Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Помощники депутатов – как лифт для молодежи

На этой неделе подписан еще один меморандум Института Республика в рамках всеукраинской инициативы «Активные громады» с депутатом Рубежанского городского совета Чаповой Любовью Александровной. Уже 2 депутата горсовета (Валерий Харчук и Любовь Чапова) согласились взять помощников из числа неопытной в сфере управления молодежи – участвовать в проекте повышения активности. Поэтому начинаем подготовку к конкурсному отбору и школе помощников.

 

о проблеме

И депутаты, и молодежь имеют ряд хронических проблем, которые можно использовать для активизации молодежи.

Согласно ч. 1 ст. 29-1 закона Украины «О статусе депутатов местных советов», депутат может иметь до 5-ти помощников-консультантов, работающих на общественных началах. Четкое указание на безоплатность статуса фактически означает запрет обеспечивать их зарплатой – хотя в некоторых крупных городах пытались решить эту проблему за счет всяких доплат на проезд или закрепления специалистов из отделов по работе с депутатами за конкретными депутатами. Действительно, можно представить себе нагрузку и объем работы с документами в земельной, бюджетной или жилищно-коммунальной комиссии города-миллионника? Но в небольших городах ни бюджетные возможности, ни нагрузка на депутата не позволяет ставить вопрос о профессиональных помощниках депутатов.

То есть депутат не может нанять специалиста – юриста, пресс-секретаря, деловода, инженера-сметчика или другого необходимого специалиста. При этом, депутат физически и психологически нуждается в помощи для нормального осуществления депутатских полномочий в округе, совете и коммунальной сфере (контроль за коммунальным имуществом, коммунальными учреждениями и предприятиями). Однозначно нужны волонтеры и по идее, все депутаты должны согласиться пользоваться их помощью!

Теперь смотрим с точки зрения молодежи, не имеющей опыта управления или работы – отсекаем:

- политических активистов (у них «лифт» через партийную деятельность);

- блоггеров и журналистов (они получают социальные связи через информационную деятельность);

- общественных активистов (у них «лифт» через общественную деятельность особенно в сфере адвокации или фандрейзинга);

- активистов студенческого самоуправления (получают опыт фандрейзинга, взаимодействия с властью, бизнесом и сферой управления – ректоратом или директоратом, как раз реализуя интересы студенчества);

- семейный бизнес (когда родители-предприниматели интенсивно обучаю и продвигают).

А вот как получить опыт взаимодействия со сферой управления другим представителям молодежи? – пока что четких ответов нет, а вышеуказанные «социальные лифты» охватывают малую часть молодежи.

Уточним, зачем такой опыт: чем бы ты ни занимался, все равно многие вопросы решаются гораздо быстрее, если есть личное знакомство и опыт взаимодействия с лицами, принимающие решения. Хотя бы понимать базовые истины, недоступные многим пенсионерам: например, выслушать вас на приеме могут – но гораздо лучше изложить просьбу в документе, а не надеяться, что по результатам приема кто-то будет писать за вас заявление-ходатайство.

Кроме того, любая деятельность – производственная, должностная, предпринимательская, общественная, всегда связана с организационной деятельностью – взаимодействием с коллегами или людьми вне круга работы. Поэтому однозначно более конкурентоспособны те работники, которые имеют опыт и понимают организационную деятельность.

Иными словами: при прочих равных условиях, всегда большее предпочтение получит тот молодой человек, который имел опыт работы в общественных организациях, студенческом самоуправлении, власти и тд.

Но как его получить в резюме и для формирования навыков?

 

простая идея помощников

Ответ на вышеуказанный вопрос может быть разным, но один из вариантов давно известен – поработать помощником депутата. Депутатов в Украине десятки тысяч – в зависимости от приемлемого уровня: включать в их число сельсоветы или нет.

Программы по обучению и обеспечению возможности молодежи поработать помощником, давно работают. – Особенно школы помощников народных депутатов Украины, существующие в том числе и на коммерческой основе, как дающие престижные связи для дальнейшей карьеры.

В то же время, институциональной основы – фиксации этого вида «социального лифта» в законах, традиций вовлечения молодежи, нет. Поэтому мы ее запускаем теперь в городе Рубежное.

Суть идеи: проводится отбор и обучение молодежи, желающей поработать помощником депутата на волонтерской основе – а депутаты работают с такими помощниками, передавая им опыт и помогая освоить особенности общественно-политического процесса и социального управления.

Если в программу будет вовлечено 20 депутатов, то за один год, поработать помощниками депутатов смогут минимум 100-200 молодых активистов.

Если же возникнет социальная основа для их институциализации, то следующей ступенькой для таких прошедших «школу и работу помощника», могут быть:

- создание органов самоорганизации населения (ОСН);

- создание объединений сособственников многоквартирных домов (ОСМД) в домах, где они не созданы;

- создание профильных общественных и благотворительных организаций по проблемным направлениям жизни города.

- уход в предпринимательство с использованиям программ поддержки депрессивных регионов, занятости ВПО или определенных отраслей (энергоэффективность; …).

 

наше видение

На первом этапе, инициатива будет развиваться через две информационные кампании:

- среди депутатов, с подписанием меморандумов с теми, кто согласен участвовать;

- среди студенческой молодежи.

Далее будут проведены вводные семинары и начнется отбор кандидатов в помощники 1,2,3 очереди. Кто готов сразу приступить к работе, будут знакомиться с депутатами и после прохождения этапа «слаживания команды» - оформляться помощниками депутатов.

Кто не готов, сначала будут выполнять дистанционные задания: изучать полномочия депутатов, органов власти, виды коммунальных предприятий и учреждений. Потому что без минимальных знаний, работать будет практически невозможно.

Также мы предусматриваем некоторые приоритетные, так сказать «обязательные» формы работы помощников депутатов:

- посещение всех пленарных заседаний сессий Рубежанского городского совета;

- посещение депутатских комиссий (всех направлений по очереди);

- посещение заседаний горисполкомов (будут отбираться те, на которых будут рассматриваться тарифные вопросы – квартплата, проезд в транспорте; а также благоустройство города);

- посещение некоторых координационных комиссий (например по подготовке города к отопительному сезону; балансовых комиссий коммунальных предприятий и учреждений);

- прием граждан с депутатом и со временем – без депутата (умение понять и описать проблемы избирателей для депутата);

- обход территории округа с целью изучения состояния благоустройства;

- написание проектов обращений депутата;

- написание проекта пресс-релиза от имени депутата (по факту высказанных во время приема жалоб и предложений, а также позиции депутата по этим вопросам);

- выход на прием депутата должностным лицом (например к руководству горотдела полиции, коммунального предприятия или учреждения, частному предпринимателю или директору предприятия);

- присутствие на заседании фракции или бюро местной организации партии, членом которой является депутат;

- анализ какой-то отраслевой бюджетной программы, бюджета в ее части – а также отчета об исполнении бюджета.

4-6 месяцев вовлечения в деятельность депутата в таком формате, даст понимание основ функционирования власти и важные навыки. И не исключено – ценные для молодежи знакомство с руководителями и другими влиятельным людьми города, которые понадобятся в дальнейшей деятельности активиста…

Дмитрий Бондаренко

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»