Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Правовое заключение ЛОО ВОО КИУ по договору аренды кабинета в здании горсовета

15.03.2017 года между Северодонецким городским советом в лице городского головы Казакова В.В. и гражданином Шаховым С.В., действующим на основании Постановления ЦИК от 01.08.2017 года №361, был заключен договор аренды нежилого помещения, являющегося собственностью территориальной громады Северодонецка и расположенный по адресу г.. Северодонецк, бульвар Дружбы Народов, 32, каб . 34. Площадь переданного по договору помещения составляет 61,4 кв.м., первоначальная стоимость - 18492 грн. Срок аренды - до 31.12.2017 года, стоимость аренды - 1 грн. в год. В п. 3.1. договора указано, что помещение должно использоваться только по прямому назначению, обусловленному в договоре, но ни в договоре, ни в акте передачи такое назначение не указано. В п. 6.2. договора указана обязанность арендатора застраховать арендованное помещение, но информация о таком страховании отсутствует. В п. 10.7.4 договора предусмотрено рассмотрение споров по этому договору в суде, что противоречит действующему законодательству, согласно которому спор по такому договору должен рассматриваться как гражданский. Информация о заключении такого договора не была обнародована и стала известной общественности и депутатам городского совета только через месяц, 12 апреля 2017 года. Что является нарушением части пятой статьи 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации».

На основании правового анализа этого договора, в ЛОО ВОО КИУ пришли к выводу, что указанный договор является ничтожным, поскольку обе стороны не имели надлежащей дееспособности для его заключения.

Постановление ЦИК от 01.08.2017 года №361 не является основанием для заключения договора аренды помещения под депутатскую приемную, в ней лишь указано, что Шахов С.В. избран народным депутатом по одномандатному избирательному округу №114.

В соответствии с пунктом первым части пятой статьи 28 Закона Украины «О статусе народного депутата» народному депутату, избранному по одномандатному избирательному округу, на срок выполнения его депутатских полномочий местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, в управлении которых находится соответственно государственная собственность или коммунальная собственность территориальной громады на территории соответствующего избирательного округа, обязаны предоставить отдельное технически оборудованное служебное помещение с размещением в нем постоянного рабочего места помощника-консультанта народного депутата с последующим возмещением расходов в установленных пределах и за счет бюджетных назначений на обеспечение деятельности Верховной Рады Украины.

Таким образом, надлежащим арендатором помещения для размещения рабочего места помощника-консультанта народного депутата является Верховная Рада, она и должна платить арендную плату. Кроме того, народному депутату, избранному в одномандатном избирательном округе, помещение предоставляется исключительно на территории этого округа. А Северодонецк в состав одномандатного избирательного округа 114 не входит.

Таким образом Шахов С.В. не имел права подписывать договор с Северодонецким городским советом об аренде помещения под депутатскую приемную.

Не имел такого права и городской голова Казаков В.В.

В соответствии с пунктом шестнадцатым части четвертой статьи 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» городской голова заключает от имени территориальной громады, совета и его исполнительного комитета договоры в соответствии с законодательством, а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции совета, подает их на утверждение соответствующего совета. Однако это не относится к договорам аренды нежилых помещений, поскольку законодательством установлен специальный порядок предоставления их в аренду.

В соответствии с абзацем третьим статьи 5 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» арендодателями являются органы, уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления управлять имуществом, - относительно целостных имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений и недвижимого имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым или находится в коммунальной собственности.

В соответствии с пунктом вторым части первой статьи 287 Хозяйственного кодекса Украины арендодателями государственного и коммунального имущества являются органы, уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым или местными советами управлять имуществом, - соответственно относительно имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым или находящегося в коммунальной собственности.

В соответствии с пунктом третьим этой нормы арендодателями также могут быть государственные (коммунальные) предприятия, учреждения и организации - в отношении недвижимого имущества, общая площадь которого не превышает 200 квадратных метров на одно предприятие, учреждение, организацию, и другого отдельного индивидуально определенного имущества, если иное не предусмотрено законом.

Однако городской голова не является и не может быть руководителем никакого коммунального предприятия, учреждения или организации.

Решением Северодонецкого городского совета от 29.09.2016 №732 утверждено Положение о Фонде коммунального имущества Северодонецкого городского совета. Пунктом 3.2. этого Положения осуществление полномочий арендодателя целостных имущественных комплексов, отдельного индивидуально определенного имущества, в том числе нежилых помещений, являющихся собственностью территориальной громады г. Северодонецка, возложено на Фонд коммунального имущества. Поэтому исключительно этот исполнительный орган может быть арендодателем кабинета, находящегося в здании городского совета.

В соответствии с пунктом пятнадцатым части первой статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится отмена актов исполнительных органов совета, которые не соответствуют Конституции или законам Украины, другим актам законодательства, решениям соответствующего совета , принятым в пределах ее полномочий. Поэтому городской совет может отменить решение Фонда коммунального имущества о предоставлении нежилого помещения в аренду.

При совместном применении указанных выше правовых норм следует сделать вывод, что городской голова Казаков В.В. и народный депутат Шахов С.В. не имели полномочий для подписания договора аренды помещения в здании Северодонецкого городского совета под размещение рабочего места помощника-консультанта депутата Шахова.

Согласно статье 92 Гражданского кодекса Украины «Гражданская дееспособность юридического лица» юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности и осуществляет их через свои органы, действующие в соответствии с учредительными документами и законом.

Согласно части второй статьи 203 Гражданского кодекса Украины лицо, совершающее сделку, должно иметь необходимый объем гражданской дееспособности.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Украины основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, установленных частями первой - третьей, пятой и шестой статьи 203 настоящего Кодекса.

Недействительной является сделка, если ее недействительность установлена ??законом (ничтожная сделка). В этом случае признания такой сделки недействительной судом не требуется.

Таким образом, по оценке ЛОО ВОО КИУ договор аренды нежилого помещения от 15.03.2017 года, подписанный Казаковым В.В. и Шаховым С.В. должен быть признан ничтожной (недействительной) сделкой. Такое решение должна принять сессия городского совета на основании части первой статьи 143 Конституции Украины и статьи 10 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». Признание договора аренды ничтожным означает прекращение его действия с момента заключения. При этом Казаков или Шахов вправе обжаловать такое решение городского совета в исковом порядке в суд общей юрисдикции.

Отметим также, что незаконным является и установление размера арендной платы в 1 грн. в год. В соответствии с пунктом 8 Постановления КМУ от 4 октября 1995 № 786 «О методике расчета арендной платы за имущество и пропорции ее распределения» размер годовой арендной платы определяется по формуле: Апл = (Сп х Сор) / 100,

где Апл - размер годовой арендной платы;

Сп - стоимость арендованного имущества, определенная путем проведения независимой оценки (в нарушение действующего законодательства такая оценка сделана не была)

Сор - арендная ставка, определенная согласно приложению №2 к настоящему Постановлению. Это пункт 29 Приложения - другое использование недвижимого имущества. В этом случае Сор равен 15.

Согласно пункту 10 этого же Постановления размер годовой арендной платы за аренду недвижимого имущества бюджетными организациями, которые содержатся за счет государственного бюджета, Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами, государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, музеями, которые содержатся за счет государственного и местных бюджетов, национальными художественными коллективами и концертными организациями, которым оказывается финансовая поддержка из государственного бюджета, государственными и коммунальными телерадиоорганизациями, редакциями государственных и коммунальных периодических изданий и периодических изданий, основанных объединениями граждан, государственными научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями, трудовыми и журналистскими коллективами, предприятиями связи, Обществом Красного Креста Украины и его местными организациями, ассоциациями органов местного самоуправления со всеукраинским статусом, а также инвалидами с целью использования под гаражи для специальных средств передвижения составляет 1 гривну.

Поэтому если бы арендатором была Верховная Рада, то стоимость арендной платы действительно была бы 1 грн. в год. Однако договор аренды заключен с физическим лицом Шаховым С.В., который не относится ни к одной из перечисленных в п. 10 Постановления категорий. И поэтому должен платить арендную плату в порядке, определенном п. 8 этого Постановления.

Потери городского бюджета за необоснованное применение льготной арендной платы должно возместить лицо, заключившее договор аренды. В отношении этого лица также может быть возбуждено уголовное производство по статье 364 Уголовного кодекса Украины.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2017.05.21 | kwp
"...гражданином Шаховым С.В., действующим на основании Постановления ЦИК от 01.08.2017 года №361...".

"от 01.08.2017 г.".
Дальше и читать не стал.

Не буду же проверять каждый факт, приведенный в статье.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»