Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Скверы Северодонецка: дорожная карта

«Зелений світ» предлагает дорожную карту из восьми последовательных шагов - для улучшения ситуации со скверами в городе Северодонецк. Это не программа в традиционном смысле, на каждом этапе здесь предлагаются альтернативные решения. Из которых можно выбрать то, которое больше импонирует.

 

Шаг первый: определение дефиниций

Прежде, чем обсуждать какой-либо вопрос, важно определиться с дефинициями – дабы говорить об одном предмете, а не о разных, названных одним словом. И лучшими дефинициями являются определения, данные в нормативных актах.

В соответствии с «Правилами содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины», утвержденных Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины 10.04.2006 N 105 Зеленые насаждения общего пользования - зеленые насаждения, которые расположены на территории общегородских и районных парков, специализированных парков, парков культуры и отдыха; на территориях зоопарков и ботанических садов, городских садов и садов жилых районов, скверов, бульваров, насаждения на склонах, набережных, лесопарков, лугопарков, гидропарков и других, которые имеют свободный доступ для отдыха.

Здесь же Сквер - упорядоченный и озелененный участок площадью от 0,02 га до 2,0 га, который является элементом архитектурно-художественного оформления населенных мест, предназначенный для кратковременного отдыха населения.

В соответствии с пунктом 6.2. Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 19 июня 1996 г. N 173, внутригородские зеленые насаждения делятся по функциональным признакам на насаждения:  общего пользования (парки, сады, скверы, набережные); ограниченного пользования (на жилых территориях, участках школ, детских учреждений, общественных зданий, спортивных сооружений, заведений здравоохранения, промышленных предприятий); специального назначения (на улицах, в санитарно-защитных и охранительных зонах, кладбищах и крематориях, рассадниках, цветочных хозяйствах).

Исходя из этих дефиниций нужно, дабы говорить на одном языке, принять консенсусом, что сквер - это:

- зеленое насаждение общего пользования (то бишь зеленные насаждения на территории собора и храма на Лесной Даче, больницы на Сметанина - скверами не являются, поскольку являются зеленными насаждениями ограниченного пользования);

- предназначены для кратковременного отдыха жителей;

- имеют размер от 0,02 до 2,0 га.

 

Шаг второй: понять, что имеем

Еще один вопрос, по которому важно достигнуть консенсус  - а есть ли в городе скверы вообще. Увы, этот вопрос не столь риторический, как кажется. Например, в 2009 году северодонецкий судья Горбатенко именем Украины указал, что в Генплане Северодонецка не обозначены границы скверов, а потому территории зеленых насаждений, выделенные под застройку, скверами не являются.  А во время суда главный архитектор города Хапров С.Ю., допрошенный под присягой, объяснил, что в г. Северодонецке такие места как скверы, не определены. А если нет границы сквера, то нет и самого сквера. «В г. Северодонецке нет ни одного сквера», - утверждал в суде чиновник.

С другой стороны, в Генеральном плане Северодонецка, утвержденном в 1994 году, в разделе 9.2.4. говорится, что в городе достаточно благоустроена система скверов по проспектам Советскому и Космонавтов. А управление жилищно-коммунального хозяйства в письме от 25.07.2008 г №1367 (прилагается) привело перечень скверов, которые УЖКХ учитывало в городе в то время:

Сквер Победы, район площади Победы (квартал 60), площадь 2,01 га;

Сквер за Ледовым дворцом (квартал 64), площадь 1 га;

Сквер им. Гоголя (квартал 22-б), площадь 1,09 га;

Сквер им. Горького (квартал 22), площадь 0,69 га;

Сквер за ДК «Химиков» (квартал 21), площадь 0,84 га

Сквер «Детский городок» (против дома 29 пр-та Космонавтов), площадь 1,5 га

Впрочем, позднее в суде представитель УЖКХ отказался от своего письма, аргументировав это тем, что УЖКХ не имело права давать это письмо.

В суде, о котором идет речь, северодонецкий «Зелений світ» оспаривал несколько решений городского совета (времен Владимира Грицишина), которыми практически все скверы города отдавались под застройку.

Так, согласно решению Северодонецкого городского совета № 1206 от 16.08.2007 года Жукову О.В. было предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства для отвода земельного участка для строительства двухэтажного торгово-сервисного комплекса в районе перекрестка ул. Новикова - пр-кт Советский (квартал 64). Решением горсовета № 1680 от 11.12.2007 года Сенявському В.А. был утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства двухэтажного торгово-сервисного комплекса в районе перекрестка ул. Новикова - пр-та Советский (квартал 64), земельный участок передан в краткосрочную аренду сроком на три года. Решением № 1168 от 21.06.2007 года ФОП Адамяну Г.А. было предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка под строительство культурно-развлекательного комплекса в 21 квартале. Решением № 2262 от 26.06.2008 года Малахову С.А. было предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства относительно отвода земельного участка в районе дома 29 по проспекту Космонавтов. Решением № 2283 от 26.06.2008 года был утвержден перечень земельных участков в районе перекрестка ул. Новикова - пр-ка Космонавтов, микрорайон 78, площадью 0,6 га, которые подлежат продаже на аукционе (это сквер «Детский городок»).  Этим же решением предусмотрена продажа с аукциона 0,1 га земли в районе ул. Ленина, район дома 32-а (это сквер Горького). Решением №2570 от 23.10.2008 года предусмотрена передача ООО «Балтика» земельного участка под строительство торгово-офисного комплекса в районе перекрестка пр-та Советский и пр-ка Химиков, квартал 22-6 (это сквер Гоголя). Этими решениями, принятыми городским советом, территории всех скверов, указанных в письме УЖКХ, передавались под застройку магазинами, скверов в городе фактически не оставалось.  С требованием отмены этих решений и был подан административный иск северодонецкой общественной организацией «Зелений світ».

И хотя суд в этом иске отказал, но судебная волокита, включавшая и стадию апелляции, продолжалась более года. На это время застройка скверов была остановлена. А в 2010 году Владимира Грицишина в должности городского головы заменил Валентин Казаков, а Хапрова в должности главного архитектора – Волошин. И власть пошла в обратном направлении - начала отменять разрешения на застройку территорий скверов. В результате по указанным выше разрешениям Грицишина  удалось построиться в скверах только Синявскому и Малахову.

А 26 мая 2011 года Северодонецкий городской совет решением №599 утвердил дислокацию парков, скверов и других зеленых зон города Северодонецка. Этим решением были определены следующие объекты:

1.Парк культуры и отдыха площадью 35,4 га (из которых 0,695 га в собственности других лиц).

2.Сквер в квартале 21 - 1,06 га.

3.Зеленая зона по бульвару Дружбы Народов от Донецкой до Первомайской – 1,14 га.

4.Сквер в квартале 22 - 1,82 га (из которых 0,1387 га в постоянном пользовании и 0,0703 га в аренде).

5.Сквер в квартале 22-б - 1,34 га (из которых 1,34 га в аренде).

6.Сквер в квартале 55 - 1,96 га.

7.Сквер в квартале 60 - 2,65 га (из которых 0,045 га в аренде).

8.Зеленая зона в квартале 64 - 3,39 га (2,3871 – в пользовании).

9.Сквер Славы (возле «танка») – 0,08 га.

10.Зеленая зона по улице Донецкой от улицы Гагарина до пр-та Гвардейский – 0,58 га.

11.Сквер на площади Соборной  - 3,33 га (из которых 1,2 га в пользовании).

12.Зеленая зона в районе дома 25 по проспекту Космонавтов площадью 1,69 га.

13.Зеленая зона по проспекту Космонавтов от улицы Вилесова до пр-та Гвардейский (со стороны узла связи) – 2,78 га (0,4884 в аренде).

14.Сквер в районе дома 29 по проспекту Космонавтов – 3,88 га.

15.Спортивный комплекс, квартал 49-а – 2,15 га (2,15 га в аренде).

Пунктом вторым этого решения Управлению Госкомзема в Северодонецке поручалось внести эти изменения в земельный кадастр.

Согласно этому решению № в городе 8 скверов - дополнительно к тем объектам, которые учитывались как скверы в 2008 году, добавились сквер в квартале 55, сквер Славы и сквер на площади Соборной. А вот зеленая зона в квартале 64 сквером уже не считается.

Решением от 22.08.2012 г №1976 к этому перечню была добавлена зеленая зона перед зданиями 30, 32 по Гвардейскому проспекту, и решением от 21.01.2013 г №2423 - зеленая зона по улице Донецкой между улицами Ломоносова и Горького. А 18 мая 2017 года решением №1516 двадцать восьмой сессии уже седьмого созыва в решение №599 было внесено еще одно изменение – статус территории зеленой зоны возле дома 25 по проспекту Космонавтов был изменен на статус «сквер». И скверов в Северодонецке стало девять.

На решение №599 был подан протест прокурора Северодонецка, который требовал его отменить. Прокурор, в частности, указывал, что Госкомзем не может вносить изменения в кадастровую карту на основании решения горсовета, нужен еще проект землеотвода.

Протест депутаты отклонили, но и изменения в кадастровую карту внесены не были. И сегодня участки земли, которые депутаты определили как скверы, на кадастровой карте имеют совсем другие назначения. Да и с площадями участков в решении горсовета и на кадастровой карте – существенные различия. Так, сквер в квартале 21 по данным УЖКХ 2008 года имеет площадь 0,84 га, согласно решению №599 – 1,06 га, а указанный на месте этого сквера земельный участок кадастровый номер 4412900000:05:017:0003 имеет площадь 0,66 га и назначение «для строительства и обслуживания зданий торговли». Для сквера Гоголя аналогичные данные 1,02 га, 1,34 га, участок кадастровый номер 4412900000:05:048:0001 площадью 1,343 га и назначение "земли другой коммерческой деятельности".

Границы земельных участков, на которых располагаются другие скверы, на кадастровой карте не обозначены вовсе, но на их территории указаны земельные участки, отведенные землепользователям другими решениями городского совета.

20 июня 2013 года городской совет принял решение №2860 "О даче разрешения на разработку землеотвода для организации и установления границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения". Этим решением городской совет дал самому себе разрешение разработать проекты землеустройства участков озелененных территорий общего пользования, решение касалось 6 участков из 17, обозначенных в решении 599. Впрочем, ни один такой землеотвод выполнен не был, и мы не будем перечислять адреса. Укажем только, что нынешний Экологический сквер в этом списке тоже был. 

Результатом шага второго должен быть вывод – нужны или не нужны скверы в Северодонецке? Или эти территории площадью 17,81 га целесообразнее полностью или частично использовать под размещение других инфраструктурных объектов?

 

Шаг третий: альтернативы по дислокации скверов

Если сделать вывод, что скверы таки нужны, то следующий вопрос, который потребуется решить – все ли доставшиеся нам с советских времен скверы нужны, и достаточно ли тех скверов, которые есть сегодня?

В соответствии с пунктом 6.4. Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 19 июня 1996 г. N 173 пешеходная и транспортная доступность озелененных территорий общего пользования для повседневного и еженедельного отдыха не должна превышать для скверов при пешеходном перемещении 10 мин. Таким образом ближайший от жилого дома парк или сквер должен находиться не дальше 1 км.

По дислокации скверов, оставшихся Северодонецку от советских времен, пешеходной 10-минутной доступности скверов нет только у жителей 79-го и 80-го микрорайонов. Но эта проблема могла бы быть решена, если бы был разбит предусмотренный детальным планом застройки 80-го микрорайона сквер.

Альтернативой сохранению номенклатуры скверов, оставшихся с советских времен, может быть уменьшение их числа на  проспекте Центральном – это не приведет к нарушению шаговой доступности. Да и вряд ли зеленные территории общего пользования в 21, 55 и 64 кварталах по оснащенности являются скверами, поскольку здесь отсутствуют основные элементы благоустройства скверов – пешеходные дорожки, освещение, урны, скамейки и пр.

Но в этом случае одновременно должны быть и предложения по дальнейшему использованию этих земельных участков.

 

Шаг четвертый: выбор альтернативы при установлении границ скверов

Организация ухода за скверами предполагает обязательное установление их границ - это нужно по меньшей мере для нормирования затрат по уходу за ними. В том числе - затрат трудовых. Ну и для защиты от попыток использования территорий скверов для отличных от рекреационных целей.

Существуют два альтернативых способа установления границ скверов.

1.Установить границы только на градостроительной документации, как это уже сделано в решении городского совета №599. Вот только если бы графическая часть этого решения была бы еще общедоступной.

2.Разработать проекты землеотводов и нанести границы скверов как участков земли рекреационного назначения в кадастровой карте.

Второй вариант, кроме дополнительных финансовых расходов, приведет к ограничениям, связанным с возможностью размещения на территории скверов культурно-массовых объектов, учреждений общепита - для этого придется изменять целевое назначение отдельных участков территории рекреационного назначения. Но он, вероятно, будет необходимым для привлечения средств на благоустройство сквера со стороны. И в случае передачи сквера на баланс предприятия (организации), не являющегося коммунальным

А вот что нужно сделать без всякой альтернативы, так это изменить целевое назначение участков кадастровые номера 4412900000:05:017:0003 и 4412900000:05:048:0001. Уж очень странно, что самый ухоженный сквер города (сквер Гоголя), в который общественность вложила столько сил и средств, располагается сегодня на земле, предназначенной "для другой коммерческой деятельности". Для изменения целевого назначения земельного участка нужно разрабатывать проект землеотвода. Это можно сделать и в порядке, установленном решением горсовета шестого созыва №2860.

Установление границ сквера является необходимым условием последующего назначения балансодержателя.

 

Шаг пятый: определение балансодержателя

В соответствии с «Правилами содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины», утвержденных Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины 10.04.2006 N 105, отвечает за сохранность и надлежащее содержание зеленых насаждений в скверах их балансодержатель. В нарушение этих правил балансодержатели зеленых насаждений общего пользования в Северодонецке не установлены.

Альтернативные варианты при назначении балансодержателей зеленых насаждений и элементов благоустройства сквера:

- специализированное коммунальное предприятие (напр., предприятие садово-паркового хозяйства и благоустройства);

- специализированное частное предприятие (напр., агрофирма «Зеленое хозяйство»);

- коммунальное предприятие ЖКХ (напр., «Світанок»);

- бюджетное учреждение (напр., областная полиция в сквере Горького);

- общественная организация (напр., САРГ в сквере Гоголя);

- предприятие, осуществляющее деятельность на территории сквера (напр., ФОП Адамян в сквере в 21-м квартале).

Но прежде всего надо определиться с альтернативой – содержание скверов будет осуществляться только за средства городского бюджета или предпочтение будет отдаваться другим источникам финансирования в случае, если такие источники будут?

 

Шаг шестой: определение базового уровня оснащения скверов

Основа сквера – многолетние зеленные насаждения – деревья и кустарники. Хорошо если в сквере есть газоны и клумбы с цветами. Однако если их нет, но есть деревья – то это сквер. Если есть газоны и клумбы, но нет деревьев – то это не сквер. Базовый уровень требований к скверам - многолетние зеленные насаждения, он должен обеспечиваться во всех скверах.

В соответствии с пунктом 5.3.2. ДБН Б.2.2-5: 2011 16 обязательный перечень элементов благоустройства скверов должен включать твердые виды покрытия дорожек и площадок, скамьи, урны и контейнеры для сбора бытовых отходов, осветительное оборудование, оборудование для парковки велосипедов. Такой набор элементов благоустройства достаточен для организации кратковременного отдыха жителей близ расположенных домов – прогулок в зеленой зоне общего пользования. Он должен быть обеспечен во всех скверах города. В том числе, если нет других источников, за счет средств бюджета – в рамках целевой программы УЖКХ «Скверы Северодонецка». Однако балансодержатели или другие заинтересованные лица вправе создавать дополнительные элементы благоустройства в отдельных скверах за счет других (не городского бюджета) источников.

Определение потребностей в ресурсах для оснащения скверов элементами благоустройства на базовом уровне и разработка целевой программы «Скверы Северодонецка» должны производиться после назначения балансодержателей зеленых насаждений.

Шаг седьмой: определение базовых расходов на содержание

Базовыми расходами на содержание являются расходы на санитарную уборку, уход за зеленными насаждениями, текущий ремонт элементов благоустройства. Базовый уровень должен быть обеспечен во всех скверах города. В том числе, если нет других источников, то за счет средств бюджета – в рамках целевой программы УЖКХ «Скверы Северодонецка». Однако балансодержатели и другие заинтересованные лица вправе привлекать дополнительные (не из городского бюджета) средства для финансирования расходов на содержание скверов сверх установленных городским советом базовых показателей.

Шаг восьмой: утверждение общих правил пользования скверами

Альтернативами могут быть правила, утверждаемые городским советом в виде отдельного документа или в виде отдельного раздела правил благоустройства города. Важное преимущество второго варианта – за нарушение могут применяться санкции в виде штрафов за административное правонарушение.

Кроме запретов, в том числе предусмотренных пунктом 4.2. Правил содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины», утвержденных Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины 10.04.2006 N 105, в таком документе можно предусмотреть сновы взаимодействия городского совета и балансодержателя, балансодержателя и граждан.

 

На фотографии: это чудо городской природы создано в центре Северодонецка по собственной инициативе одной северодонецкой семьей.

скверы.pdf

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2017.07.03 | chernobay
Классное чудо, спасибо семье. А вот можно ли курить в скверах?


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»