Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Постепенная активизация громады

Представьте, что вы занимаетесь продвижением некоторых очень важных реформ – например избирательной системы. Большинство людей не специалисты в этой сфере, и не очень-то понимают имеющиеся проблемы. А часто даже отстаивают кажущуюся простоту – например одномандатные избирательные округа. Мол, это же просто и удобно: понимаешь за кого голосуешь! – потерянные же голоса; выбор меньшинства – избрание некоторых депутатов в округах голосами 10-20% избирателей; инстуциональная слабость партий – не особо нужных депутатам-мажоритарщикам; политическая коррупция и многое другое остается «за кадром».

Можно ли продвигать такую реформу силами лишь экспертов и понимающих активистов? Может ли гражданское общество адвокатировать средство ограничения политической коррупции без привлечения масс? Как показывает опыт, не может: многих при власти устраивает сложившееся положение и они манипулируют людьми, отказываясь принять Избирательный кодекс Украины.

Да, обещали «открытые списки» при пропорциональной избирательной системе и ликвидацию одномандатных округов при создании коалиции в 2014 году.

Да, обещали бороться с коррупцией, в том числе политической – как непременное условие безвизового режима с ЕС.

Но не делают, и люди годами не знали, что нужно требовать этого как неотложную реформу!

Как следствие, любая реформа становится возможной, если ее поддерживают широкие массы населения:

* большинство начинает понимать, что и зачем нужно делать – и больше не поддаются на информационные манипуляции в духе «лучше сохранить мажоритарщиков, которые будут выбивать бюджетные средства в округа» (скрыто голосуя за коррупционные законы взамен!);

* формируются сети сторонников реформ, готовых к каким-либо активным действиям: задавать вопросы на встречах с политиками и должностными лицами; писать обращения; регулярно размещать и распространять в соцсетях информацию; выходить на мирные собрания; агитировать против тех, кто саботирует реформы;

* в социальных сетях, местных и региональных СМИ появляется информация по реформе, по ее обсуждению и поддержке людьми – а коммуникации всегда мониторятся властью и политиками, которые стараются быть адекватными обсуждаемым темам (ведь наиболее простой способ пиара и агитации - привязаться к тому, что реально волнует людей);

* возникает понимание причинно-следственных связей: как политическая коррупция в электоральной сфере приводит потом к повышению тарифов на газ украинской добычи и прочим другим чувствительным проблемам рядовых украинцев (приходит понимание, что без реформы избирательной системы, никто наш газ дешевле отдавать нам не будет!).

Есть две важные аудитории: молодежь и пенсионеры.

Первые политически пассивны, и поэтому являются резервом перемен. Ведь когда удается поднять молодежь для публичных акций протеста или поддержки, власть вынуждена реагировать. Повышение же явки молодежи на выборах ломает традиционную электоральную математику сетей подкупа: купить достаточное количество голосов, нивелировав самодостаточный «средний возраст».

Вторые уязвимы ввиду низкого уровня пенсий – рады любым подаркам, выплатам «благотворительной помощи» и вниманию. То есть организационной работе сетей подкупа! - Сидишь дома, дети на заработках – а тут о тебе позаботится некая «команда», на митинг пригласит, вручит 5 кг сахара для консерваций! – И пока не разъяснят активисты, что украдут гораздо больше, чтобы эти 500 грн. или 5 кг сахара вручать, они не понимают суть пирамиды сетей подкупа.

Как удается работать с людьми активистам, имеющим ограниченные ресурсы?

Во-первых, всегда используется любая возможность выйти на целевые аудитории: выступить на массовых мероприятиях; перед студентами в учебных заведениях; трудовыми коллективами; организовать целевые публичные мероприятия.

На местах постоянного прохода людей организовываются точки регулярной разъяснительной работы – «информационных часов». Кто может и хочет послушать – с тем общаются, вручают раздаточные материалы.

Важный компонент – социальные сети. Распространение информации в них не требует особых затрат, но может давать серьезный информационный отклик.

Для журналистов или СМИ готовятся тематические публикации с местной привязкой: как глобальная проблема привязана к конкретному городу Кременная или Рубежное.

Регулярно проводятся опросы, позволяющие найти сторонников, а также изучить распространение популярных мифов в духе «сам ворует – но и с избирателями делится» или «при мажоритарке депутат ближе к народу». Сам факт последовательных тематических вопросов – лично или по телефону, вынуждает многих людей задуматься: а действительно ли народный депутат должен быть старшим по ЖЭКу – а не заниматься законотворчеством и контрольными полномочиями? – Позаботиться о том, чтобы было нормально прописано законодательство в сфере ЖКХ, и созданы ли органы-институции для его внедрения и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг!

Сторонники реформы готовятся на специальных публичных мероприятиях – заседания «Клуба активной громады»; дебатах для студентов; тренингах; «круглых столах»; общественных слушаньях; адвокационных перфомансах.

Показала определенную эффективность и работа «у лавок» - с сидящими во дворах многоквартирных домов людьми, как правило - пенсионерами. Люди выходят отдохнуть – никуда не спешат, в отличие от некоторых проходящих мимо точек «информационных часов». Выходят пообщаться, – и часто знают хорошо друг друга, неоднократно общались, поэтому рады новому собеседнику. И тем более, если он готов и хочет поговорить о политике, и как нам вообще дальше жить…

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»