Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Как вернуть ситуацию в городском совете в правовое поле?

Мы много раз высказывали принципиальную позицию «СвС» - Казаков избран на должность избирателями, а не депутатами. Потому не допустимо увольнять его по сугубо политическим мотивам – поскольку он не из группы депутатского большинства. Однако принципиальность не может быть односторонней, депутатский корпус также сформирован избирателями. И ограничение прав городского совета в рамках своей компетенции решать вопросы городской жизни – также недопустимо, как и устранение городского головы.

Очередной острый кризис в северодонецком городском совете начался с распоряжения городского головы Валентина Казакова от 27 февраля №99, которым он перенес начало очередной 27-й сессии северодонецкого городского совета с 28 февраля на 10 марта 2017 года. Мне лично представляется правомерность такого решения сомнительной. В соответствии с действующим законодательством на городского голову действительно возложена обязанность созыва сессий горсовета. Причем, не реже одного раза в месяц, если имеются проекты решений по земельным вопросам. А вот что касается его права перенести срок проведения сессии, то законом это не предусмотрено. Юристы Валентина Казакова применяют распространительное толкование права – раз городской голова созывает сессию, то он же ее переносит или отменяет.

Но с этим трудно согласиться. Во-первых, злоупотребление таким правом позволит заблокировать проведение сессий совета вообще - назначить ее и много раз переносить.  Во-вторых, сессия включает не только пленарные заседания, но и работу в комиссиях, которая предшествует пленарному заседанию, и на заседаниях которых депутаты предварительно рассматривают вопросы, предлагаемые городским головой для включения в повестку дня. Поэтому день публикации распоряжения городского головы о созыве сессии, с указанием даты, времени и места проведения пленарного заседания, означает и начало проведения сессии. При этом городской совет является самостоятельным органом, не подчиненным и неподконтрольным городскому голове, наделенным полномочиями непосредственно избирателями. Потому немотивированный перенос даты пленарного заседания сессии представляется ущемлением права депутатов на осуществление полномочий местного самоуправления.  

Впрочем, это всего лишь мое оценочное суждение, а законом этот вопрос, повторюсь, не урегулирован. А потому, дабы не было различных толкований и конфликтов, вопрос этот должен быть урегулирован регламентом городского совета.

Очевидно, что регламентом нужно урегулировать и вопрос закрытия пленарного заседания, поскольку злоупотреблением такой возможностью также можно заблокировать работу городского совета. Нужно урегулировать порядок включения в повестку дня вопросов, предлагаемых депутатами. В том числе для случая, когда председательствующий отказывается ставить такое предложение на голосование. Порядок подписания принятых сессией решений, которые отказывается подписывать председательствующий. Порядок назначения сессий для рассмотрения заветированных городским головой решений горсовета и остановленных им же решений исполнительного комитета. Наконец, давно нужно урегулировать регламентом вопросы, связанные с законом о «Доступе к публичной информации», которые вызывают споры и разночтения. Вопросы назначения на должность и прекращения полномочий заместителей городского головы по исполнительной работе, которые также входят в исключительную компетенцию городского совета.

В самом начале работы городского совета этого созыва было понятно, что он будет чрезвычайно конфликтным. Был наглядный пример - работа горсовета Стаханова созыва 2010-2014 годов. В котором бушевали те же страсти, которые мы наблюдаем сегодня в Северодонецке. И которые тоже были вызваны особенностями политической парадигмы Сергея Шахова. Для предотвращения развития событий по стахановскому варианту в декабре 2015 года нужно было принять антикризисный регламент Северодонецкого горсовета – внутренний нормативный акт, который бы детально регламентировал порядок действий городского головы, секретаря горсовета, депутатов, исполнительного комитета, других органов горсовета при подготовке и проведении сессий. Понятно, что задачей регламента не является подмена закона, регламент не может противоречить нормам закона. Но многие процедурные моменты, как мы видели выше, в законе не прописаны. И в случаях, когда в органе местного самоуправления имеется острый внутренний конфликт, он проявляется прежде всего в различном толковании процедур, прямо не прописанных в законе. Поэтому хороший регламент обеспечит функционирование органа местного самоуправления даже при наличии таких конфликтов.

Позитивный опыт этого у Северодонецка имеется, первый регламент городского совета был принят здесь в 1990 году, когда в совете был острый конфликт между коммунистическим большинством (120 депутатов) и демократической оппозицией (40 депутатов). Тогда регламент  обеспечил слаженную работу совета в условиях острой конфронтации. Кстати, автор этой аналитической заметки был причастен к его разработке и принятию.  Учитывая проблемность нового состава горсовета, в декабре 2015 года ЛОО КИУ подготовило проект антикризисного регламента горсовета. Он был опубликован в «СвС»,  но не был внесен на рассмотрение первой сессии горсовета. Вместо этого усилиями фракции Оппоблока тогда был принят постгрицишинский по-сути регламент, который в основном имитирует демократические процедуры, на деле лишая отдельных депутатов какой-либо реальной возможности влиять на принятие решений. Но позволяет без проблем и без особых затрат времени принимать решения, нужные доминирующей политсиле.  

Увы, в нынешнем горсовете доминирующей силы нет, в результате действующий регламент не может обеспечить стабильную работу городского совета.

Понятно, что история не имеет сослагательного наклонения. Но сегодня, чтобы вернуть ситуацию в горсовете в правовое поле, нужно незамедлительно внести поправки в действующий  регламент городского совета. Дабы в дальнейшем дискуссия, даже самая острая, велась не путем обмена любезностями типа «сам дурак», а путем отсылок на статьи внутреннего нормативного документа. И если кто из депутатов захочет внести такой проект (как неотложный) изменений в регламент на рассмотрение очередной сессии, в ЛОО КИУ его разработают.

Алексей Светиков

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2017.03.06 | podolyaka-a-a
Вряд ли есть более действенное средство для преодоления политического кризиса, чем досрочные выборы. И мэр, и депутаты избирались жителями города, вот им (жителям) и надлежит путем новых выборов разрешить сложившуюся ситуацию. Все остальные средства - декоративные, и существа проблемы не решают.


2017.03.06 | Svetikov
Увы, выборы не слишком изменят ситуацию - в горсовете по прежнему будут две непримиримо враждебные друг другу группы депутатов. А каждые полгода выборы ненапроводишься. Так что придется регламентом устанавливать правила поведения на сессии и до нее.


2017.03.06 | revolver
Абсурдность ситуации в том что для того чтобы "вернуться в правовое поле" оказывается надо трижды увольнять городского голову, причем как показали все три решения судов - незаконно, ибо ВОССТАНОВЛЕН))). Так может дело не в гор. голове, а в тех, кто его снимает? Ну, а ваша "субъективная позиция" ко всему что касается оппоблока электорату давно известна))) Опускаем все юридические тонкости в предлагаемом вами "регламенте" поскольку сами понимаете "господин" автор, для чего вы его предлагаете.

свернуть ветку

2017.03.06 | Svetikov
revolver, Ваша позиция вполне понятна: кто не с Вами, тот против Вас. Кто хочет восстановить работоспособность городского совета путем принятия аддекватного регламента, тот враг. Но для пользы Северодонецкамне вовсе не страшно, что меня запишут во враги десяток revolver .

свернуть ветку

2017.03.06 | revolver
Увы но это Ваше кредо делить на "друзей и врагов". Хотя по логике Вам как человеку представляющему ЛОО КИУ вроде не пристало))."...течет мед пиво по усам а в рот все не спешит, придумай сказочку ты сам, меня уже тошнит.. К примеру как завел чувак котяру в сапогах и сразу вдруг зажил ништяк весь в бабах и гринах...". Вы человек образованный и не первый год в политике, сами поймете о чем "стишок"))) Удачи Вам, а при встрече изложим свои довода по поводу "для пользы Северодонецка".


2017.03.06 | fronda
восстановить работоспособность городского совета путем принятия аддекватного регламента,
**********************************************
Восстановить работоспособность ЭТОГО Совета вряд ли удастся. Хотя более-менее нормальный регламент действительно необходим.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»