Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

«Возвращайтесь живыми и здоровыми», - это и о детях в школах

Утверждают, что за последнюю тысячу лет на Земле не было ни одного дня без войны. И что для человечества в целом состояние войны так же привычно, как и состояние мира. Не удивительно, что человечество стремилось выработать и выработало, и приняло (по крайней мере, цивилизованные страны) некие общие правила ведения войны. Древнее соглашение о прекращении боевых действий на время проведения Олимпийских игр, например. Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 года. Или более современные общие ограничения, налагаемые на оружие неизбирательного действия, Конвенция 2008 года, запрещающая применение кассетных бомб…
Инициатором выработки этих общих правил зачастую был Международный Комитет Красного Креста (МККК), который сейчас в Украине, как всегда и везде, работает по обе стороны конфликта, оказывая различную помощь пострадавшим. По словам директора Северодонецкого офиса МКК Кристофера Гравена, организация считает важным напоминать обеим воюющим сторонам в Украине о необходимости сохранять школы как важные социальные объекты, связанные с детьми. Другое дело, что, несмотря на все правила и напоминания, есть разрушенные школы с обеих сторон линии разграничения, в чем ВСУ и то, что есть вместо армии в ЛДНР, винят друг друга. Поэтому одна из программ МККК в Луганской и Донецкой областях как раз направлена за усиление безопасности школ, которые находятся вблизи линии разграничения.
16 сентября журналисты Луганщины в сопровождении работников Северодонецкого офиса Международного Комитета Красного Креста выехали в Новотошковское и Золотое-4, чтобы своими глазами увидеть результаты выполнения этой программы. Промежуточные результаты, так как работа продолжается.
21 января прошлого года Новотошковская школа осталась без крыши и без единого целого окна. Учеба, конечно, прекратилась. С апреля стараниями тогдашнего главы ОВГА Москаля началось восстановление, но это отдельная история, о ней – чуть позже. Сейчас школа работает, в ней 70 детей – 30 школьников и 46 дошколят. Хотелось бы сказать, что самое страшное позади и детям ничто не угрожает. Однако, так никто не скажет. В ходе консультаций, встреч специалистов МККК с директорами школ на линии разграничения решали, как обезопасить детей в будущем. Применили защитную пленку на окна, которая препятствует разлету осколков стекла. Теперь стекло не поранит детей. Но как защитить сидящих за окнами от осколков снарядов и мин? Закрыть окна мешками с песком? Обсуждался такой вариант. Но как бы при этом выглядела школа, какое настроение было бы у детей, персонала, родителей? И учиться пришлось бы при постоянно включенном электрическом освещении, без солнца. Тогда инженерный отдел офиса МККК в Северодонецке предложил свою разработку панелей, который закроют окна примерно на треть, на уровне голов сидящих в классе старшеклассников. Панель состоит из пяти слоев по типу сэндвича: фанера-металл-фанера-металл-фанера. Сталь 3мм, фанера вязкая. Создали опытный образец, протестировали, утвердили, провели тендер, заказали производителю из Днепра, изготовили. Вес одной панели около 20 килограммов, стоимость около 3000 грн. Сейчас они установлены в восьми школах, на очереди еще четыре – в Счастье, Станице Луганской две, в Попасной. Конечно, от прямого попадания снаряда панель не спасет, от осколков – да. В Новотошковской школе закрыты панелями 36 окон со стороны агрессора, в Золотом-4, где школа маленькая, а линия разграничения совсем рядом – все окна. И надо ж такому случиться, что именно накануне установки панелей в окно разбил осколок (на снимке)! А была бы панель... Внешний вид зданий не очень изменился и удручающего впечатления не производит. А в Золотом еще и решили покрасить панели в белый цвет, а потом "отдать" детям, чтобы разрисовали цветными красками.
Кроме защиты школьных зданий МККК продолжает программу психосоциальной поддержки людей в зоне конфликта. В частности, это тренинги для персонала школ: как понять, что ребенок в стрессе, как понять, что у тебя самого шок, как помочь себе, коллеге, ребенку, его родителям справиться со стрессом и оказать доврачебную помощь тоже. Такие навыки могут иметь решающее значение в сохранении психологического и соматического здоровья. Предполагается, что эта помощь распространяется в общине, за стены школы, волнообразно. Как справедливо заметил господин Гравен, «помогая школе, мы надеемся, что помогаем всему обществу поселка или города».
По всему нашему маршруту мы видели множество табличек с предупреждением о минах. Помощь при минной опасности – одна из программ МККК. Это занятия с персоналом школ, они уже проведены. На очереди – адаптированные занятия с детьми. Директор Новотошковской школы рассказала нам, что случаи обнаружения неразорвавшихся устройств были, в центре поселка пострадал один ребенок. Не зная, что держит в руках опасный предмет, девочка бросила его, и произошел взрыв. Теперь, надо надеяться, это повториться не может.
Когда Кристофера Гравена спросили, сколько стоит весь проект помощи школам, он не смог ответить. Хотя бы потому, что вначале в программе было 6 школ, потом 8, теперь 12. Окна разные, тренинги разные… «А сколько стоит жизнь? – спросил Кристофер. – Цена колоссальна. Она бесценна».
Мы ранее писали о деятельности МККК в нашей области. Кроме защиты школьных зданий это еще множество программ, которые продолжаются. В Золотом, например, регулярно раздается гуманитарная продовольственная помощь, потому что поселок находится практически в изоляции. Продолжается программа восстановления водоводов, поставки угля. Ведется поиск пропавших без вести… Какой наградой можно адекватно отблагодарить за такую деятельность? Учителя в школах обнимают и целуют «крестоносцев». Наше общее огромное спасибо во всяком случае есть и будет более чем уместно.

Ирина Чернобай
Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»