Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
Статьи
версия для печати

Северодонецкое троллейбусное управление: неудачный 2017 год

Северодонецкое троллейбусное управление (СТрУ) относится к самым большим предприятиям, которые находятся в собственности территориальной громады, его работа в значительной степени влияет на благополучие всех жителей города. Потому не лишним будет разобраться в результатах его хозяйственной деятельности в 2017 году. И сравнить их с результатами деятельности других аналогичных предприятий.

Миф о «крайне изношенном подвижном составе» СТрУ     

По состоянию на 01.01.2018 года к основным фондам СТрУ относились троллейбусное депо, 54,5 км контактной сети,  6 тяговых подстанций и подвижный состав из 37 троллейбусов, 1 из которых – технический. Руководство СТрУ традиционно сетует на изношенность подвижного состава, как на главную причину проблем. Дабы уйти от оценочных суждений и не верить чиновникам на слово, приведем информацию о сроках эксплуатации северодонецких троллейбусов. На 01.01.2018 года 3 северодонецких троллейбуса «работали» 31 год; 1 -30 лет; 7 – 29; 1 – 24; 1 – 23; 1 – 22; 2 – 18; 2 – 17; 1 -13; 5 – 12; 1 – 11; 1- 10; 1 – 9; 10 – 7. На первый взгляд, вроде действительно можно говорить о том, что троллейбусы староваты. Увы, истина познается обычно в сравнении.

Северодонецкое ТрУ правильнее всего сравнивать с «Бахмутэлектротрансом», оба предприятия работают в одном регионе и достаточно похожи. В Бахмуте имеется 34,9 км контактной сети, 3 тяговых подстанции и 27 троллейбусов (1 из которых – для технических целей). По срокам их эксплуатации: 1 работает 34 года; 2 – 33; 2 – 32; 3 – 28; 1 – 27; 3 – 26; 8 – 25; 1 – 24; 1 – 21; 2 – 20; 1 – 12; 1 – 11; 1 – 4. Ситуация, как видим, существенно хуже, чем в Северодонецке: у нас 18 машин (больше половины) работают 12 и меньше лет, у них только 2. Но среди предприятий электротранспорта Украины «Бахмутэлектротранс» по результатам хозяйственной деятельности традиционно является лидером. В 2017 году это предприятие имело второй рейтинг в отрасли, а северодонецкое – 13-й.

Еще одно предприятие, похожее на наше – Славянское троллейбусное управление. В Славянске 41,7 км контактной сети, 5 тяговых подстанций и 17 троллейбусов (1 из которых – для технических целей). По срокам эксплуатации славянские троллейбусы: 1 – 37 лет; 1 – 28; 2 – 25; 3 – 24; 4 – 20; 1 – 17; 1 – 7; 4 – 6. Итого со сроком работы 12 и менее лет в Славянске 5 машин, а в Северодонецке – 18. Но по результатам хозяйственной деятельности в 2017 году славянское ТрУ имело 3-й рейтинг.

Как видим, срок эксплуатации подвижного состава в электротранспорте все-таки не является доминирующим фактором, более важно, чтобы техслужбы поддерживали троллейбусы в надлежащем состоянии. И уж точно не степенью новизны машин определяются результаты хозяйственной деятельности.

Рейтинг Северодонецкого ТрУ в 2017 году ухудшился

Северодонецкое троллейбусное управление в числе 36 коммунальных предприятий, эксплуатирующих  городской электротранспорт, входит в корпорацию городского электротранспорта Украины «Укрэлектротранс». Корпорация по информации предприятий ежегодно определяет рейтинги эффективности работы предприятий городского электротранспорта. Увы, по результатам 2017 года у северодонецкого ТрУ 13 место. Это антирекорд, так низко в этом рейтинге предприятие еще не опускалось. В таблице ниже приведены рейтинги северодонецкого, бахмутского и славянского предприятий электротранспорта, начиная с 2013 года.

Год

Северодонецкое ТрУ

Славянское ТрУ

Бахмутэлектротранс

2013

     10

17

     2

2014

     -

7

1

2015

     7

4

2

2016

     9

1

2

2017

     13

3

2

Примечание: в 2014 году СТрУ информацию в «Укрэлектротранс» не подавало.

Вполне может быть, что кто-то не считает объективной подобную рейтинговую оценку. Но следует учитывать, что она точно разработана людьми, являющимися  специалистами в области электротранспорта. Впрочем, мы подробно опишем эту систему оценки, дабы читатели могли сами оценить – доверять ей или нет.

В рейтинге «Укрэлектротранс» учитываются 6 показателей, по каждому из которых предприятия расставляются в порядке его роста (или уменьшения). Шесть номеров по каждому предприятию суммируются, у предприятия с наименьшей суммой 1-й рейтинг и т.д. Рассмотрим эти показатели.

  1. Среднесуточный пробег единицы подвижного состава. В 2017 году в Северодонецке он составлял 119,9 км, это 9-й рейтинг среди 28 предприятий. В предыдущем, 2016 году (при  другом директоре) среднесуточный пробег 1 троллейбуса составлял 136,2 км, это был 4-й показатель.
  2. Среднесуточная перевозка пассажиров выпущенной на линию единицей подвижного состава. Она пропорциональна наполненности (или переполненности) троллейбуса или трамвая. И от их вместительности. В Северодонецке в 2017 она составила 2124 пассажира, это 3-й показатель среди 32 предприятий отрасли. Впрочем, 3-м он был и по результатам 2016 года, 5-м – 2015, 4-м – в 2013. Лично у меня к этому показателю есть определенный скепсис – не понятно, каким образом предприятие определяет количество перевезенных льготников, которые билеты не покупают? Ведь надежной системы учета таких пассажиров нет – кроме субьективной оценки кондуктора. К тому же у предприятий был мотив завышать статистику по перевезенным пассажирам – дабы получать большее возмещение из бюджета за якобы перевезенных льготников.
  3. Доход от реализации билетов на 1 км транспортной работы. В Северодонецке в 2017 он составил 5,69 грн. Это 18 результат из 32. И он существенно ниже, чем в Бахмуте (10,59 грн) и Славянске (10,46 грн.). На основании этого показателя можно сделать вывод, что в Северодонецке троллейбусы более заполнены, чем в Бахмуте, но в них вдвое меньше  «платных» пассажиров. Городская власть способна ответить – почему? Или им это не интересно? Кстати, лучшее значение этого показателя в 2017 году было у Винницкой транспортной компании – 14,68 грн. Почти втрое выше, чем в Северодонецке.
  4. Покрытие доходами от реализации билетов расходов на 1 км пробега. В Северодонецке по итогам 2017 года этот показатель составил 26,1% - 12 рейтинг. Для сравнения – в Бахмуте 37,0%, а в Славянске– 44,8%. Почему такая разница для предприятий, работающих примерно в одинаковых условиях? Не пора ли понять - почему так происходит. И сделать практические выводы? Не обязательно кадровые, обязательно – организационные!
  5. Количество работников на 1 единицу подвижного состава в ходу. По результатам 2017 года в Северодонецке на каждый вышедший в рейс троллейбус приходилось в среднем 10,3 работника – это 18 результат из 32. Заметим, что раньше он был еще хуже: в 2013 году 11,5 (23 рейтинг), в 2015 – 11,2 (20-й рейтинг). И лишь в 2016 году результат чуть улучшился – 10,1. Но тогда оптимизацией численности кадров занимался бывший директор Алексей Постильга. После его увольнения значение показателя снова увеличилось.

А в 2017 году лучший показатель был у «Одесгорэлектротранс» - 4,6 работника на одну вышедшую в рейс единицу транспорта.

  1. Уровень рентабельности. Для северодонецкого ТрУ в 2017 году она составила 87,4% - это 28 результат.  А самая высокая рентабельность была у «Херсонэлектротранс» - 119,5%. Заметим, что и в предыдущие годы рентабельность СТрУ была отрицательной – предприятие работало в убыток. Так, в 2013 году рентабельность 83,8%, в 2016 – 90,1%. И только в 2015 году предприятие сработало прибыльно, но исключительно за счет получения рекордной субвенции из госбюджета в 23648,1 тыс.грн.

Таким вот образом с 88 балами СТрУ оказалось по результатам работы в 2017 года на 13 месте среди 32 предприятий городского электротранспорта. А по итогам 2016 года оно было девятым. А потому вопрос к Казакову и Слесареву: на основании каких объективных показателей был сделан вывод, что Юлия Проскурова - более успешный руководитель СТрУ, чем Алексей Постильга?

Неутешительная экономика

Обнародуем основные экономические показатели работы СТрУ в 2017 году - на основании информации, которое само предприятие подавало в «Укрэлектротранс» (в скобках приводятся данные 2016 года):

- объемы транспортной работы, тыс.км – 1574,9  (1795,1);

- перевезено пассажиров, тыс.чел. - 19337,6 (21693,3);

- затраты, тыс. грн - 34398,5 (25514);

- доходы, тыс.грн - 30070,1 (22991,7);

                в т.ч.  доходы от продажи билетов - 8 966,40 (8332,7);

                           доходы от другой деятельности - 5603,7 (9842);

                           дотация из городского бюджета – 15500 (4817).              

Теперь вооружимся калькулятором и сделаем пару важных для понимания «эффективности» работы СТрУ в 2017 году выводов.

На 12,3% сократилось число рейсов троллейбусов. Неожиданный вывод, не правда, ли? Ведь нас убеждают, что троллейбусы ездят не реже, чем раньше. Увы, протяженность маршрутов у нас не изменилась. И если количество километров, которые троллейбусы проехали по этим маршрутам, уменьшилось на 12,3%, то это означает только то, что рейсов стало меньше. И вот насколько: (1574,9-1795,1)/1795,1*100%=-12,3%.

Обращаем внимание, что это очень серьезное сокращение, ведь за предыдущие 5 лет с 2012 год по 2016 год число рейсов троллейбусов в Северодонецке сократилось только на 6%.

Понятно, что если троллейбусы ездят реже, то на них ездят меньшее число пассажиров: в 2017 году в сравнении с 2016 в Северодонецке воспользовались троллейбусами на 10,9% меньше пассажиров. Вот как можно вычислить этот показатель: (19337,6 -21693,3)/ 21693,3*100%=-10,9%.

В 2,7 раза возросли расходы городского бюджета, необходимые для поддержки работы предприятия: с 7339,3 тыс. грн в 2016 году до 19828,4 тыс.грн. в 2017 году. Последняя сумма состоит из рекордной дотации в 15500 тыс.грн, выделенной из городского бюджета СТрУ, и убытков предприятия в сумме 4328,4 тыс.грн. Убытки рассчитаны: 34398,5-30070,1=4328,4 тыс.грн. Закрыты они могут быть только из бюджета. Соответствующие показатели 2016 года: дотация 4817 тыс.грн., убытки 2522,3. В 2016 году расходы предприятия на 71,27% покрывались собственными доходами СТрУ, в 2017 году – на 42,39%.

В 2017 году на 8884,5 тыс.грн (на 34,8%) увеличились расходы предприятия: (34398,5 – 25514)/25514 *100%=34,8%.  Среднее увеличение расходов по отрасли в 2017 году составило 32,8%. При этом доходы, получаемые от оплаты проезда возросли на 633,7 тыс.грн, а от других видов деятельности предприятия уменьшились на 4238,3 тыс.грн. Для сравнения: в 2016 году рост расходов СТрУ составил только 1,9% при среднем по отрасли 11,8%.

      Кажется, что этих аргументов должно быть достаточно, дабы признать 2017 год проблемным в работе СТрУ. Возможно, одним из самых проблемных в истории предприятия. Но это только в том случае, если городскую власть действительно интересует экономика Северодонецка. В чем автор этой аналитической записки вовсе не уверен.

 

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»