Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Зачем нужно уволить министра Петренко с должности?

2016 год для реально работающих общественных организаций Украины стал временем потрясений и унижений, которым их подвергли чиновники региональных управлений юстиции. Последние за четыре месяца доказали, что независимость неправительственных организаций настолько эфемерна, что без соизволения чиновника они не смогут даже принять собственный устав, по которому осуществляют свою деятельность. По крайней, мне пока не известны случаи, чтобы общественная организация (в период с сентября 2016 года), которая бы без протекции или взятки подала на регистрацию в управление юстиции по Луганской области изменения в устав, прошла бы ее без проблем. А вот об обратном мне лично говорили многие общественники. Известные. В том числе правозащитники, которые имеют огромный опыт оказания юридической помощи другим людям и несомненные достижения в построении институтов гражданского общества в регионе. Некоторые высказывали мне в частном порядке мнение, что нынешняя власть посредством такой вот «перерегистрации» пытается приструнить слишком своевольные и слишком самостоятельные общественные организации. К которым, кстати, у общества значительно больше доверия, чем к самой власти.

Но лучше всего о масштабе произошедшего в 2016 году мордования третьего сектора говорит такой факт. В правозащитной рассылке «eхpertclub» руководители таких грандов правозащитного движения Украины как ХПГ и УГСПЛ с радостью сообщили об успешном прохождении регистрации изменений в уставе своих организаций. А ведь в составе ХПГ и в УГСПЛ больше высококлассных юристов, чем чиновников в территориальном управлении юстиции по Луганской области. Увы, даже для таких мощных в юридическом плане формирований процедура государственной регистрации изменений в учредительных документах была большой проблемой. Что уж говорить о тысячах других общественных организаций, которые не имеют в составе выдающихся юристов, и хотели бы осуществлять свою нужную для страны деятельность, но не могли пройти регистрационные процедуры у подчиненных министру юстиции Петренко чиновников. Ведущих себя по принципу «Я начальник, ты дурак». Напомним, что в ЕС, о намерении вступить в который заявляют украинские власти, регистрация НПО имеет сугубо уведомительный характер, это чисто техническая процедура.

И еще один показательный факт. На сайте луганского управления юстиции появился «образец устава», которым чиновники предлагают заменять свои уставы давно действующим общественным организациям для их перерегистрации. Подобное «причесывание под одну гребенку» абсолютно немыслимо в демократическом обществе. Ведь общественные организации, как правило, уникальны – целями, задачами, способами организации деятельности. И если устав – не формальная писулька для чиновника, а действительно правовой документ, регулирующий деятельность НПО (как это должно быть в правовом государстве), то типовым он может быть только в авторитарном обществе.

Впрочем, пора описать и мой собственный опыт общения с северодонецкими «птенцами» Петренко. В сентябре 2016 года я обратился в главное управление юстиции в Луганской области по поводу внесения изменений в устав Луганского областного отделения Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» (далее – ЛОО ВОО КИУ). Пока ждал в приемной «аудиенции», стал невольным свидетелем разговора одного из руководителей областной полиции, который ходатайствовал за одну из общественных организаций. Потом меня ждал длительный разговор с работником отдела госрегистраций, продолжавшийся примерно 40 минут. Вначале мне был задан вопрос о том, будем ли мы сами готовить документы или воспользуемся помощью «юриста» (очень жалею, что не попросил телефон этого «юриста»), а потом был монолог, во время которого мне долго и убедительно объясняли, по каким причинам и по какой процедуре мне откажут в регистрации. Например, по причине наличия в уставе грамматической ошибки.

У меня нет сомнений, что таким образом меня побуждали к даче взятки через некоего «юриста» - посредника. Вот только я взятки не даю по принципиальным соображениям. Более того, я очень уважаю деятельность своей организации, считаю ее важной для моей страны и не считаю возможным терпимо относиться к чиновничьим прихотям, которые препятствуют этой деятельности. Напротив, одной из моих личных целей является сближение правовой практики в Украине с европейской правовой практикой. Главной помехой чему являются коррумпированные украинские чиновники. К беспощадной войне с которыми ЛОО ВОО КИУ всегда готово.

Поэтому после сентябрьской «беседы» мы готовили документы на регистрацию изменений в устав ЛОО ВОО КИУ, точно зная, что нам откажут. И что этот отказ мы не только обжалуем, но и используем как повод требовать изгнания со службы чиновников, которые препятствуют формированию в Украине гражданского общества. Сегодня мы призываем коллег из других общественных организаций поддержать нас в этом деле и поделиться историями (кейсами), которые произошли с ними при регистрации изменений в учредительные документы.

Мы считаем, что Министром юстиции Петренко и его подчиненными на местах в конце 2016 года была осуществлена широкомасштабная провокация против украинского гражданского общества, с целью вынудить третий сектор стать более лояльным к нынешней власти. А на местах такая «деятельность» подразделений Минюста сопровождалась созданием коррупционных кормушек. Призываем коллег из третьего сектора к совместным действиям, дабы виновные в этом понесли политическую ответственность. Прежде всего, добиться увольнения с позором Петренко. Это нужно не для нашего самоутверждения, это нужно для будущего Украины!

 

Алексей Светиков


 

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»