Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
Статьи
версия для печати

Почему в Северодонецке нет храма УПЦ КП?

Часть северодончан считают, что храма украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) в Северодонецке нет, потому что его никому строить, еще одна часть утверждает, что «власть не дает землю». Обе позиции, мягко говоря, далеки от истины.

На самом деле, в Северодонецке еще в 2008 году были зарегистрированы 3 религиозные организации УПЦ КП, информацию о них можно найти на сайте «Сегодня в Северодонецке». По крайней мере, со многими членами РО УПЦ УП «Парафия Покровы Пресвятой Богородицы» автор знаком лично, еще со дня открытия Свято-Троицкого храма в Луганске - 28 членов этой организации принимали участие в открытии первого и единственного храма УП в области.

Эта организация впервые обратилась в Северодонецкий исполком с ходатайством о выделении земельного участка под строительство храма восемь лет назад. Но тогдашний городской голова Владимир Грицишин, который ловко лавировал между пророссийскими и проукраинскими политбонзами, в предоставлении участка отказал. Точно также, как много лет отказывали в выделении участка под храм УПЦ КП власти Луганска.

Благоприятная ситуация для строительства храма КП в Северодонецке сложилась только осенью 2014 года, когда сюда переместился областной центр. Тогда руководитель РО УПЦ УП «Парафия Покровы Пресвятой Богородицы» Иван Петрович Шамрай в очередной раз подал заявление о выделении земельного участка под строительство. Каюсь, и я к этому его подбивал. А до этого у меня состоялся разговор с городским головой Валентином Казаковым (это был первый мой разговор с ним тет-а-тет). Я изложил градоначальнику свою позицию. Что я не являюсь членом этой религиозной громады, но хочу, чтобы благоприятная ситуация для развития города использовалась бы в максимальной степени. В частности, чтобы здесь были открыты как можно больше объектов социальной направленности. И кафедральный собор УПЦ КП – хорошее приобретение для будущего Северодонецка.

Казаков с такими доводами соглашался, хотя и опасался негативной реакции со стороны местных иерархов УПЦ МП. Преодолеть которую я бы мог помочь. Например, поднял бы информационную «волну» вокруг деятельности подчиненных северодонецкой епархии приходов в Первомайске и Стаханове. Которые достаточно явно поддерживали казаков Павла Дремова. По моей оценке, после нескольких таких публикаций противодействие строительству храма УПЦ КП в Северодонецке со стороны УПЦ МП сошло бы на нет.

По поводу заявления Шамрая у заместителя городского головы Александра Ольшанского состоялось совещание, специалисты исполкома предложили альтернативный вариант размещения храма. Это место, которое отведено под строительство культового сооружения в будущем парке за Чистым озером – в соответствии с детальным планом застройки этой территории. На мой взгляд – исполком предложил хорошее место. Храм был бы прекрасно виден с улицы Новикова, отражался бы в воде озера, и стал бы еще одним украшением Северодонецка. Да и для верующих он был бы значительно доступнее, чем, например, храм УПЦ МП на Лесной Даче.

Вместе с главным архитектором Северодонецка Владимиром Волошиным и Иваном Шамраем мы съездили на место, которое предполагалось для строительства церкви, Иван Петрович (а позднее - и религиозная громада) с предложением согласился. Спонсоры подготовили для И.П.Шамрая план застройки и эскиз сооружения – документы, которые дополнительно требовал исполком для рассмотрения заявления о землеотводе. У Шамрая также была договоренность с предприятием, которое бралось за изготовление церкви (из металлоконструкций).

Но через неделю, совершенно неожиданно для меня, в выделении земельного участка было отказано. Я снова встретился с Казаковым, и тот заверил, что это – недоразумение. Что, мол, просто не все документы поданы. Но чуть позже Иван Шамрай узнал, что случилось на самом деле. Оказалось, что после подачи религиозной организацией заявления и нужных документов, в исполком приехал Афанасий, епископ Луганский и Старобельский УПЦ КП. Он заявил, что место для церкви за Чистым озером его не устраивает, ему нужно место в зоне жилой застройки. А лучше, чтобы ему передали одно из культовых сооружений УПЦ МП. Речь велась, в т.ч. и о кафедральном Свято-Христо-Рождественском соборе.

При этом Афанасий не удосужился встретиться не только с членами религиозной громады, которая ходатайствовала о выделении земли, но и с ее руководителем. Получилось, что верующие, которые хотели построить для себя церковь, оказались сами по себе, а их формальный иерарх – сам по себе. В итоге, через полтора года после того, как власть Северодонецка была готова выделить участок под строительство храма, к решению проблемы так и не приступили. И с тех пор ситуация изменилась в худшую сторону.

Мнение постороннего, что все-таки делать теперь?

1.Проукраинская общественность города должна определиться, является ли для нее  важным появление в Северодонецке храма УПЦ КП. И предметно заниматься этим вопросом. При этом не важно, являются ли проукраински настроенные люди верующими сами, ведь такая церковь в любом случае будет центром распространения проукраинских взглядов в городе. Да и не только в городе – в регионе в целом.

2.Сами иерархи УПЦ КП должны стать более реалистичными и прагматичными в своих действиях. И координировать их со своей паствой. Пока что работа Афанасия в этом плане должна быть оценена как неудовлетворительная. В единственном в области культовом сооружении УПЦ КП - Свято-Троицком храме в Луганске - хотя и проводятся иногда службы, но кафедральным он точно уже не является. Да и не доступен он для проукраински настроенных верующих. В результате на контролируемой украинским правительством территории Луганской области пасхальные богослужения в этом году не проводились. Если исключить службы на территориях воинских частей. С другой стороны, разве ЛОО КИУ должно обращаться к Филарету по этому поводу?

3.По моей оценке, возможность получить земельный участок под строительство церкви УПЦ КП за Чистым озером еще имеется. По крайней мере, в случае возвращения Валентина Казакова на должность городского головы.  Решаемы и другие вопросы. Была бы добрая воля. И желание т.н. патриотов делать реальную работу по продвижению интересов Украины в Северодонецке. Это, понятно, сложнее и утомительнее, чем акции по перекраске стелы.

Алексей Светиков

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2016.05.16 | cat_number_33
Такой храм нужен однозначно. Московские попы - это шпионы и предатели.
Украинцам нужна своя церковь. Российская нам не подходит. Да её и церковью не назовёшь. Это замаскированный филиал ФСБ, который давно пора прикрыть.

свернуть ветку

2016.05.18 | Сергей
Добавлю к написанному, что в храмах московской патриархии до сих пор идёт агитация против Украины.


2016.05.16 | Lex
Единственным человеком, которому интересно всё прогрессивное и украинское является Малеванец. Алексей, возьмитесь, пожалуйста, и за продвижение храма.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»