Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Аэропорт Северодонецка: конец авантюры или конец надежды на будущее?

15 июля 2016 года было издано распоряжение руководителя Луганской областной военно-гражданской администрации №418, которым коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Северодонецк» ликвидируется с 1 ноября 2016 года. До этого,  15 июня 2016 года, следственный отдел  Северодонецкого  подразделения полиции по материалам рассмотрения материалов аудита этого предприятия возбудил уголовное производство по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 191 УК Украины. Ранее озвучивалась идея департамента регионального развития, промышленности, инфраструктуры и энергосбережения Луганской областной военно-гражданской администрации о передачи имущественного комплекса аэропорта из собственности территориальных громад Луганской области в собственность Министерства обороны. Означает ли это, что аэропорта в Северодонецке больше не будет? Какие события привели к такому результату?

Для получения ответа на второй вопрос редакция «СвС» провела небольшой экскурс в прошлое.

В связи с распадом «Аэрофлота» и острым экономическим кризисом регулярные рейсы из северодонецкого аэропорта были прекращены в 1993 году. А в 1995 году авиакомпания «Луганские авиалинии» передала его в собственность города Северодонецка, который тогда возглавлял Владимир Грицишин. В результате хозяйственная деятельность и стороннее финансирование предприятия были практически прекращены, задолженность перед работниками по заработной плате достигала нескольких лет.

В 2000 году аэропорт был продан (приватизирован) северодонецким исполкомом Лисичанскому предприятию РНУ, директору которого Леониду Крысанову удалось вдохнуть в него вторую жизнь. Аэропорт начал принимал чартеры, а в 2002 году отсюда осуществлялись регулярные рейсы на Киев. По крайней мере в апреле 2002 из Северодонецка в Жуляны летал автор этой статьи. Но в 2006 году Крысанов был избран лисичанским городским головою, а у его приемника Виктора Щугорева не было желания заниматься убыточным непрофильным активом.

Новый шанс на возрождения северодонецкого аэропорта появился, когда «Азот» перешел под контроль Дмитрия Фирташа. Который пообещал профинансировать в том числе  возобновление работы аэропорта. Обещание это осталось обещанием, но год спустя собственником актива  филиал УМГ Донбасстрансгаз ДК Укртрансгаз был объявлен тендер на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт аэропорта Северодонецк». Участники торгов должны были подать свои предложения по ценам на выполнение работ до 14 ноября 2013 года, с периодом выполнения работ до марта 2014 года.

Будем считать, что это политический кризис в Украине осенью 2013 года и начавшаяся в 2014 году война на Донбассе привели к остановке этих работ. А во время оккупации Северодонецка боевики Алексея Мозгового доразграбили в аэропорту то, что не успели растащить до них.

9 сентября 2014 года идею возобновить его работу озвучил вновь назначенный главой облгосадминистрации Геннадий Москаль. Думаю, что эту идею вложил ему в уши все тот же Владимир Грицишин, который был тогда заместителем главы. Москалю идея реконструкции северодонецкого аэропорта явно понравилась. Или, по крайней мере, сумма, которые под эту идею планировалось получить из госбюджета – 2 млрд.грн. А "генерал-губернатора" тогда во всем поддерживал Президент Петр Порошенко.

29 апреля 2015 года распоряжением Кабинета Министров Украины имущественный комплекс был изъят у ПАО «Укртрансгаз» и бесплатно передан в управление Луганской областной государственной администрации.  23 июня 2015 года распоряжением Геннадия Москаля было учреждено коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Северодонецк», в качестве уставного фонда из областного бюджета предприятию было передано 3859207 грн. А  директором назначен бывший директор аэропорта Юрий Фалалеев. Позднее, 21 октября 2015 года, уже при Туке, этому предприятию был передан в управление имущественный комплекс аэропорта. И в этом тоже вряд ли обошлось без Грицишина. Учитывая, что договор был заверен частным нотариусом Малаховым.

Идея Москаля о восстановлении северодонецкого аэропорта с самого начала была подвергнута жесткой критике со стороны некоторых проукраинских общественных деятелей. Особенно, Дмитрием Снигиревым, который расценивал ее как корупционную. И не без оснований. В то время на этой территории базировались дивизионы реактивной артиллерии ВСУ, которые периодически обстреливали боевиков, позиции которых располагались в районе Кировска. И хотя «ответки» сюда за два года войны не разу не было, но она вполне могла быть. Да и появление здесь ДРГ с ПЗРК – легко прогнозировать. Какой гражданский аэропорт может быть в 20 км от линии фронта? Плюс, огромная сумма, которую предполагалось получить с государственного бюджета. Озвученная при Москале сумма в 2 млрд.грн. при Георгии Туке возросла до 3 млрд. И это только на взлетную полосу. В последний год директор аэропорта уже не говорил о ремонтных работах (мол, на сегодняшний день, нереально) и просил деньги только на проектные работы. «Каких-то» 100 млн. грн.

Предприятие, которое было создано летом 2015 года и имеет штат около 10 человек, какую-либо хозяйственную деятельность не проводило. И не могло проводить в принципе, учитывая, каких имеет соседей. Не было ему открыто и бюджетное финансирование. Как сообщал для СМИ его директор Юрий Фалалеев, предприятие «проедало» деньги уставного фонда. Этим обстоятельством, по всей видимости, и вызвано возбуждение уголовного производства. Увы, авантюра (или афера), начатая в сентябре 2014, пришла к своему логическому завершению.

Но тех жителей Северодонецка, кто действительно обеспокоен судьбой города (не политкарьеристов  из «Очищения», которые ради хороших отношений с облчиновниками готовы с патриотической риторикой содействовать уничтожению созданного здесь поколениями северодончан), перспектива окончательной утраты городом аэропорта устроить не может. Понятно, что ни гражданского, ни военного аэропорта до окончания военного конфликта здесь быть не может. Но войны когда-то заканчиваются, а город будет и после войны. Так же, как будут Лисичанск и Рубежное. И если желать, что бы наш регион остался крупнейшим в Украине центром химической промышленности,  крупным центром приборостроения и IT-технологий, чтобы для этих целей привлекались частные инвестиции, то аэропорт здесь нужен. Даже если летать сюда будут пока не столько северодончане, сколько киевские и зарубежные «денежные мешки».

А в силу последних событий, описанных выше, заботиться об этом нужно уже сегодня. Как вариант - городу снова нужно принять имущественный комплекс аэропорта в коммунальную собственность.  Пока за Северским Донцом стреляют, передавать основные объекты в аренду. И уже сейчас искать частного инвестора для реконструкции. Понимая, что сами инвестиции появятся не раньше, чем закончатся военные действия. 

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2016.07.25 | fronda
« Как вариант - городу снова нужно принять имущественный комплекс аэропорта в коммунальную собственность. Пока за Северским Донцом стреляют, передавать основные объекты в аренду. И уже сейчас искать частного инвестора для реконструкции. Понимая, что сами инвестиции появятся не раньше, чем закончатся военные действия. "
*****************************************************************
Это, безусловно, - толковое предложение. Но, для его реализации нужно, как минимум, чтобы обладминистрацию возглавляли не случайные люди, а патриоты Луганщины, чтобы в ВР Северодонецк представляли северодончане, чтобы в чтобы в исполкоме Северодонецка были патриоты города, а не теперешняя политическая шпана. К сожалению об этом только мечтать приходится.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»