Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

К 25-летию коммерческой службы Северодонецкого «Азота»

С началом перестройки, когда предприятиям предоставили больше экономической самостоятельности, оживилась их собственная коммерческая деятельность. 

Генеральный директор Северодонецкого «Азота» Богдан Николаевич Лищина придал этому вопросу огромное значение – была поставлена задача не просто научиться торговать, а делать это самим, без посредников, которыми в то время пытались выступить созданные при различных министерствах организации. После нескольких целевых командировок, проработок полученной информации, изучения различной документации других фирм стало ясно, что все профильные подразделения объединения, в том числе и созданный в 1989 году отдел внешнеэкономических связей, требовали единого подчинения. 

Пожалуй, приказ под номером 625 от 19 июля 1991 года стал если не последним, то одним из последних на нашем предприятии времен Советского Союза – та страна доживала последние дни.

Богдан Николаевич Лищина, как всегда, мыслил стратегически, формируя в этот момент коммерческую службу, как говорится в приказе: «…с целью создания условий для стабильной работы объединения при переходе народного хозяйства страны к рыночным отношениям, совершенствования системы оперативных связей и взаимодействия со службами предприятия…»

Коммерческим директором «Азота» был назначен Петр Иванович Сысоев, его заместителем – Эдуард Антонович Пожидаев.

В новую структуру вошли отдел сбыта (начальник Валерий Васильевич Удовиченко), отдел материально-технического снабжения (Николай Иванович Нагорянский), отдел внешнеэкономических связей (Анатолий Михайлович Чванов), отдел оборудования (Михаил Абрамович Прилуцкий). В подчинении П.И. Сысоева также находились цехи комплектации и хозяйственной деятельности. 

Полагалось, что на тот момент подобная структура поможет скоординировать работу всех подразделений, тем или иным образом участвовавших в осуществлении коммерческих сделок. И тенденция себя оправдала – многие вопросы стали решаться значительно эффективнее.


После П.И. Сысоева коммерческой службой руководили Э.А. ПожидаевИ.Г. КармазинА.П. КунченкоВ.В. КазаковС.А. Клитинский.

 Конечно, за минувшие четверть века вносились определенные коррективы, проходила реструктуризация – и управленческая, и хозяйственная. 

А с вхождением в холдинг OSTCHEM службу разделили надвое. Обеспечением сырьем, материалами, оборудованием занимается служба материально-технического снабжения, а реализацией продукции – коммерческая служба.

 

Сейчас коммерческому директору Сергею Игоревичу Соколовскому подчинены отдел продаж и отдел внешнеэкономической деятельности. Директор по материально-техническому снабжению Евгений Владимирович Белоусов (а до него А.В. Павлов) курирует управление снабжения, сектор анализа и подготовки тендеров, цех складского хозяйства и новую структуру – управление закупок работ/услуг.

– Тем не менее, между всеми этими подразделениями остается тесная связь, – отмечает С.И. Соколовский. – Мы продолжаем проводить совместные оперативки, вырабатывая единую стратегию в решении текущих проблем, направленных на полное удовлетворение потребностей покупателей и снабжение Северодонецкого «Азота» всем необходимым. 

Северодонецкий «Азот» OSTCHEM выпускает около 30 видов товарной продукции, которую необходимо не просто сбыть покупателю, а сделать это максимально выгодно для предприятия с учетом объемов нашего производства. Каждое наименование закреплено за конкретным экономистом отдела продаж (ранее – отдел сбыта).

– За исключением минеральных удобрений, наша продукция не подразумевает наличия огромного числа клиентов. Основными покупателями являются такие же химические предприятия, которые используют ее у себя в качестве сырья, – отмечает начальник отдела Владислав Сергеевич Лебедь. – Мы знаем практически всех, кто присутствует на рынке. С ними согласовываются ближайшие перспективы. Планирование продаж идет на месяц вперед, поэтому на такой период у покупателей запрашивается информация об объемах закупки. Часто заключаются среднесрочные договоры поквартально.

С учетом этого ведется баланс реализованной предприятием продукции. Если же наблюдается какой-либо дисбаланс в плане производства, специалисты отдела продаж обращаются в производственный отдел с соответствующими предложениями изменить в большую или меньшую сторону план выпуска с учетом потребностей рынка.

– Бывают случаи, что мы выходим с резким увеличением выработки, – продолжает Владислав Сергеевич. – Например, когда построили еще одну установку производства калиевой/натриевой селитры, сразу возникла возможность одновременного выпуска обоих наименований товара (до этого на одном агрегате производство продукции шло попеременно). Соответственно, появились дополнительные объемы реализации, была проведена работа по увеличению продаж. Ее итогом стал выход нашей натриевой селитрой на европейский рынок – Польшу, Италию, Словению и ряд других стран. 

Также был дополнительно проработан рынок калиевой селитры, что закрыло вопрос с ее нехваткой на внутреннем рынке и позволило увеличить реализацию на экспорт. 

В.С. Лебедь – молодой руководитель. Конечно, по его словам, многому приходилось учиться у предшественников. Так, Валерий Васильевич Удовиченко проработал в отделе сбыта более 20 лет. 

– Считаю Валерия Васильевича своим наставником, – говорит о бывшем руководителе отдела его последователь. – Всегда, когда рассматривались какие-то ситуации, любимой его фразой была: «Давайте возьмем худший случай». То есть, Валерий Васильевич пытался спрогнозировать, к чему могут привести наши действия, а потом искать пути решения таким образом, чтобы этот худший вариант не произошел.

Да и сейчас в отделе продаж работают экономисты, с которых стоит брать пример молодым кадрам. Ларисе Викторовне РазумнойЕкатерине Николаевне Поймановой, а также уже ушедшей на заслуженный отдых Инне Борисовне Бобро, всегда поручались самые ответственные участки работы. Аммиак, амселитра находятся в компетенции Л.В. Разумной, уксусную кислоту вела И.Б. Бобро, а после нее Е.Н. Пойманова. Сбыт карбамида в руках Надежды Дмитриевны Мовмыги.

Они постепенно вводят в курс дела, рассказывают все тонкости ведения работы поступившим в отдел экономистам, а те, в свою очередь, учатся на примере старших коллег, набираются неоценимого опыта.

– Действительно, мы как одна дружная семья, всегда готовы помочь друг другу, – рассказывает заместитель начальника отдела продаж Наталья Евгеньевна Макашутина. – Более опытные коллеги всегда ответят на любой вопрос, щедро поделятся своими знаниями, окружат заботой молодежь отдела. Так было с первых дней моей работы здесь, так продолжается и сегодня.

Много лет отделу сбыта отдали ветераны Валентина Петровна Адонина и Лидия Евсеевна Бриткару.

– А знаете ли вы, что в середине прошлого века отдел базировался не в корпусе №196-б, а в трех комнатах бюро пропусков возле I проходной? В одной начальник, в другой зам, все остальные – вместе, – делится воспоминаниями Л.Е. Бриткару.

 А Валентина Петровна, вспоминая бывших руководителей отдела, в шутку заметила, что их объединял не только профессионализм, доскональное знание своего дела, но и … высокий рост: 

– Удовиченко когда пришел, говорил: «В отдел сбыта принимают по росту – Леонид Александрович Баташанян высокий, Эдуард Антонович Пожидаев высокий, вот и я тоже…»

В.П. Адонина работала в лаборатории гидроксил­аминсульфата, комитете комсомола предприятия. А до 1998 года, порядка тридцати лет, – товароведом и экономистом отдела сбыта. «Азотовский» трудовой стаж Л.Е. Бриткару, приехавшей к нам в город с целины, составляет 36 лет – с 1968 по 2004 гг. В отделе сбыта она была машинисткой, товароведом, экономистом.

– Мы с закрытыми глазами знали, в какой уголок страны, что и в каком объеме нужно доставить, – рассказывают женщины. – Например, азотная кислота ОСЧ. Многие сейчас, наверное, и не догадываются, что это такое – азотная кислота особой чистоты. А случалось ведь и такое, что при поставке по пути вагоны сами воспламенялись – продукция была опасной. Обычно столичная организация давала нам разнарядку на каждый продукт. Но когда минеральных удобрений вырабатывалось много, а сбыта не было, потребителей мы искали самостоятельно.

В период независимости Украины ряд задач, стоявший перед отделом продаж, стал решаться совместно с ОВЭД. Так, при подготовке отгрузки на экспорт специалисты родственного отдела коммерческой службы оформляют внешнеэкономические контракты, по которым потом работают сотрудники отдела продаж. То есть, таможенными процедурами занимается ОВЭД, а документы готовятся в отделе продаж.

Пресс-центр ЧАСТНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СЕВЕРОДОНЕЦКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АЗОТ»

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»