Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
Позиция
версия для печати

Точка зрения: как чиновники Луганской ОГА превратили децентрализацию в фарс

С чем я лично согласен - что реформа децентрализации Украине крайне нужна. С чем не согласен – что она якобы протекает успешно. Судя по тому, что происходит в этом году в Луганской области, на самом деле,  децентрализация у нас постепенно превращается в фарс.

Реформа в сфере местного самоуправления Украине нужна вовсе не для того, чтобы Петр Порошенко победил на Президентских выборах 2019 года как успешный реформатор. И не для того, чтобы о заместителе главы Луганской ОГА Сергее Филе говорили как об успешном чиновнике. Цель децентрализации – внедрение европейских принципов местного самоуправления, когда именно избираемые громадами муниципалитеты, а не назначаемые из Киева государственные чиновники предоставляют жителям основную часть социальных услуг. 

В городах областного подчинения так происходит и сейчас, на самом деле децентрализация актуальна не для больших городов (здесь она ничего не меняет), а для сельских населенных пунктов и небольших городков. Для жителей которых социальная защита, образование, медицина, справки, регистрации и разрешения, объекты инфраструктуры – все это доступно либо только в райцентре, либо в бюджетных учреждениях, подчиняющихся райгосадминистрациям. Так всегда было в СССР. Цель децентрализации – чтобы было как в Европе. Где подобные услуги оказываются самой громадой.

Увы, для этого недостаточно объединить два-три села со старыми сельсоветами, назвав их объединенной территориальной громадой (далее – ОТГ).  Новые объединенные громады должны быть способны предоставлять населению такой же перечень услуг, какие предоставляются, например, жителям Северодонецка. А для этого нужен не только бюджет  - нужны специалисты, которые эти услуги будут предоставлять. Нужны помещения, в которых специалисты будут работать. Нужно оборудование, на котором они будут работать. Ничего такого при объединении двух-трех маленьких сел нет и никогда не будет.

Реформа децентрализации состоит вовсе не в создании возможно большего количества ОТГ, она в создании «состоятельных ОТГ» (спроможних ОТГ). И главный признак «состоятельности» - численность населения ОТГ. В нормативных документах она не указана, но при  мониторинге децентрализации, которую постоянно проводит Минрегион, как негативный показатель учитывается доля ОТГ, число жителей в которых меньше 5 тыс.чел. А в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины №214 от 08.04.2015 «Об утверждении методики формирования состоятельных территориальных громад», в населенном пункте, в котором может размещаться административный центр состоятельной ОТГ, должно проживать не менее 250 детей школьного и 100 детей дошкольного возраста.

Еще один фактор, который учитывается при проведении децентрализации. это территориальная доступность социальных услуг  для жителей удаленных от центра ОТГ населенных пунктов. Согласно Постановлению №214, входящие в состав ОТГ населенные пункты могут быть удалены от центра громады не более чем на 20 км (по дороге с твердым покрытием). С тем, чтобы время подъезда автомобилей скорой помощи и пожарной охраны было не более получаса. Что касается самых удаленных сел, в которых в сумме проживают не более 10% населения ОТГ, то это расстояние может быть увеличено до 25 км.

Наконец, в населенном пункте, в котором планируется центр ОТГ, должны быть в наличии необходимые для оказания услуг жителям персонал, помещения, оборудование и пр.

Все эти условия в полном объеме сегодня имеются только в районных центрах и в городах областного подчинения, именно они и должны использоваться в первую очередь под центры ОТГ в соответствии с Постановлением №214. В состав создаваемых вокруг таких центров ОТГ должны включаться населенные пункты, находящиеся в зоне доступности. То есть на расстоянии 20-25 км от центра. В противном случае социальные услуги становятся малодоступными для жителей удаленных населенных пунктов. Если же таковые находятся дальше, то потенциальными административными центрами для них могут быть другие населенные пункты. Например, населенные пункты, которые раньше были районными центрами. Или города районного подчинения – в них обычно есть некоторая инфраструктура.

Информацию о потенциальных административных центрах состоятельных ОТГ (и о границах таких ОТГ) формируют областные государственные администрации. И уже на основании такой информации КМУ своим распоряжением утверждает перспективный план формирования территориальных громад для каждой области.

Впервые такой перспективный план был составлен в 2015 году, затем ежегодно корректировался. Сейчас действует редакция, утвержденная Кабмином от 31.05.2017 года распоряжение №363-р. По нему на подконтрольной территории Луганской области должны быть созданы состоятельные ОТГ с центрами в городах Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Попасная, Кременная, Сватово, Старобельск, Золотое, Счастье, в поселках городского типа Беловодск, Белокуракино, Лозно-Александровска, Краснореченское, Марковка, Меловое, Новоайдар, Белолуцк, Новопсков, Станица Луганская, Нижняя Дуванка,  Троицкое, в  поселке Широкий, в селах Новоастрахань, Мостки, Чмыровка - всего 25 громад.

В этих ОТГ планируется объединить такие громады, соответственно (украинский язык):

  1. Сєвєродонецька, Борівська, Сиротинська;
  2. Лисичанська, Білогорівська, Вовчоярівська, Малорязанцівська, Мирнодолинська;
  3. Рубіжанська, Варварівська, Кудряшівська;
  4. Попаснянська, Врубівська, Комишуваська, Троїцька;
  5. Кремінська, Новокраснянська, Червонопопівська;
  6. Сватівська, Гончарівська, Ковалівська, Коломийчиська, Куземівська, Мілуватська, Первомайська, Райгородська, Свистунівська, Стельмахівська;
  7. Старобільська, Байдівська, Верхньопокровська, Веселівська, Калмиківська, Караяшницька, Курячівська, Лиманська, Підгорівська, Половинкинська, Садківська, Титарівська, Хворостянівська, Шпотинська, Шульгинська;
  8. Золотівська, Гірська, Нижненська, Новотошківська, Тошківська, Кримська, Муратівська;
  9. Щастинська, Великочернігівська, Верхньобогданівська, Нижньотеплівська, Передільська, Петрівська, Райгородська, Теплівська, Трьохізбенська, Червоножовтнева;
  10. Біловодська, Бараниківська, Брусівська, Городищенська, Данилівська, Євсузька, Кононівська, Литвинівська, Нижньобараниківська, Новолимарівська, Новоолександрівська, Плугатарська, Семикозівська, Шуліківська;
  11. Білокуракинська, Бунчуківська, Дем’янівська, Курячівська, Лизинська, Нещеретівська, Олександропільська, Олексіївська;
  12. Лозно-Олександрівська, Вівчарівська, Розсипненська, Солідарненська, Червоноармійська, Шарівська;
  13. Красноріченська, Бараниківська, Голубівська, Макіївська, Невська, Нововодянська, Новомикільська, Новоолександрівська;
  14. Марківська, Бондарівська, Гераськівська, Кабичівська, Краснопільська, Кризька, Ліснополянська, Просянська, Сичанська;
  15. Міловська, Великоцька, Зориківська, Микільська, Морозівська, Мусіївська, Новострільцівська, Стрільцівська;
  16. Новоайдарська, Бахмутівська, Гречишкинська, Денежниківська, Дмитрівська, Колядівська, Новоохтирська, Олексіївська, Побєдівська, Смолянинівська, Співаківська, Штормівська;
  17. Білолуцька, Козлівська, Можняківська, Новобілянська, Павленківська, Танюшівська;
  18. Новопсковська, Осинівська;
  19. Станично-Луганська, Валуйська, Вільхівська, Комишненська;
  20. Нижньодуванська, Арапівська, Верхньодуванська, Новоолександрівська, Новочервоненська, Оборотнівська, Покровська, Преображенська, Тарасівська;
  21. Троїцька, Багачанська, Воєводська, Демино-Олександрівська, Лантратівська, Новознам’янська, Привільська, Розпасіївська, Тимонівська, Тополівська, Яменська;
  22. Широківська, Гарасимівська, Красноталівська, Розквітненська, Талівська, Чугинська;
  23. Новоастраханська, Боровенська, Булгаківська, Єпіфанівська, Малохатська, Михайлівська, Нижньопокровська, Чабанівська;
  24. Містківська, Круглівська, Новоборівська, Петрівська, Рудівська, Світлівська;
  25. Чмирівська, Бутівська, Вишнева.

 

По оценке ОО «Институт «Европейская слобода», этот план совсем не плох. По крайней мере, во всех созданных на его основании ОТГ количество жителей превышало бы 5 тыс. человек, во всех потенциальных административных центрах имеется необходимая (или часть необходимой) инфраструктура. Проблемой плана являются большие расстояния от сел до центров ОТГ  (более 20 км удаленности). Но на севере Луганской области это объективно неизбежно, поскольку здесь плотность населения существенно ниже в сравнении с другими областями Украины. По оценке  ОО «Институт «Европейская слобода»,  в этом плане есть только одна серьезная ошибка – отнесение громады Муратово к Золотовской ОТГ. По дороге расстояние между Муратово и Золотым - 70 км.

Заметим, что и практика создания ОТГ в Луганской области в 2015-2017 годах была достаточно ответственной перед жителями региона - из 12 созданных здесь ОТГ 10 соответствовали утвержденному Кабмином перспективному плану,  и в 9 из 12 число жителей превышало 5 тысяч человек. Приводим перечень созданных в 2015-2017 годах  ОТГ Луганщины и число людей, которые проживают на их территории:

ОТГ

Число жителей

Беловодская

23746

Белокуракинская

13207

Горская

17900

Краснореченская

6895

Лозно-Александровская

2661

Нижнедуванская

3274

Новоайдарская

17031

Новопсковская

12192

Провальская

1510

Троицкая

14694

Чмыревская

6678

Счастьинская

19607

К Лозно-Александровской и Нижнедуванской ОТГ в дальнейшем могли бы присоединяться соседние громады, и эти ОТГ потенциально могли бы стать состоятельными. И только создание Провальской ОТГ  было действием, которое объективно вредило интересам жителей объединившихся сельских громад. Кроме, понятно, интересов местных латифундистов.

Увы, то, что происходило летом 2018 года, вызывает только удивление и разочарование.

Третьего июня распоряжением главы Луганской ОГА были утверждены  выводы о соответствии закону создания Широковской Станично-Луганского района ОТГ, в нее вошли 9 сел с общей численностью населения 3965 человек.

18 июня – Калмыковская Старобельского района ОТГ (7 сел и 1129 человек).

26 июня – Подгоровская Старобельского района ОТГ (2 села и 4333 жителя).

4 июля – Веселовская Старобельского района ОТГ (11 сел и 2124 жителя).

13 июля – Великочерниговская Станично-Луганского района ОТГ (2 села и 1767 жителей).

23 июля – Марковская ОТГ (30 сел и поселков и 22804 жителя).

26 июля – Нижнетепловская Станично-Луганского района ОТГ (8 сел и 3896 жителей).

26 июля – Красноталовская Станично-Луганского района ОТГ (4 сел и 1955 жителей).

2 августа - Коломыйчанская Сватовского района ОТГ (7 сел и 1002 жителя).

Таким образом из 9 созданных за два месяца объединенных громад 7 не соответствуют утвержденному Кабмином перспективному плану и объективно будут препятствовать реализации этого плана. И 8 из 9 созданных летом 2018 года ОТГ – заведомо несостоятельные громады, с незначительным числом жителей. Создание которых, скорее всего, приведет к ухудшению качества услуг, которые получают члены этих громад. Ведь до создания ОТГ жители сел могли получать соответствующие услуги в райцентрах, а теперь должны (но не смогут) получать их в своем сельсовете.

Увы, вместо реформирования системы местного самоуправления для лучшего удовлетворения потребностей людей некие чиновники облгосадминистрации провели кампанию массового ОТГ-шивания. Для чего – для улучшения показателей в рейтинге и дешевого пиара?

Впрочем, обращает внимание еще одно обстоятельство, даже более тревожное. Распоряжением заместителя главы Луганской ОГА Юрия Клименко №234 от 06.06.2018 г. одобрены изменения к перспективному плану формирования громад в Луганской области. И эти изменения существенно ухудшают действующий пока перспективный план. В частности, количество громад, которые ОГА собирается создать, увеличивается на три. И это все громады, численность жителей в которых до 2 тыс. чел. – Каменская, Привольская, Шульгинская. Ну не могуттакие громады быть состоятельными.

Кроме того, из-за изменения перспективного плана в части отнесения Покровска и некоторых других н.п. из Нижнедуванской в Троицкую ОТГ, и Боровенек, Епифановки и Чабановки из Новоастраханской в Северодонецкую ОТГ исключается возможность формирования состоятелдьных громад в Нижней Дуванке и Новоастрахани – населения остающихся в перспективном плане населенных пунктов для формирования здесь состоятельных ОТГ будет недостаточно. И если Кабмин включит такие изменения в перспективный план формирования громад в Луганской области, то по крайней мере 6 из 28 созданных по нему ОТГ не смогут оказывать своим жителям социальные услуги надлежащего качества.

Ущерб, который таким образом наносится в Луганской области реформе децентрализации, в ОО «Институт «Европейская слобода» склонны связывать с деятельностью профильного заместителя главы облгосадминистрации Сергея Филя. Призываем Юрия Гарбуза отозвать из Кабмина изменения, внесенные распоряжением №234, поскольку прошлогодний вариант плана был значительно лучше.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»