Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
Статьи
версия для печати

Природная среда Луганщины: последствия войны

Площадь контролируемой украинским правительством части территории Луганской области составляет 18330 кв.км, на ней проживают 705 тыс. чел. Населения, понятно, маловато для формирования новой (Северодонецкой) области, зато эта территория почти на 100% - Слобожанщина.  На ней проживают преимущественно этнические украинцы, считающие родным языком украинский. Доля русофильского населения здесь меньше, чем в Харькове. Не говоря уже о Луганске или Антраците.

Основные отрасли экономики этого региона – сельское хозяйство, которое специализируется, в основном, на выращивании зерновых (примерно миллион тонн в год), и химическая промышленность в Северодонецке (производство минеральных удобрений, стеклопластиков, катализаторов и др.), Лисичанске (стекольное производство, производство нефтепродуктов), Рубежном (производство взрывчатых веществ, картона). На территории региона осуществляется добыча природного газа (примерно полмиллиарда  куб.м. в год). Все перечисленные отрасли рентабельны и имеют высокий экспортный или экспортозамещающий потенциал. И в условиях мира и умелого регионального руководства эта территория будет самодостаточной  и экономически успешной. В отличие от довоенной Луганской области, нынешняя (без промышленной, но технически отсталой, южной части) не будет дотационной.

Экологические риски при такой экономической конфигурации территории связаны, прежде всего, с деградацией почв, загрязнением подземных вод в регионе Рубежное-Северодонецк-Лисичанск, деградацией природных ландшафтов и малых рек. Тем не менее, эти риски можно оценивать как достаточно умеренные, в отличие от таковых на территориях, контролируемых ЛНР. Где уровень антропогенного воздействия на природу является чрезмерным и позволяет говорить о ситуации экологической катастрофы.

Но в настоящее время значительные экологические потери Луганской области связаны не с экономической деятельностью, а с последствиями военных действий. Наибольшие экологические проблемы территории, связанные с войной, следующие:

  1. Рост загрязнения воды в реке Северский Донец.

Эта река является главной водной артерией региона и служит, в том числе, для питьевого водоснабжения.  Сейчас главными загрязнителями реки являются населенные пункты и предприятия, расположенные на водосборной правобережной территории реки, которая в основном контролируется т.н. ЛНР. Водоочистные сооружения в ЛНР остановлены «для экономии», а коммунальные и промышленные стоки сбрасываются в природные водоемы в неочищенном виде. Откуда поступают в Северский Донец. При этом реальные объемы сбросов неизвестны. Как и реальные данные по загрязненности воды в створах, находящихся ниже по течению от створа в районе пос. Нижнее.

Последнее связано с тем, что линия разграничения по территории области проходит как раз по Северскому Донцу – от села Крымское до границы с Российской Федерацией. И это большая часть русла реки в границах Луганской области. А мониторинговые службы считают невозможным осуществлять забор воды для  анализов там, где на противоположном берегу могут находиться вооруженные боевики.

2.Уничтожение объектов природно-заповедного фонда.

Луганская область и до войны была весьма бедной на объекты природно-заповедного фонда государственного значения, в которых работа по сохранению природных ландшафтов проводится силами специальной администрации. Был только один такой объект – относительно небольшой  по площади Луганский природный заповедник. В его состав входили четыре территориальных отделения: Стрельцовская степь (Меловской район), Станично-Луганское отделение, Провальская степь (Свердловский район) и Трехизбенское отделение (Славяносербский район). В результате событий 2014 года отделение «Провальская степь» осталось на временно оккупированной территории, а Станично-Луганское и Трехизбенское отделения вначале были в оккупации, а затем были освобождены ВСУ, но остались вблизи линии разграничения. В результате имущество центральной усадьбы заповедника в Станице Луганской (автотранспорт, компьютерная техника и пр.) разграблено, а самим охраняемым объектам нанесен существенный вред в результате обстрелов, вызванных ними пожаров, вырубками деревьев и т.д.

Не создается второй природно-заповедный объект государственного значения – национальный парк «Кременские леса». Поскольку главы Луганской областной военно-гражданской администрации (вначале Москаль, а потом и Тука) считают, что создание такого природно-заповедного объекта во время войны является нецелесообразным.

  1. Неконтролируемые вырубки лесов.

Для фортификационных работ, которые проводились и проводятся вдоль линии разграничения, требовалось большое количество леса, который заготовлялся в ближайших лесах. Но не меньшее количество деревьев было срублено лесохозяйственными субъектами для реализации древесины. В частности, лес постоянно вывозится на территории, контролируемые ЛНР и ДНР, как деловая древесина и для использования в виде шахтной стойки (на шахтах ДТЭК). При этом луганские лесники широко используют сплошную вырубку леса, что является причиной  большого ущерба окружающей среде. Контролирующим органам  применение сплошных вырубок объясняют якобы потребностями санитарной очистки леса, а разрешения на такие вырубки дает ведомственная лесотехническая инспекция.

4.Прекращение мониторинга состояния подземных вод

Большую природную ценность в Луганской области представляют подземные водоносные горизонты, в которых находятся наибольшие в Украине запасы пресной артезианской воды. Эта вода используется для водоснабжения городов Северодонецк, Рубежное, Лисичанск, Кременная, Счастье, а также является основным источником водоснабжения территорий, контролируемых ЛНР. В тоже время эти горизонты подвергаются антропогенному загрязнению, в том числе отходами химических предприятий Северодонецка и Рубежного. В довоенное время постоянный мониторинг состояния подземных вод производило предприятие «Луганскгеология». После оккупации НВФ Луганска предприятие переехало в Сумы, и мониторинг состояния подземных вод в Луганской области прекращен. Что чревато серьезными экологическими рисками.

5.Экологические риски восстановления работы крупных предприятий

Экономическая успешность региона в границах территорий Луганской области, контролируемых правительством Украины, в значительной степени зависит от запуска в работу Северодонецкого «Азота», Лисичанского «Линоса» и Рубежанской «Зари». Однако, сырье и продукция этих предприятий таковы, что их промышленные выбросы в окружающую среду могут привести к тяжелым экологическим последствиям. Именно поэтому предприятия «Азот» и «Зоря» были остановлены, как только в Северодонецке произошло первое применение боевиками огнестрельного оружия. А 18 июля 2014 года ракета из установки «Град» попала в емкость с нефтепродуктами на территории Лисичанского «Линоса», в результате чего произошло их возгорание. Пожар продолжался несколько недель, пока не выгорели несколько сотен тонн хранившихся в нем нефтепродуктов. При этом окружающая среда была существенно загрязнена продуктами горения.

Три указанных выше предприятия находятся в зоне достижения для реактивных систем НВФ, поэтому их запуск без обеспечения надежного прекращения огня недопустим.

Кроме того, для запуска «Азота» и «Линоса» нужно не менее 2 альтернативных источников электроснабжения, иначе слишком высок риск возникновения серьезных аварийных ситуаций. В настоящее время эти предприятия (как и весь север Луганской области) запитаны от единственного источника – ТЭС в Счастье. Поскольку на сегодняшний день контролируемая правительством Украины часть территории Луганской области является энергетическим островом – она не присоединена к единой энергетической системе Украины.

6.Дезорганизация системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды

Распоряжением руководителя Луганской областной военно-гражданской администрации от 12 марта 2016 №123  ликвидирован департамент экологии и природных ресурсов Луганской облгосадминистрации. Что существенно снижает эффективность выполнения государством контрольной функции в сфере природопользования в Луганской области.

Что нужно сделать для компенсации ущерба, нанесенного войной природе Луганской области?

1.Восстановить мониторинг загрязнения реки Северский Донец на всей протяженности в пределах Луганской области, включив эту проблему в перечень рассматриваемых в Минске рабочей группой по гуманитарным вопросам.

2.Включить в систему мониторинга результаты анализов, которые выполняются лабораторией ТЭС в Счастье.

3.Перенести центральную усадьбу Луганского природного заповедника в Меловской район, восстановить материальную базу заповедника.

4.Восстановить режимы ограничения природопользования для Станично-Луганского и Трехизбенского отделений Луганского природного заповедника.

5.Создать национальный природный парк «Кременские леса».

6.На уровне нормативного акта запретить в Луганской области, леса которой в наибольшей степени пострадали от боевых действий, сплошные рубки в качестве санитарных рубок.

7.Сделать открытыми для общественности  все решения о вырубках в лесах Луганской области.

8.Восстановить деятельность «Луганскгеологии» по мониторингу подземных вод.

9.Построить ЛЭП для организации альтернативного электрообеспечения Луганской области от подстанции «Донбасская».

10.Отменить распоряжение руководителя Луганской областной военно-гражданской администрации от 12 марта 2016 №123.

 

Алексей  Светиков, к.т.н., доцент, ОО «Зелений світ», г. Северодонецк

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2016.04.16 | voevoda
Очень актуальная статья! И довольно толковые предложения, но центром организации работ по данной порблемме должна быть местная власть: ОГА и горсоветы. Уход от решения проблемных экологических вопросов, - может иметь не предсказуемые последствия. Фактически безконтрольными и безхозяйными стали десятки скважин Володинского забора, которые около 70-ти лет разрабатывались, контролировались и инспекциями и хозяйствующими субъектами. Полная бездеятельность Туки Г.Б. в этих вопросах, наоборот даже коррупционные поползновения в вырубке леса и полная бездеятельность ОДА в нормальном формировании границ объединеных громад Левобережья Северского Донца.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»