Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

ЮНИСЕФ. Помощь детям, потерявшим главное


источник: фото www.unian.net
В Северодонецке презентовали итоги четырех месяцев работы проекта «Учимся жить вместе» - развитие жизненных навыков и психосоциальная помощь детям, подросткам и семьям, которые пострадали вследствие конфликта в Украине. Проект продлится еще до конца года. Он является частью инициативы Европейского Союза и Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в Украине, которая называется «Дети мира». Исполнители проекта – Киево-Могилянская Академия и Детский Фонд «Здоровье через образование». Смысл его в том, чтобы вывести детей, оказавшихся в зоне боевых действий, потерявших дом, близких, переселенных в чужие для них города, из состояния стресса, психологической травмы, шока, потери социальной ориентации. А для этого научить родителей, педагогов, социальных работников основам эмоционального общения, создания безопасной и дружественной среды в классе, группе, школе, дома. И поработать с самими детьми – восстановить навыки общения, погасить агрессию как у них, так и к ним - со стороны коренного детского и взрослого населения.
Руководитель Программы защиты детей Габриель Акимова (представительство Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в Украине) поделилась своим видением задачи проекта: для детей, пострадавших в результате конфликтов, порожденных взрослыми, важны не только стены дома, пища, вода, медикаменты, но и возможность развиваться, иметь перспективу. Конфликты иной раз тянутся десятилетиями, а дети растут, проблемы их развития множатся. И если оставить все, как есть, проблема останется внутри, породит новые и это будет множество личных катастроф и одна большая общая.
В условиях Украины проблема усугубляется, как считает ведущий эксперт проекта, психотерапевт Оксана Залесская, тем, что в нашей культуре не принято вслух говорить о своих страхах, слабостях, личностных тревогах. Как следствие, например, одно время в детских коллективах существовал запрет говорить о конфликте, войне. И это привело к росту агрессии, злобе, к дракам… А прогрессивный подход в психологии как раз наоборот состоит в том, что травма не должна «капсулироваться» и переходить от наших детей к внукам.
Практикующий психолог из Горского Людмила Романенко, работая с детьми на самой линии фронта, заметила, что местные дети, даже если пережили обстрелы, повреждение своих домов, дни и ночи в подвалах, все же не так травмированы, как дети-переселенцы, вырванные из привычной с раннего детства среды. И сейчас, когда фронт отодвинулся, у нее больше работы, чем во время активных боевых действий. И эта работа тяжелее.
Главный инструмент работников в этом проекте – метод каскадных тренингов в двух направлениях – формирование у детей навыков позитивной адаптации (игры, рисунок, общение, управление стрессом) и работа с родителями и педагогами. Уже прошли обучение 1550 педагогов и 230 практических психологов в пяти восточных областях. Дальше эти специалисты будут обучать коллег в тех детских учреждениях, куда «не добрался» персонал проекта. И 26 тысяч детей уже приняли участие в программах психосоциальной поддержки. А конечные результаты программы в цифрах – 4000 обученных педагогов, 450 психологов практиков, 100 социальных работников и 300 000 детей и их родителей. Показательно, что часть педагогических работников вначале скептически отнеслась к тренингам – мол, мы и так много знаем. Но теперь их интерес к программе характеризуется словом «жадный».
Дополнительную информацию все заинтересованные могут получить на портале autta.org.ua. Создаются комплекты пособий, сборники мультимедийных материалов, разрабатывается компьютерный класс для педагогов.
Организаторы предлагают также пользоваться сайтом «Слова помогают».
Остается еще рассчитывать на координацию этого проекта с другими, работающими в той же сфере. Чтобы помощь пострадавшим от конфликта в нашей стране была не просто разнообразной, но комплексной.
Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»