Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Реформа избирательного законодательства: что предлагает общественность

В данной публикации освещается позиция коалиции общественных организаций «Реанимационный пакет реформ» относительно реформы избирательного законодательства…

Не секрет, что к числу первоочередных реформ всегда относится избирательная: пока избирателей будут обманывать (манипулировать ими) или фальсифицировать результаты волеизъявления – ожидать реального представительства граждан и учета их интересов должностным лицами, не приходится.

Если мандаты будут получать благодаря подкупу избирателей, то не реализация предвыборной программы будет главной задачей для «народного» депутата, - а возврат инвестированных средств и получение прибыли от политической коррупции. – Как прямой (плата за голосование), так и косвенной – лоббирование своего бизнеса, получение подрядов за бюджетные средства и т.д.

А избиратели? – и им «команды шахова» ничего не должны, так как сразу оплачивали их голоса наличкой и продуктовыми наборами …

Если мандаты будут получать благодаря инвестициям в телерекламу или биллборды, то и реальной связи с избирателями, такие партии не будут иметь. Правда представители «Самопомочі», которые не имели развитой организационной сети в регионах и сделали ставку на наружную рекламу в 2014 году, выступают против запрета такой рекламы во время избирательного процесса. Соглашаются, что теоретически нужно понуждать партии работать напрямую с избирателями – а не смотреть на них «портретами» с биллбордов, - но утверждают, что только олигархи имеют ресурсы в Украине на создание сети агитаторов.

Если мандаты будут получать благодаря фальсификациям, то избирателям такие «народные» депутаты не будут ничего должны – будут инвестировать в тех, кто способен фальсифицировать или прикрывать фальсификацию результатов волеизъявления. И далее будут держать политически подконтрольные правоохранительные органы: иначе против них же, новые и независимые полицейские, прокуратура и суды, могут возбудить уголовные дела и привлечь к уголовной ответственности…

Если мандаты будут получать благодаря лжи – массовой агитационно-манипуляционной кампании, то такие «народные» депутаты будут презирать «лохторат».

Если государство и избиратели не будут финансировать политические партии – их будут финансировать олигархи.

Поэтому проблем много – и главная задача избирательной реформы в том, чтобы избавить избирательную систему этих пороков (или хотя бы ограничить их влияние).

 

Основное видение избирательной реформы командой РПР, доступно по ссылке:

 

Проблемы, которые должна решить реформа:

Избирательные системы, по которым проводятся украинские выборы, не содействуют ротации политических элит, обуславливают злоупотребление административным ресурсом и подкуп избирателей. Хотя представленные в парламенте политические партии задекларировали необходимость внедрения пропорциональных систем с открытыми списками на парламентских выборах и выборах местных советов, соответствующие положения Коалиционного соглашения до сих пор не исполняются.

Более того, отсутствует системный диалог между политиками и экспертами относительно перспектив внедрения пропорциональной системы с открытыми списками и ее содержательного наполнения. Вопреки периодическому пересмотру законов, которые регулируют порядок проведения выборов в Украине, действующее избирательное законодательство далеко не в полном объеме учитывает рекомендации ОБСЕ/БДИПЧ, Венецианской комиссии и наилучшие европейские практики.

Несмотря на значительное количество уголовных дел относительно лиц, которые совершили избирательные преступления, большинство таких дел не доходит до судебного рассмотрения. А те, что рассматриваются судами – завершаются или оправдательными приговорами, или символическим наказанием. За значительное количество нарушений, законом не предусмотрено ответственности вообще (в том числе за непрямой подкуп избирателей). В результате преступления против избирательных споров большей мерой остаются безнаказанными, что стимулирует их совершение во время следующих выборов.

Системное взаимодействие общественности с Центральной Избирательной Комиссией фактически отсутствует. Целый ряд принятых решений ЦИК подвергаются критике со стороны общественности и экспертной среды. Например: попытки отменить второй тур голосования городского головы в Павлограде, отмена ответственности за нарушение «гендерных квот». Это негативно влияет на уровень доверия к ЦИК как стороны общественной и экспертной среды, так и со стороны общества в целом. Институциализация взаимодействия ЦИК с экспертами и общественностью, могло бы повысить уровень доверия к ЦИК со стороны общества.

 

Цель №1. Стабильная и прозрачная партийная и избирательные системы, которые обеспечивают обновление политических элит, развитие внутрипартийной демократии и предотвращений чрезмерной фракционной раздробленности.

- Внедрить на парламентских выборах пропорциональную избирательную систему с открытыми избирательными списками. Решение принимает: Верховная Рада Украины.

- Обновить законодательство о местных выборах с целью обеспечения эффективного политического представительства на местах. Решение принимает: Верховная Рада Украины.

- Начать государственное финансирование политических партий и обеспечить прозрачность политических финансов. Решение принимает: Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.

 

Цель №2. Неотвратимость наказания за нарушение избирательного законодательства.

- Внедрить эффективную систему юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства, которая ликвидирует возможности для подкупа избирателей и применение административного ресурса. Решение принимает: Верховная Рада Украины.

- Усилить контроль обеспечения неотвратимости наказания за нарушение избирательного законодательства. Решение принимает: Верховная Рада Украины.

 

Цель №3. Эффективная и добропорядочная Центральная Избирательная Комиссия.

- Институциализировать взаимодействие экспертного сообщества и общественности с Центральной Избирательной Комиссией путем создания при ней Общественного совета. Решение принимает: Верховная Рада Украины и Центральная Избирательная Комиссия

- Содействовать повышению кадровой потенциала Центральной Избирательной Комиссии и качества принятых нею решений. Решение принимает: Верховная Рада Украины

- Обеспечить постоянный контроль за эффективностью и добросовестностью деятельности Центральной Избирательной Комиссии

- Исключить возможность бессрочного занятия членами Центральной Избирательной Комиссии их должностей. Решение принимает: Верховная Рада Украины

 

Законопроекты группы

В роботі (4)

№3535 Проект Закону України «Про внесення змін до Закону України "Про місцеві вибори» (щодо фінансування підготовки і проведення перших виборів старост)

№1068-2 Проект Закону про вибори народних депутатів України

№3112-1 Проект Виборчий кодекс України

№2145а Проект Закону про всеукраїнський референдум

 

По нашему субъективному мнению, наиболее важным сейчас является вопрос референдумов: если Виктор Медведчук соберет как во времена Виктора Ющенко более 3-х млн. подписей – для референдума по народной инициативе, то есть риски легализовать ЛДНР или оказаться Луганской области в составе РФ. Все дело в том, что закон о референдуме времен Януковича, прописывает возможности массовых фальсификаций и манипуляций, а также возможность принятия решений в обход Верховной Рады Украины. – А как известно, по Конституции Украины вопросы территориального обустройства могут решаться только на всеукраинском референдуме. К тому же, административно-территориальной единицей в Конституции является область, а не районы/города – поэтому для подконтрольных северных районов области и городов, есть риски, описанные в публикации «У киевских властей остается несколько месяцев для того, чтобы Северодонецк остался украинским».

 

Разъяснением таких рисков, сути избирательной реформы и необходимости активизации граждан – влияния ими на власть, занимается в Луганской области также проект «Активные громады», координатором которого в Рубежном является автор публикации.

Дмитрий Бондаренко

 

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2017.03.19 | Виктор
" отмена ответственности за нарушение «гендерных квот»"
что за гендерные квоты?


2017.03.19 | Svetikov
ч.3 статті 4 Закону України «Про місцеві вибори»


2017.03.19 | Виктор
Представництво осіб однієї статі у виборчих списках кандидатів у депутати місцевих рад у багатомандатних виборчих округах має становити не менше 30 відсотків загальної кількості кандидатів у виборчому списку.

а зачем такие требования?


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»