Великой Отечественной войны, пришёл с фронта инвалидом и вызывал у мальчишек и девчонок особое чувство благоговения.

Мое поколение – дети тех, кто воевал. Мы много знали о войне, умели ценить и уважать тех, кто отстоял Победу.

Павел Григорьевич до войны жил в Кировске (Голубовка) Луганской области. «1941 год. Мне 17 лет, – вспоминал он. – На руках вызов на учёбу в Ленинградское военно-морское инженерное училище им. Дзержинского. Известие о нападении фашистской Германии на нашу страну услышал по радио, когда 22 июня. в полдень, передали выступление Молотова. Оделся – и сразу в центр Ки-ровска. Там на шахте №22 организовали митинг.

Болью и гневом переполнялись сердца выступавших на нём. Они возмущались вероломством Гитлера и призывали всех встать на защиту Отечества. Наше дело правое, а потому мы победим. Враг будет разбит. Я не знал, что такое война, но воодушевленный патриотическим порывом, тоже считал, что пара месяцев – и фашисты потерпят крах.

Поехал в училище, а оно закрыто, все ушли на фронт. Где документы искать? Возвратился домой, гитлеровцы на подступах. Обратился в горвоенкомат с заявлением призвать меня в армию добровольцем. А 16 октября 1941 года получил повестку. Рядовым солдатом попал в артиллерийский полк. Затем учился в Костромском военно-инженерном училище им. Жданова».

Какие качества должны быть у сапёра? Мог ли 17-летний юноша в полной мере осознавать опасность, связанную с этой работой? Скорее всего, сработал принцип – раз надо, значит, надо учиться. Но то, что нужны были смелость, мужество, словом, характер – это уж точно. Работа сапёра – как ходьба по краю пропасти. И однажды ошибка дорого стоила Павлу Григорьевичу.

«В августе 1942 года нашу сапёрную роту в полном составе отправили на фронт, – рассказывал он. – Я воевал на Кавказе, северо-восточнее Туапсе. Получил контузию и ранение. Бои велись жестокие, но враг был остановлен. Нас десантом забрасывают в тыл немцев, под Новороссийск, на так называемую Малую землю. Восемь месяцев провоевал там. А в сентябре 1943 года «вышел из строя» – потерял ногу. Восемь месяцев госпиталя и – демобилизация. Медаль «За боевые заслуги» нашла меня только в начале 90-х. На Малой земле о ней лишь известили, приказ о награждении зачитали и всё… Туда ведь кроме боеприпасов ничего не доставляли…».

В мае 1944 года Павел Григорьевич демобилизовался, нужно было решать, как жить дальше. Работать? Учиться? Какую профессию выбрать? После долгих раздумий он поступает в Луганский педагогический. Учиться пришлось с перерывом на год (ранение давало о себе знать), а в 1949-м, по окончании вуза получил квалификацию «Учитель физики и математики».

На последнем курсе его избрали парторгом физико-математического факультета. Это впоследствии и определит его дальнейшую жизнь.

После института он вернулся в Кировск, где работал учителем, через пару лет стал директором школы. В дальнейшем несколько лет был на партийной работе – вторым секретарём райкома партии и полтора года настойчиво просился на работу в школу.

В те годы редко кто уходил с такой должности по собственному желанию, да ещё в школу. И у секретаря обкома партии В.К. Клименко возник вопрос: «А что, Васильев - проворовался, раз написал такое заявление?». Когда узнал о нём мнение коллег, тогда же, на совещании обратился к руководству областного отдела народного образования с просьбой помочь Васильеву в трудоустройстве. После совещания знакомые настоятельно рекомендовали Павлу Григорьевичу Лисхимстрой. Он приехал посмотреть поселок, а в 1956 году уже работал директором в школе №2 с украинским языком обучения. Через год, когда сдали в эксплуатацию новое здание СШ №3, стал там директором и трудился до ухода на пенсию в 1982 году.

Павлу Григорьевичу удалось сделать её не только лучшей в городе, но и создать из неё, как тогда говорили, кузницу педагогических кадров. П.Г. Васильеву не просто было сформировать коллектив. Многие не выдерживали его требований и уходили, но те, кто оставались, со временем пройдя весь «курс молодого бойца», уходили в другие школы уже на повышение – директорами и завучами, достойно неся знания и опыт, приобретённые в школе Васильева.

Он награждён орденом Ленина, имеет медали и знаки отличника просвещения УССР и СССР. Ему присвоено звание Почётного гражданина Северодонецка. Его ценят учителя, любят ученики, и он отвечает им взаимностью.

Л. КАТУНИНА (БАРЖАНСКАЯ), газета «Сєвєродонецькі вісті», 2012 г.

От редакции СвС: 2 августа 2014 года Павла Григорьевича не стало.

Другие материалы из цикла "История Северодонецка в персонах"

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»