Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
Статьи
версия для печати

Казакова нужно было уволить. Казакова уволили. Казакова можно уволить еще раз

Это история о том, как депутаты Северодонецкого городского совета принимали решение о досрочном прекращении полномочий городского головы Валентина Казакова. Почему это не было сделано правильно с точки зрения процедур. И что делать, если суд его восстановит.

Необходимость немедленного прекращения полномочий Казакова, как городского головы, для меня стало очевидной 7 ноября, когда он издал распоряжение №315. Распоряжение подленькое: формально вроде как об остановке решения исполкома, фактически же – об уменьшении стоимости проезда в городских маршрутках с 5 до 3 гривен. Одновременно с распоряжением на сайте горсовета и на дружеских к нему Интернет-ресурсах (вроде https://sd.ua/) появилось объявление, что с 8 ноября стоимость проезда в маршрутках равно 3 гривнам.  В АТП-10920 и АТП-10974 (это предприятия, осуществляющие перевозки на маршрутах 1, 5, 101, 102, 110) звонили из исполкома и предупреждали об изменении тарифа.

Понимал ли Казаков, что выполнение его распоряжения приведет к немедленной остановке всех городских маршруток? Конечно, понимал. Ну не будут же частники осуществлять перевозки по тарифу ниже себестоимости. Более того, наверняка Казаков на это и рассчитывал. Ведь через две недели должен был состоятся конкурс по отбору перевозчиков на городских пассажирских перевозок, который, по замыслу шаховцев, должно было выиграть предприятие из Лисичанска. И весомой предпосылкой для этого должна была стать остановка маршруток АТП-10920 и АТП-10974.

Казаков не мог не понимать и того, что спровоцированная его распоряжением остановка движения маршруток ведет к большим проблемам для тысяч северодончан, которые ими ежедневно пользуются. И у которых после остановок маршруток не будет другой альтернативы, кроме как пешком или на такси. По моему убеждению, дальнейшее пребывание этого человека в должности городского головы было неприемлемым и опасным для жителей Северодонецка.

Распоряжение Казакова было не только вопиюще безответственным, но составлено юридически небрежно, что давало основания считать его принятым с превышением полномочий городского головы и не обязательным, в силу этого, к исполнению. Городской голова действительно имеет право остановить решение исполкома об установлении тарифов на городские автобусные перевозки. Хотя и странно говорить об остановке решения, которое сам подписал 8 месяцев назад. Когда хозяйственные отношения давно сложились. Но остановить решение (что имеет право сделать городской голова) и отменить его – совсем разные вещи. Отменить решение исполкома может только городской совет или суд, но не Казаков. А по тексту распоряжения №315 понятно, что оно именно отменено, а не остановлено. И утором 8 ноября ОО «Институт «Европейская слобода»  рекомендовал предприятиям-перевозчикам продолжать работу, игнорируя распоряжение  Казакова №315, как принятое с превышением полномочий. Что, впрочем, они начали делать еще до моих советов. 8 ноября, на совместной встрече руководителей АТП-10910 и АТП-10974, на которой присутствовали Бутков и я, был разработан комплекс мер, которые позволили быстро купировать противостояние между перевозчиками и пассажирами, спровоцированное Казаковым и «командой Шахова». Движение маршруток в Северодонецке было сохранено. А 9 ноября был внесен в городской совет и опубликован проект решения горсовета о признании распоряжения Казакова №315 не имеющим юридической силы и не подлежащим исполнению. Правда, решение такое горсовет принял только 9 января 2019 года.

После этой встречи я высказал Игорю Буткову мнение, что после такого распоряжения полномочия Казакова нужно прекращать, поскольку он становится опасным для города. И вряд ли существует способ вернуть его действия в рамки, установленные законом. 

В это время у депутатского большинства уже было 24 голоса, и решение о прекращении полномочий можно было принимать. Но Бутков был категорически против. Он считал, что такое решение горсовета станет поводом для Верховной Рады назначить внеочередные выборы в городской совет. На которых «команда Шахова», за счет подкупа избирателей одержит верх.

На мой взгляд, такой прогноз является ошибочным. При назначении внеочередных выборов Северодонецкого городского совета одновременно с выборами Президента не менее 60% голосов набрали бы выдвиженцы двух партий - «Оппозиционный блок» и «Наши». Независимо от того, сколько денег будет использовано для подкупа и кто персонально будет в списках – такие выборы были бы аналогией местных выборов октября 2010 года. Когда в одномандатном округе Северодонецка победил бы даже цепной пес Шарик – будь он выдвинут Партией Регионов.

План Игоря Буткова начала ноября 2018 года состоял в том, чтобы не увольнять Казакова, а пользуясь тем, что в совете  уже сформировалось квалифицированное большинство (24 депутата), сменить решением сессии состав исполкома, заместителей городского головы и секретаря городского совета. И таким образом устранить «команду Шахова» от возможности принимать решения от имени городского совета. И это было бы законно, поскольку именно городской совет является единственным представительским органом территориальной громады (часть первая статьи 10 Закона «О местном самоуправлении в Украине, далее Закона). К исключительной компетенции городского совета относится создание исполнительного комитета, определение его численности, утверждение персонального состава, внесение изменений в состав исполнительного комитета и его роспуск (пункт третий статьи 26 Закона). Это право не городского головы, а депутатов горсовета, которые являются представителями избравших их северодончан. Закон предусматривает право городского головы вносить предложения о персональном составе исполкома, но решения принимают депутаты. А что касается роспуска исполкома, то для этого не нужно какое-либо участие городского головы. Так установлено Законом.

Для реализации плана Буткова нужно было созвать и провести сессию городского совета – в соответствии с регламентом, в зале заседаний горсовета, без окружения озлобленной толпы сторонников Сергея Шахова, собранной в большой зал ГДК посулами сахара и денег. Поскольку Валентин Казаков созывать сессию в соответствии с законом и регламентом явно не собирался, предложение о ее проведении ее было подано 30 октября 12 депутатами горсовета. ОО «Институт «Европейская слобода» подключилась к реализации идеи Буткова в качестве консультантов и как субъект информационной поддержки. Дело в том, что на официальном сайте горсовета отказались публиковать документы, которые должны публиковаться при проведении сессий в соответствии с Законом. И эти документы публиковались на Интернет-сайте «СвС». Заметим, что Закон не регламентирует, в каком конкретно издании публикуются те или другие документы. Кроме того, ОО «Институт «Европейская слобода» обеспечил PR-сопровождение депутатского большинства в течении ноября и декабря 2018 года, когда происходили описываемые события.

Для нас это не было коммерческим проектом, каких-либо денег за всю эту деятельность ни организация, ни ее члены не получали. А лично для меня это была возможность изгнать из управления городом рейдеров из «команды Шахова», двухлетний контроль которой над Северодонецком так дорого стоил городу. Такую задачу я поставил перед собой еще весной 2017 года. И для выполнения этой макро-цели я готов был сотрудничать с кем угодно.

Как и прогнозировалось, Казаков постарался не допустить проведения сессии, на которой ожидаемо был бы распущен исполком и уволены Слесарев, Фесенко и Маринич. Но сделано это было крайне самонадеятельно, предложение 12 депутатов горсовета от 30.10.2018 о созыве сессии в порядке части седьмой статьи 46 Закона было проигнорировано. Что дало основание депутатам созвать и провести ее без Казакова, это предусмотрено частью девятой статьи 46 Закона. В соответствии с Законом и регламентом открыл сессию Сергей Куница, а вести ее было поручено Вячеславу Ткачуку. Который в результате предшествующих этим событиям политических договоренностей должен был стать секретарем городского совета вместо Маринич. Создание коалиций в представительских органах во всем мире считается нормальным делом, и только в Северодонецке отдельные недоумки поднимают по этому поводу вой. Мол, БПП продалась Оппоблоку. Не надо обращать внимание на недоумков.

Увы, уже на начальном этапе кампании произошло первое серьезное расхождение позиций: я настаивал, чтобы уведомление о созыве депутатами сессии было опубликовано как можно быстрее. А именно 13 ноября. Пусть сессия назначалась бы и не на 14 ноября, а на более позднюю дату, но нужно было назначить сессию сразу, как только появилась возможность. Хотя и не понятно, зачем нужно было тянуть, ведь 19 голосов у депутатов было 14 ноября. Сколько дополнительных проблем можно было бы избежать, проведи депутаты свою сессию 14 ноября. Но Игорь Бутков считал, что не время.

Уведомление о проведении сессии депутатами подано было только 16 ноября с указанной датой проведения сессии 21 ноября. А 14 ноября Казаков издал распоряжение №321 о созыве 53-й сессии 16 ноября в городском дворце культуры. И теперь в судах предстоит объяснять, почему депутаты не приняли участие в уже созванной городским головой сессии 16 ноября, а вместо этого созвали свою 21 ноября. Вряд ли объяснить это будет легко. Это касается и иска о восстановлении в должности, поданного Казаковым, и исков о восстановлении в должностях, поданных Слесаревым, Фесенко и Маринич.

Другие мои предложения  по организации сессии были приняты. Не надо верить правовым фантазиям Игоря Слесарева: сессия, созванная депутатами в порядке части девятой статьи 46 Закона, ничем не отличается от сессии, созданной городским головой в порядке части четвертой этой статьи. Такая сессия вправе рассматривать любые вопросы, а не только те, которые депутатами предлагалось рассмотреть в предложении о проведении сессии. Как и на любой другой сессии, в повестку дня могут быть внесены вопросы, предлагаемые депутатами на сессии. Наконец, такая сессия тоже может проводиться не в течении одного, а в течении нескольких пленарных заседаний, с перерывами для работы в комиссиях. И я изначально предлагал сделать в сессии перерыв. Чтобы в случае, если городской голова заветирует решения, принятые на первом пленарном заседании, на втором пленарном вернуться к ним (в повестку дня они уже включены, и вполне законно рассматривать их повторно) и преодолеть вето уже 24 голосами. После чего решения немедленно вступают в силу. Понятно, что ведет все пленарные заседания депутат, которому поручено вести сессию на первом пленарном заседании. Это был Вячеслав Ткачук.

Все получилось так, как и планировалось. 21 ноября сессия приняла решения о роспуске исполкома и прекращении полномочий заместителей городского головы и секретаря горсовета. 26 ноября Казаков своим распоряжением №338 остановил (заветировал) эти решения. А 30 ноября, на втором пленарном заседании, совет вернулся к рассмотрению вопросов, внесенных в повестку дня и рассмотренных на первом пленарном заседании, и двумя третями голосов преодолел вето.

Серьезной проблемой было опубликование материалов сессии: протоколы поименных голосований должны публиковаться в день проведения пленарного заседания, а решения – не позднее, чем в 5-дневный срок. Было очевидно, что Казаков не позволит это сделать на официальном сайте горсовета. Хотя такие действия и являются уголовным преступлением – препятствование деятельности депутатов городского совета, но не рассчитывать же на оперативность правосудия? По нашему предложению 21 ноября сессия приняла протокольное  решение опубликовать материалы сессии на сайте «Сегодня в Северодонецке». И мы публиковали протоколы поименных голосований в день проведения пленарного заседания, и решения горсовета  на третий день после него. Понятно, что и протоколы голосований, и решения, и все другие документы, связанные с проведением сессии, передавались в орготдел горсовета с оформлением акта передачи материалов.

Тем временем, действия Валентина Казакова и замов из «команды Шахова» приобрели совсем безпредельный характер. 22 ноября распоряжениям городского головы №331 был уволен с должности начальника отдела здравоохранения депутат из большинства Роман Водяник, и распоряжением №332 – еще один депутат из большинства, начальник отдела культуры Татьяна Грачева. Оба были уволены по поддельным заявлениям об увольнении по собственному желанию, которые депутаты не писали.

А 3 декабря Казаков издал  распоряжение №340, которым еще раз заветировал решения горсовета от 21 ноября, вето на которые совет уже преодолел 30 ноября. Заметим, что в соответствии с частью четвертой статьи 59 Закона Рішення сільської, селищної, міської ради у п’ятиденний строк з моменту його прийняття може бути зупинено сільським, селищним, міським головою і внесено на повторний розгляд відповідної ради із обґрунтуванням зауважень. Рада зобов’язана у двотижневий строк повторно розглянути рішення. Якщо рада відхилила зауваження сільського, селищного, міського голови і підтвердила попереднє рішення двома третинами депутатів від загального складу ради, воно набирає чинності.

Так что повторное ветирование решения после преодоления вето незаконно. Более того, Казаков таким образом создал прецедент, что ни одно решение горсовета, которое не нравиться лично ему, выполняться в Северодонецке не будет. Но Северодонецк пока что не монархия. Заметим, что сегодня такие незаконные действия городского головы практически невозможно обжаловать в суде. Поскольку по закону именно городской голова является представителем городского совета в судах. Но у совета есть другое средство на случай грубых нарушений городским головой законодательства.

Три незаконные распоряжения Казакова, изданные в ноябре и декабре, дополнили длинный перечень других его действий, на основании которых городской совет имел право, и обязан был в интересах городской громады, прекратить полномочия  в соответствии с частью третьей статьи 79 Закона. Эти основания (которые были раньше): увольнение нескольких сотрудников городского совета, впоследствии восстановленных судами, провал выполнения программы помощи ОСМД, демонстративный отказ выполнять решения горсовета (в том числе касающийся содержания Ледового дворца). Оснований для увольнения Казакова было достаточно, хотя сделать это нужно было правильно, по предусмотренной в законодательстве процедуре.

В ОО «Институт «Европейская слобода» предлагали прекратить полномочия городского головы на 55-й внеочередной сессии, предварительно опубликовав соответствующий проект решения и внеся вопрос прекращения полномочий в повестку дня. На этой же сессии нужно было повторно принять решение об увольнении секретаря горсовета,  о роспуске исполкома, избрать секретаря горсовета, сформировать новый состав исполкома, прекратить полномочия заместителей городского головы и утвердить новых заместителей городского головы. А также принять городской бюджет на 2019 год. 4 декабря в горсовет было внесено предложение о созыве 55-й сессии городского совета, подписанное 12 депутатами – текст его был составлен мною. Я также имел две продолжительные встречи с двумя депутатами из большинства, во время которых согласовывался возможный порядок проведения 55-й сессию горсовета. В «СвС» был опубликован проект решения горсовета о досрочном прекращении полномочий городского головы.

Увы, затем события пошли по другому сценарию. 17 декабря городской голова распоряжением 365 назначил проведение 53-й сессии горсовета 18 декабря в здании ГДК - со ссылкой на предложение депутатов от 4 декабря о проведении сессии. Сделано это было с целью воспрепятствования проведения депутатами 55-й сессии, однако при этом была допущена очередная юридическая небрежность - Казаков не вынесил на рассмотрения созываемой им сессии вопросы, для рассмотрения которых депутаты предлагали созвать сессию 4 декабря. Поэтому доказать в суде правомерность созыва депутатами 55-й сессии 19 декабря было вполне реально. А необходимые для снятия Казакова 24 голоса 19 декабря были. 17 декабря ОО «Иститут «Европейская слобода» предложил Буткову проект уведомления о созыве 55-й сессии 19 декабря. В повестке дня этой сессии были, в том числе, вопросы о досрочном прекращении полномочий городского головы, прекращение полномочий секретаря горсовета, роспуск исполкома, избрания секретаря горсовета, формирование нового состава исполкома, увольнение и назначение новых замов, принятие бюджета 2019 года.

Вместо этого 19 декабря было проведено третье пленарное заседание 54-й сессии с вопросами, которые были внесены в повестку дня в день проведения пленарного заседания. В том числе вопрос о прекращении полномочий городского головы. Правда, на этом пленарном заседании этот вопрос не рассматривался.

Идея созыва 55-й сессии была отклонена Бутковым на совещании, которое он проводил 21 декабря, туда я тоже был приглашен. Не знаю, зачем - ведь к этому времени мои предложения там уже не воспринимались, поданные предложения были отклонены или кардинально изменены, к подготовке проектов решений сессии отношения я уже не имел. Не была реализована и предложенная мною на этом совещании схема легализации Вячеслава Ткачука как и/о городского головы. Суть этого предложения: было очевидно, что печать горсовета, чтобы заверить подпись Ткачука на принятых сессиях решениях, будет недоступной. Рейдеры ее просто не отдадут, иначе они не были бы рейдерами. А госрегистратору для внесения изменений в реестр нужно заверенные печатью решения городского совета о прекращении полномочий городского головы и об избрании секретаря горсовета. Мною предлагалосб воспользоваться услугами частного нотариуса. Но законными услугами: пригласить его на сессию для выполнения нотариальных действий на выезде. Дабы он нотариально заверил подпись Вячеслава Ткачука на принятых решениях городского совета. Что соответствует закону «О нотариате».

Увы, сделано было по другому.

На совещании 21 декабря Игорь Бутков в последний раз озвучил свою идею - не прекращать полномочия Казакова, а отстранить его от выполнения служебных обязанностей. Раньше мы обсуждали эту идею и я высказывал мнение, что у совета нет полномочий отстранять городского голову  от выполнения служебных обязанностей. В этот раз меня поддержали и другие участники совещания.

Было немного грустно от того, что команда Игоря Буткова в принятии ключевого решения сессии 22 декабря шла по тому же пути, по которому шла во время первых трех увольнений Казакова. Ведь если посмотреть решение Северодонецкого городского суда от 28.11.2016 г., которым Казаков был восстановлен в должности во второй раз, то суд принял это решение в связи с процедурными нарушениями горсовета при увольнении Казакова. А именно, цитата:

- проект рішення не був оприлюднений в порядку, передбаченому Законом України «Про місцеве самоврядування в Україні» та Законом України «Про доступ до публічної інформації»;

- проект рішення був відсутній у порядку денному засідання сесії міської ради та був включений до порядку денного і проголосований по суті за відсутності належного головуючого (міського голови), а також після закриття засідання сесії міським головою.

Тем не менее, решение о досрочном прекращении полномочий городского головы было единственно правильным и очень нужным для Северодонецка. Сегодня видно, как быстро восстанавливается управляемость городом, оперативно принимаются решения. Что касается риска восстановления Казакова в должности судом, то он существует. Не потому, что Казакова не за что было увольнять. Было за что. Но признает ли суд, что полномочий Казакова прекращены по законной процедуре?

Что делать в связи с такой угрозой городскому совету? Лучше всего, если уже сегодня кем то из депутатов будет внесен в городской совет проект решения о досрочном прекращении полномочий городского головы. С подробным изложением в мотивировочной части оснований. Рассмотреть этот проект решения можно в день, когда Казаков будет восстановлен судом. При этом обязательно провести заседание постоянных комиссий, на которых рассмотреть проект решения. Провести на сессии дебаты, с оглашением информации, с заслушиванием председателей постоянных комиссий. И уволить Казакова в очередной раз – на следующий день, после восстановления судом. За те нарушения, которые он совершил в 2017-2018 годах.

Есть и другой вариант – принятия такой нормативной базы, регулирующей работу городского совета и исполнительных органов, чтобы у Казакова, в случае восстановления, остались минимальные полномочия. И пусть сидит в кабинете – с голым окладом и с минимальной возможностью вредить Северодонецку. Однако не похоже, что сами депутаты готовы работать по жестко регламентированным процедурам. А принять процедуры только для Казакова, игнорируя их самими – не получится.

И еще, об ответственности.

Городской совет обязан подать в городской суд иск к Казакову о взыскании с него в доход бюджета ущерба, нанесенного незаконными увольнениями в 2017 и 2018 годах. Это порядка 200 тыс.грн. Совет обязан требовать привлечения Казакова к уголовной ответственности за препятствование проведению 54-й сессии городского совета. А также за увольнение с работы по подложным заявлениям двух депутатов городского совета. Ну и взыскание с кого–то 5 млн.грн ущерба за перерасход фонда зарплаты – это тоже обязанность городского совета. Причем, независимо от того, восстановит ли Луганский окружной административный суд Казакова в должности городского головы или нет.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2019.01.24 | Виктор
Так у нас щас есть мэр или нет?


2019.01.24 | Svetikov
У нас есть исполняющий обязанности городского головы


2019.01.24 | Антон
Похоже на оправдание перед очередным восстановлением Казакова в должности.


2019.01.25 | Svetikov
Скорее похоже на предложение сразу уволить, если вдруг суд восстановит.


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»