Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Бенефис для Игоря Буткова: навяжут ли чиновники Северодонецку свою ОТГ?

В четверг городской голова Валентин Казаков провел встречу, которую Алексей Малеванец в ФБ назвал окончательными консультациями, которые войдут в историю. Хотя, судя по фотографии, консультацией эту встречу назвать сложно: она была проведена в формате «все на Буткова». И не с целью обсудить, а с целью убедить. Дабы 30 августа наибольшая в совете фракция Оппозиционного блока проголосовала за дачу согласия на присоединение 4 сельских громад к Северодонецку. По крайней мере, людей, имеющих другое мнение по этому поводу, на встрече не было - только люди из собственной команды Казакова и люди из Луганского офиса реформ. Ну и Малеванец с Бутковым. Правда, у участников была распечатка моей статьи Создание северодонецкой ОТГ сегодня во вред и северодончанам, и селянам. Наверное, чтобы удобнее было убеждать Буткова в обратном.

Напишу банальное: то, что выгодно украинским чиновникам, чаще всего невыгодно простым гражданам. Облгосадминистрации в целом и Сергею Филю с офисом реформ в частности выгодно создание северодонецкой объединенной территориальной громады (Северодонецкой ОТГ), для них это будет «крутое достижение». Валентин Казаков в данном случае защищает интересы группы северодонецких грантоедов, получивших $12 тыс. на продвижение создания этой ОТГ. Что же касается пользы для северодончан, то не видно, кого из названных чиновников это интересует. А ведь это власть обязана была бы доказывать жителям, что такое судьбоносное решение, как создание ОТГ, выгодно городу. Кто-то видел какие-либо доказательства, кроме надутых щек и растопыренных пальцев?

Для чиновников (и грантоедов) децентрализация нужна ради процесса децентрализации, который их кормит. Для ответственного органа местного самоуправления – для пользы, которую от децентрализации получат избиратели.

Понятно, что при убеждении Буткова со средствами не считались. Так, на встрече у Казакова кто-то ссылался, как на успешный пример создания громады, подобной планируемой в Северодонецке, на Ржищев Киевской области. Правда, Буткову не объяснили, что Ржищев – крохотный городишко с населением 7,5 тыс. человек, который примером для областного центра быть никак не может. Да и села, которые к нему присоединяются, находятся в непосредственной близости от городка, а не удалены дальше, чем на десять километров.  И, главное --  никакого позитивного или негативного опыта в деятельности Ржищевской ОТГ пока нет. Поскольку создана она  только 17 августа.

Но я бы хотел обратить внимание на другой факт, о котором «консультанты» скромно не говорят.  В Украине 187 городов областного подчинения, и за 4 года децентрализации с их участием создано только 5 ОТГ - Беляевка Одесская область, Хмельник Винницкая область, Шостка Сумской области , Лозовая Харьковской область и Ржищев. Причем в первых 3-х случаях ОТГ были созданы из города областного подчинения и одного рядом расположенного села. То есть формально, чтобы  чиновники из облгосадминистраций и офисов реформ отстали.

Но если подавляющая часть городов областного подчинения процесс создания ОТГ игнорирует, а Казаков продавливает идею, манипулируя лидером самой большой депутатской фракции, то у меня возникает вопрос – власти Северодонецка самые прогрессивные и умные или, напротив, самые безответственные и циничные?

Дабы ответь на него, рассмотрим три проблемы, связанных с созданием Северодонецкой ОТГ. Напомним, что Козаков и Со. собираются создать ее путем присоединения к Северодонецку сел Боровеньки и Епифановка Кременского района, и Чабановка, Гавриловка, Нижний Суходол, Александровка, Пурдовка и Смоляниново Новоайдарского района.

 

1.Административное устройство. На встрече у Казакова Буткова убеждали, что в случае образования ОТГ между Северодонецком и включенными в его состав селами не будет территории Кременского и Новоайдарского районов. И мне трудно понять, является ли такое утверждение результатом безграмотности чиновников или это их маленькие проказы? Типа не соврешь – не убедишь?

Если ехать по дороге из Северодонецка в Боровеньки, то Кременской район начинается сразу за мостом через виртуальную речку Ерик, это граница Кременского района. Она нанесена на кадастровую карту, а информация о ней зафиксирована в Государственном земельном кадастре (ст. 13 Закона «О государственном земельном кадастре»). В соответствии с  п. 29 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится «образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов».

Решения сельсовета Боровенек о присоединении к Северодонецку и горсовета Северодонецка о даче на это согласия никак не влияют на существование Кременского района и на его границы, последние могут быть изменены исключительно Постановлением ВР «О внесении изменений в административно-территориальное устройство».  А в силу части десятой статьи 7 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» при образовании ОТГ, в состав которой вошел город областного подчинения, изменения границ района не требуется. То есть после создания северодонецкой ОТГ границы Кременского района не изменятся, он будет начинаться за мостом через Ерик.

Более того, не изменятся и границы населенного пункта – села Боровеньки. Которое начинается в 6 км от этого моста. Аналогичная ситуация и со Смоляниново и Новоайдарским районом.

В случае принятия 30 августа решений о дачи согласия на присоединение сел, Северодонецк станет воистину уникальным городом, расположенным на территории сразу 4 административно-территориальных единиц субрегионального уровня – Попаснянского, Кременского и Новоайдарского районов и собственно города Северодонецка. Причем территориально вновь включенные в состав Северодонецка территории будут для города энклавами – не будут примыкать к территории Северодонецка. Для нас это не является чем-то новым, именно такими энклавами сегодня являются Боровское, Вороново, Павлоград, Синецкий, Боброво, Осколоновка.

Заметим, что в соответствии со статьей 140 Конституции Украины, территориальная громада – это не территория, а население. Поэтому создание Северодонецкой ОТГ в предлагаемом Казаковым составе не является нарушением части первой статьи 3 Закона «О добровольном объединении территориальных громад». Вопрос в другом – нужно ли северодончанам такое лоскутное одеяло территории города?

И еще, когда мы в 2015-2016 годах лоббировали создание Северодонецкой ОТГ, мы имели в виду не механическое присоединение населения сел, а внесение изменений в административно-территориальное устройство. Создание ОТГ в варианте, который выносится на сессию 30 августа, это присоединение сел в виде энклавов, не граничащих с территорией Северодонецка.

 

2.Бюджетные отношения. При внесении в Верховную Рады проектов законов и постановлений, к проекту обязательно прилагается его финансово-экономическое обоснование. Почему это не делается в отношении столь серьезного проекта решения сессии Северодонецкого городского совета, как создание ОТГ? Которое может кардинальным образов повлиять на бюджет Северодонецка? Выгодно ли такое присоединение Северодонецку в финансовом плане? Увы, никакой информации о финансовых последствиях создания Северодонецкой ОТГ власть избирателям не предоставила.

Лично для меня очевидны лишь банальные вещи. При присоединении перечисленных 8 сел численность населения Северодонецка увеличиться примерно на 4 тыс.чел. (по данным переписи 2001 года – на 4430 чел.). 60% налога на доходы физических лиц жителей этих сел - это большая часть увеличения базы налогообложения Северодонецка за счет образования ОТГ. Еще одна существенная статья увеличения бюджетных поступлений – налог на землю на территории сел и арендная плата за землю коммунальной собственности. Увеличение численности населения приведет к увеличению получаемой городом образовательной и медицинской субвенций. Увы, в Северодонецке затраты на образование и медицину существенно превышают соответствующие субвенции, так что по этим статьям увеличение расходов города будет большим, чем увеличение доходов бюджета. Аналогично и по субвенциям на соцзащиту. В основном не попадут в городской бюджет налоги лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий, которые сегодня поступают в районные бюджеты.

Расходы бюджета увеличатся в значительно большей степени, чем увеличатся доходы. Это прежде всего содержание учреждений социального назначения в селах – детсадов, школ, амбулаторий – все это ляжет на городской бюджет. Еще более серьезные расходы – поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры. Например, ремонт дорог в этих селах после присоединения будет производиться не за счет районного бюджета, а за счет бюджета городского.  Ремонты зданий учреждений социального назначения, необходимые инвестиции в развитие инфраструктуру - тоже за счет города. При этом Северодонецк не сможет рассчитывать на субвенцию на формирования инфраструктуры ОТГ. 

Создание ОТГ из городов районного подчинения, поселков и сел государство изрядно мотивировало гривней: такие ОТГ напрямую получают межбюджетные трансферты из госбюджета, им увеличили источники наполнения бюджета, предусмотрели дополнительные финансовые бонусы. Все это длягосударства - большие издержки. При создании ОТГ на основе городов областного подчинения государство пытается издержки на децентрализацию уменьшить. И дополнительные расходы на повышение социальных стандартов жителей сел, входящих в состав таких ОТГ, переложить на жителей городов. На их бюджеты.

 

3.Земельные отношения. 14 июля 2016 года вступил в силу закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо розмежування земель державної та комунальної власності».  Землей коммунальной собственности теперь являются земли в границах населенного пункта, кроме земель, находящихся в частной собственности или на которых располагаются государственные предприятия и учреждения. Землей государственной собственности являются земли за границей населенных пунктов, кроме земель частной собственности и земель, на которой располагаются предприятия и учреждения коммунальной собственности. Этим законом изменена статья 122 Земельного кодекса - землей коммунальной собственности теперь распоряжаются соответствующие местные советы, а землей государственной собственности – местные государственные администрации.

При создании Северодонецкой ОТГ земельные ресурсы административно-территориальной единицы Северодонецк увеличатся на 2126 га, именно такую суммарную площадь территории имеют 8 сел, которые должны войти в состав города:  Боровеньки – 378; Епифановка – 542; Смоляниново – 612; Чабановка – 404; Гавриловка – 128; Нижний Суходол – 6; Александровка – 183; Пурдовка – 56 га. Вся остальная территория, которая якобы закреплена за сельсоветами, останется в распоряжении Кременской и Новоайдарской райгосадминистраций. И даже землеустроительную деятельность в отношении и земельных паев будущих жителей Северодонецка будут производить в Кременной и Новоайдаре.

Так что при создании Северодонецкой ОТГ с присоединением сел Кременского и Новоайдарского районов потребности в создании в исполкоме отдела сельского хозяйства не возникнет, основной производственный ресурс этих сел – земля сельскохозяйственного назначения – останется в районах.

Впрочем, есть некоторый нюанс – Кабинет Министров распоряжением от 31 января 2018 года  "Про передачу земельних ділянок сільськогосподарського призначення державної власності у комунальну власність об’єднаних територіальгних громад" поручил Госгеокадастру передать земли сельскохозяйственного назначения государственной собственности, находящиеся за пределами населенных пунктов, в собственность объединенных территориальных громад.

Что бы нужно было бы сделать ответственной власти, если бы она была в Северодонецке, дабы созданием ОТГ не навредить интересам жителей города? Принять 30 августа компромиссное решение, которое бы и чиновников ОГА удовлетворило, и соответствовало бы интересам жителей города. Какое это решение? В порядке части пятой статьи 8-1 Закона Украины "О добровольном объединении территориальных громад" отказать в даче согласия на присоединение Боровенек, Епифановки, Чабановки и Смоляниново, и дать согласие на присоединение к Северодонецку территориальных громад Боровского и Сиротино. Областных чиновников это должно устроить – Северодонецкая ОТГ, хотя и в другом составе, чем они предлагали, будет создана. Можно будет отрапортовать. Как и нашим грантоедам. И для города никакого вреда не будет, ведь Боровское и Сиротино и так административно подчинены Северодонецку). Из позитива - наконец то будет устранено наше "многосоветие" – останется только один из трех существующих сегодня в громаде органов местного самоуправления.

Вот только сразу после этого, 31 августа, надо заключить меморандум с Госгеокадастром о сотрудничестве в передаче сельхозземель государственной собственности в собственность территориальной громаде. Передавать в окрестностях Боровскогот и Вороново есть что. Да и пора устранить историческую несправедливость, когда у селян Боровского, которые столетиями занимались на своих землях сельским хозяйством, при включении  поселка в Северодонецк их отобрали.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»