Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
» Выборы
версия для печати

Результаты наблюдения КИУ на Луганщине: системных нарушений не было, но существует их угроза

31 марта официальные наблюдатели ВОО «Комитет избирателей Украины» наблюдали за голосованием на 130 избирательных участках в городах Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Кременная, Сватово, Старобельск, поселках Станица Луганская, Меловое, Марковка, Новопсков, Белокуракино. Использовался специально разработанный под эти выборы журнал наблюдения, которым детально регламентировались действия наблюдателей на избирательном участке и на улице перед зданием, в котором участок располагается. Журнал, также, включал перечень информации, которую наблюдатели должны были собрать и передать в офис наблюдения, передача информации производилась каждый час.

Нас не интересовало, сколько голосов наберет тот или другой кандидат  и мы не собирали протоколы подсчета голосов. Целью наблюдения было выявление нарушений порядка голосования и подсчета голосов и быстрое опубликование таких фактов на сайте «Сегодня в Северодонецке». Таким образом  ЛОО КИУ обычно осуществляет набюдение – путем выявления и опубликования негативных фактов мы влияем на действия комиссий и субъектов выборов, способствуем законности выборов, препятствуем фальсификациям. С этой же целью в рамках наблюдения в Северодонецке был проведен технический опрос избирателей на выходе из участков. Результаты были опубликованы в 20:15, они в целом совпали с результатами подсчета голосов на участках, расположенных в Северодонецке. Что позволяет нам утверждать, что фальсификаций в статистически значимом количестве при голосовании и подсчете голосов в Северодонецке не было.

По результатам наблюдения был сделан вывод, что во время голосования и подсчета голосов 31 марта 2019 года в Луганской области не было системных нарушений, посредством которых кто-либо из субъектов выборов мог повлиять на результаты. В тоже время наблюдателями КИУ были зарегистрированы многочисленные нарушения норм закона, на которые не реагировали ни субъекты выборов, ни правоохранительные органы. Подобными нарушениями во время второго тура голосования 21 апреля результаты волеизъявления избирателей Луганщины могут быть искажены. Это:

  1. Неправильности в списке избирателей. По сравнению с выборами 2014 и 2015 года на нынешних было больше случаев  невключения избирателей в уточненные списки. Избиратели КИУ зафиксировали следующие случаи:

      - в списке избирателей участка 441087 не оказалось ВПЛ, у которого на руках было свидетельство о переносе места голосования на этот участок;

      - не нашли себя в уточненных списках избирателей люди, которые получили персональные приглашения на голосование на соответствующие участки (такие случаи зафиксированы в Северодонецке, Сватово, Лисичанске);

      - отметка НСП не была поставлена в списке инвалиду, который уже многие выборы голосовал по месту нахождения, в результате чего избиратель (у нее нет рук и она расписывается ногой) вынуждена была проголосовать на избирательном участке 441162.

        Списки избирателей на второй тур могут быть еще хуже, учитывая большое количество людей, которые изменяют в Луганской области место голосования и весьма ограниченные для этого сроки. А отсутствие должной реакции на неправильности в уточненном списке может стать мотивом для использования этой ситуации для искусственного уменьшения числа лиц, которые проголосуют в Луганской области 21 апреля.

2. Риски специальных участков.

Наблюдение КИУ считает необходимым обратить внимание на сомнительную целесообразность и риски, связанные с большей частью специальных участков на Луганщине. Так, в списки избирателей на специальных участках Луганской области были включены:

441413 (Счастье) – 22 избирателя;

441211 (Северодонецк) – 53 избирателя;

440422 (Попасная) – 23 избирателя;

440423 (Попасная) – 11 избирателей;

440972 (Лисичанск) – 113 избирателей;

440973 (Лисичанск) – 59 избирателей;

440974 (Лисичанск) – 204 избирателя;

441091 (Рубежное) – 63 избирателя;

440169 (Кременная) – 60 избирателей;

440596 (Старобельск) – 65 избирателей;

440509 (Трехизбенка) – 6 избирателей;

440556 (Станица Луганская) – 22 избирателя.

Заметим, что часть включенных в эти списки – члены комиссий. Так что на некоторых специальных участках большая часть голосующих – это члены участковых комиссий. Нужно ли проводить голосования на подобных участках? К тому же существуют дополнительные риски при проведении голосования на спецучастках: списки составляются не на основе реестра избирателей, а произвольно, к тому же здесь меньше прозрачность голосования.

3.  Опасность для избирателей и членов комиссий, связанная с близостью избирательных участков к линии фронта. Наблюдением ВГО КИУ было зафиксировано два случая, когда жизнь членов комиссий подвергалась опасности:

- при перевозке избирательных бюллетеней из Северодонецка в село Катериновка (ИУ 440415 ТИО-106), находящееся на линии разграничения, автомобиль с членами комиссии попал под обстрел. Всего в Катериновке проголосовали 87 человек;

- вечером в день голосования район нахождения избирательного участка 440997 ТИО-112 (клуб им. Дзержинского в г. Золотое-4) был обстрелян. Наблюдатели, находившиеся на участке, заблокировали попытку комиссии прервать голосование. Голосование состоялось, результаты были установлены, но по соображениям безопасности оказалось невозможным вывести протоколы в окружную комиссию.

В Луганской области есть еще несколько подобных весьма опасных для проведения голосования и подсчета голосов участков, это 440419 (Орехово, здесь проголосовали 170 человек) , 440420, 440421 (Троицкое, проголосовали соответственно 120 и 149 человек), 440477 (Крымское, проголосовали 363 избирателя).

4. Подвоз «своих» избирателей. Такой факт был установлен наблюдателями КИУ в Рубежном на избирательном участке 441086, сюда автобусом госномер 3276 были подвезены избиратели из района Линево. Опросом подвезенных людей, который выполнила наблюдатель КИУ Бондаренко, было установлено, что большая часть их собирается голосовать за кандидата на должность президента Вилкова. По оценке ЛОО КИУ, такой подвоз должен быть квалифицирован как подкуп избирателей, однако вызванная на участок полиция нарушений в действия штаба кандидата в президенты не установила. Такой способ влияния на результаты выборов может широко применяться во время голосования 21 апреля 2019 года.

5. Нарушение статьи 74 Закона

Для избирательного участка 440141(Кременная) были выделены 3 помещения, однако площадь комнаты, в которой собственно и проводится голосование, составляет 25 кв. м. Это средний избирательный участок, площадь помещения для голосования на котором должна быть не меньше 75 кв.м.

Наблюдатели КИУ сообщили, что на участке 441162 (Северодонецк) не было указателей «Вход» и «Выход». Аналогичная проблема была на участках 441176 (Северодонецк) и 441087 (Рубежное). На участке 440515 (Станица Луганская) было плохое освещение и мало мест для наблюдателей (стульев было 4, а наблюдателей присутствовало 19). Тесно было на участке 441086 в Рубежном после организованного подвоза сюда избирателей.

6. Нарушение части 11 статьи 75 Закона

На участке 441080 в г. Рубежное членам комиссии, работающим с бюллетенями, было выдано небольшое количество бюллетеней, а остальные находились у секретаря. Который выдавал им дополнительно бюллетени по мере надобности. Ведомость выдачи бюллетеней не составлялась. Подобная незаконная процедура работы с бюллетенями увеличивает риск неправомерного использования бюллетеней.

7. Нарушение части шестой статьи 76 Закона

Широко распространенной остается практика захода в кабину для голосования избирателей с детьми и члены комиссии, которые дежурят возле кабин, не препятствуют этому. Опасность такого нарушения состоит в деактуализации одного из главных принципов выборов – их тайности. Наблюдались отдельные случаи, когда в кабину для голосования заходил второй избиратель, наблюдатель КИУ фиксировал такой факт на участке 441080 (Рубежное). В Лисичанске наблюдатель КИУ зафиксировал, когда в кабину с избирателем зашел член участковой комиссии.

Многочисленные нарушение статьи 76 Закона фиксировали и другие наблюдатели, а также полиция. Это фотографирование бюллетеня, повреждение бюллетеней, попытки выноса бюллетеней за пределы участка, заход в кабинку для голосования двоих избирателей и др.

8. Нарушение части девятой статьи 69 Закона

Ограничение прав наблюдателей является серьезным риском для прозрачности избирательного процесса. Наблюдатели КИУ зафиксировали 31 марта 2019 года несколько таких нарушений. Так, на избирательном участке 441191 (Северодонецк) в начале итогового заседания решением комиссии был удален с участка наблюдатель. На том основании, что он передавал сведения. Через некоторое время этой же комиссией был удален еще один наблюдатель, решение было обосновано тем, что он вел видеосъемку. На участке 441169 другие наблюдатели и члены комиссии удалили наблюдателя из помещения во время голосования на том основании, что он якобы третий от кандидата Петра Порошенко. На самом деле этот наблюдатель был от общественной организации, которую сам наблюдатель связывал с Петром Порошенко. Но удостоверение у него было другого цвета. На участке 441088 (Рубежное) наблюдателю КИУ пригрозили удалением с участка после того, как он обратил внимание комиссии, что ее члены не видят скрыньки, поскольку между столами членов комиссии и скрыньками расположились наблюдатели.

Нарушением права наблюдателей является также закрытие на ключ входных дверей в здания, в которых располагаются избирательные участки, после начала итогового заседания. Для документирования такого нарушения наблюдателям КИУ в Луганской области была предложена обратная задача - покинуть помещение, где происходит подсчет голосов, в 21 час. Полицейские, охраняющие помещения, отказались открыть двери и выпустить из зданий наблюдателей КИУ, на участках 440957 (Лисичанск), 440140 (Кременная), 441199 (Северодонецк), 441177 (Северодонецк). Обращение по телефону к руководству национальной полиции Луганской области по этим фактам не дали результата, нам было предложено решать вопрос не с полицией, а с избирательными комиссиями. Хотя по факту двери контролировали вовсе не председатели УИК, а полицейские. В первых трех случаях полицейские открыли двери и выпустили наблюдателей КИУ сразу после угроз вызвать наряд патрульной полиции. На полицейских, охранявших вход в здание ГДК в Северодонецке (участок 441177), угроза вызвать полицию не подействовала. Пришлось вызвать полицию на самом деле - по телефону 102. Наряд не приехал в течении 10 минут, но наблюдатель КИУ после этого был выпущен из здания. И вызов полиции пришлось отменить.

Луганское областное отделение Комитета избирателей Украины обратилось в МВД с жалобой на бездействие начальника ГУ НП в Луганской области, который будучи проинформированным о действиях своих подчиненных, которые могут квалифицироваться как криминальное правонарушение, предусмотренное статьей 146-1 криминального кодекса Украины, не предпринял действий по защите нарушенных прав человека.

9. Нарушение части двадцать девятой статьи 78 Закона.

Такое нарушение является распространенным, в силу нечеткой формулировки нормы закона. Как происходит такое нарушение – можно посмотреть на видео подсчета голосов на одном из участков Северодонецка https://www.facebook.com/viacheslav.shevchuk.5/videos/2128258080605810/.

Здесь, после правильной сортировки бюллетеней одним членом комиссии (была выдержена часть 25 статьи 78 Закона), подсчет бюллетеней, проголосованных за каждого из кандидатов, проводила не комиссия, а отдельные ее члены. Причем, одновременно. Они же объявляли количество проголосованных за кандидата избирателей. В результате такого подсчета возникает риск фальсификаций результатов путем объявления неправильного (завышенного или заниженного) их количества. Напомним, что законодательство требует, чтобы бюллетени в любой момент считал только один член комиссии, а другие члены комиссии контролировали подсчет.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»