Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Как законно уволить Сергея Зарецкого?

Гротеск последних дней в северодонецком горсовете: уволенный решением городского совета от 5 февраля 2017 года №1415 Сергей Зарецкий назначен городским головой Валентином Казаковым и/о первого заместителя городского головы. Сам Казаков в телепрограмме на ЛОТ признает, что решение горсовета об увольнении было и его надо выполнять. Но в решении, мол,  не указано, с какого дня Зарецкий должен быть уволен. Это удивительное замечание, ведь городской голова и помогающий ему адвокат Игорь Слесарев прекрасно знают, с какого числа действуют акты, принятые городским советом. И что они обязательны для исполнения в том числе и для городского головы.

С другой стороны, в случае обращения Сергея Зарецкого в суд решение №1415 точно будет отменено судом. Почему это решение должно быть признано незаконным, я уже писал. Кроме того, в существующей в Украине судебной практике считается, что пункт пятый статьи 41 КЗоТ Украины не применяется в случае увольнения с публичной службы. И по информации «СвС», другой уволенный 5 февраля Алексей Ярош уже обратился в суд об отмене решения о своем  увольнении.

Заметим, что это была уже вторая попытка уволить Зарецкого с должности. Он был уволен распоряжением и/о городского головы Григория Пригебы 30 мая 2016 года, но восстановлен в должности решением суда 27 июля 2016 года. Поэтому уместен вопрос: будет ли третья попытка увольнения Зарецкого законной?

Вообще-то считается, что должность заместителя городского головы по исполнительной работе является т.н. «политической», подобно должности секретаря городского совета. «Политическая» в данном случае означает, что для увольнения с нее не нужно никаких оснований. И если посчитал совет нужным заменить секретаря совета (в т.ч. в силу политической конъюнктуры), и прежний увольняется голосованием простым большинством от состава совета (ч.5 ст. 50 Закона). При этом в трудовой делается запись: «Звільнений у зв’язку з достроковим припиненням повноважень, пункт 5 статті 50 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні»,  с указанием даты и номера решения совета. Но есть существенное отличие – в законе не прописана аналогичная процедура увольнения заместителя городского головы по исполнительной работе персонально. Но возможно решение совета прекращение полномочий исполнительного комитета. И тогда, после формирования нового состава исполнительного комитета, заместители городского головы по исполнительной работе увольняются с записью в трудовой книжке «Звільнений у зв’язку із закінченням строку повноважень виконавчого комітету ради, пункт 1 статті 51 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», с указанием даты увольнения и даты и номера решения сессии о формировании нового состава исполкома.

Заметим, что это увольнение по закону «О местном самоуправлении», а не по КЗоТ, и нахождение увольняемого на больничном или в отпуске не является препятствием. Именно по такой процедуре Зарецкий и Ярош могли быть 5 февраля 2017 года – надо было досрочно прекратить полномочия исполнительного комитета и сформировать новый. После чего заново утвердить четырех заместителей городского головы.  

При этом был бы риск обращения в суд с иском, с указанием, что Зарецкий и Ярош не являются членами исполнительного комитета. И надо помнить, что назначая на должности заместителей городского головы депутатов городского совета Гавриленко, Зарецкого и Яроша,  горсовет нарушал вполне однозначную норму части третьей статьи 51 Закона. В соответствии с которой заместители городского головы входят в состав исполкома по должности. При этом в соответствии с частью девятой этой статьи в исполнительный комитет не могут входить депутаты этого совета. Поэтому депутаты Гавриленко, Зарецкий и Ярош не могут быть заместителями городского головы. ЛОО ВОО КИУ в январе 2016 года обращалось в горсовет с письмом, в котором указывало на это нарушение закона. Справедливости ради заметим, что подобное нарушение Закона при назначении зампредов допускали северодонецкие городские советы пятого (городской голова Грицишин), шестого (городской голова Казаков) и седьмого (секретарь горсовета Бутков) созывов. Противоречащее Закону совмещение полномочий депутата и заместителя городского головы имеется и в некоторых других городах. Например, в Ривне и пр. Более того, украинские суды рассматривали иски таких зампредов-депутатов, уволенных в связи с прекращением полномочий исполкомов (в т.ч. досрочного прекращения полномочий),  о восстановлении в должности. И нам не  известны решения, когда бы такие иски удовлетворялись – суды отказывали.

Тем не менее, хотелось бы, чтобы Северодонецкий горсовет вернулся в правовое поле Украины, и в будущем люди не назначались бы на должности заместителя городского головы, не будучи включенными в состав исполнительного комитета. Впрочем, депутатское большинство все равно не сможет воспользоваться 15 марта описанной выше возможностью для увольнения Зарецкого, поскольку полномочие вносить кандидатуры для избрания в новый состав исполнительного комитета имеет городской голова.

Какие же другие основания увольнения заместителя городского головы существуют?

Главное управление Госслужбы Украины еще в 2002 году издало методические рекомендации об особенностях принятия на службу должностных лиц местного самоуправления, включающий, в котором имеется и пункт о порядке увольнения заместителей городского головы по исполнительной работе. Кроме причины увольнения, описанной выше, здесь указано следующее:

Заместитель сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета и управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета могут также быть освобождены от должности на основаниях, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, Законом Украины "О борьбе с коррупцией", а также на основании и в порядке, определенном статьей 20 Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления".

В этом случае при их увольнении в трудовой книжке делается запись со ссылкой на соответствующие пункт и статью этих законов с указанием даты и основания увольнения (решение сессии совета, его дата и номер), порядкового номера записи.

Что касается практики, то наиболее часто зампредов увольняют по антикорупционному законодательству и в порядке пункта первого статьи 41 КЗоТ. Последнее вполне может быть применено к Сергею Зарецкому, который подписал ряд распоряжений об увольнении должностных лиц горсовета с нарушением установленного порядка. В частности, при издании распоряжения об увольнении секретаря горсовета Игоря Буткова была нарушена процедура, установленная частями второй, третьей статьи 58 Закона Украины «Про запобігання корупції». Правовую экспертизу других распоряжений, изданных Сергеем Зарецким, в ЛОО КИУ не делали – из-за отсутствия информации, что в них содержится.

Для увольнения Зарецкого в порядке пункта первого статьи 41 КЗоТ профильная комиссия горсовета самостоятельно или по предложению кого-либо из уволенных работников  должна вытребовать и изучить (с привлечением экспертов)  его распоряжения, заслушать на комиссии Зарецкого и утвердить заключение о грубом нарушении последним трудовых обязанностей (при наличии таковых). После чего на рассмотрение сессии, назначенной на 15 марта, комиссией или депутатом может быть внесен проект решения с предложением  об неотложном его рассмотрении. Решение об увольнении, с учетом части третьей статьи 40 КЗоТ, может быть принято большинством от состава городского совета. То есть 19 голосами.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»