Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Его призвание – педагог

Начиналось высшее образование с создания в Северодонецке Харьковским политех-ническим институтом (ХПИ) учебно-консультационного пункта для студентов-заочников в 1957 году. «Азот» был одним из организаторов и инициаторов этого пункта. Начальник отдела кадров комбината Василий Петрович Сухин, начальник Учебного центра комбината Владимир Гаврилович Мацегора, И.Т.Евстафьев, И.И.Гладкий и др. в 1957 году поступили в ХПИ и были в числе первых слушателей этого пункта, они же были и первыми выпускниками этого отделения.
Практически всё обучение проводилось на базе созданного в Северодонецке учеб-но-консультационного пункта ХПИ, а с 1959 года в Северодонецке было создано отделение общетехнического факультета ХПИ. Первые преподаватели: Г.Н.Твердохлебов, С.П.Комаров, М.М.Караваев. Пожалуй, самым активным инициатором и организатором центра, был один из первых его преподавателей - Георгий Николаевич Твердохлебов. С 1952 года он работал учителем математики в СШ №1. Когда в 1956 году при северодонец-ком химкомбинате были впервые открыты курсы по подготовке абитуриентов, он буду-щим студентам блестяще читал математику. Преподаватель «от бога», Георгий Николае-вич посвятил свою жизнь созданию и развитию высшего образования в Северодонецке.
Определенный вклад в создание учебно-консультационного центра внес так же Виктор Маркович Каут, который позднее, с 1970 по 1978 год, возглавлял Рубежанский филиал ХПИ. Виктор Маркович, как, впрочем, и директор СХК Виктор Фёдорович Гогин, придерживался мнения, что институт в Северодонецке не нужен. Достаточно выпускников, которых присылает по направлению министерство химической промышленности и выпускает Рубежанский филиал ХПИ.
Но в связи с быстрым ростом промышленности и большим притоком молодёжи на строительство объектов химии в регионе («Азот», «Стеклопластик», НПЗ, РХК), появи-лась настоятельная необходимость создания более крупного вузовского учебного подраз-деления. Таким подразделением был созданный в 1959 году Рубежанский общетехниче-ский факультет ХПИ, который территориально располагался как в Рубежном, так и в Се-веродонецке. С этого момента и начинается полноценная подготовка специалистов в этих городах. Следует отметить, что уже с самого начала создания факультета, студентов в Северодонецке было значительно больше, чем в Рубежном. Обучение проводилось в построенном в те годы Учебном центре Северодонецкого химического комбината возле второй проходной.
С 1959 года Г.Н.Твердохлебов – зам. декана рубежанского общетехнического факультета.
Родился Георгий Николаевич Твердохлебов в селе Михайловка 8 мая 1925 года. Дед, Николай Васильевич, работал священником в Михайловской церкви, его до сих пор в Михайловке помнят, как большого гуманиста, проповедовавшего мир и грамот-ность среди прихожан.
Мать – Ирина Сергеевна – домохозяйка.
Брат Василий Николаевич – педагог.
Отец Георгия Николаевича – Николай Николаевич, купил хату в Старобельске, и семья переехала в Старобельск, а Николай Николаевич пошёл работать бухгалтером в школу. Так что грамотность и математика были знакомы Георгию Николаевичу с раннего детства. В Старобельске он окончил десять классов и успел поступить в учительский ин-ститут, но война пришла в Старобельск, и учёбу пришлось прекратить. Когда немцы ок-ружили Старобельск, Георгий Николаевич с отцом пытались прорваться через линию фронта к своим, но им это не удалось. Во время оккупации Георгию Николаевичу при-шлось скрываться от немцев в деревне. После освобождения Старобельска в 1943 году Г.Н. Твердохлебов был призван в армию. Служил в авиации на аэродроме в Половинкино. Сначала летал стрелком на самолетах типа У-2, ПО-2, потом начальство, отметив его старание и ответственность, перевело его механиком к командиру эскадрильи. Теперь он обслуживал самолет комэска Ла-5. После выхода фильма «В бой идут одни старики», говорил: «Это точно про нас».
Начав в Половинкино, Георгий Николаевич с боями прошёл Украину, Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию. За этот поход заслужил более двадцати правительствен-ных наград. Дослужился до звания старшего сержанта. После победы «воевал» в Гатчине под Ленинградом. Там окончил Высшую Партийную Школу.
Очень любил футбол и в период службы в Гатчине с 1946 по 1949 гг. играл защит-ником за ВВС Ленинградского военного округа и всю жизнь был активным болельщиком футбола. Отлично играл в шахматы и никогда не упускал случая сыграть с интересным противником. Твердохлебову военное руководство предлагало доучиться и работать на Байконуре, но он с детства мечтал о знаниях, чтобы стать педагогом. Отказавшись от предложений армейских, он вернулся теперь уже в родной для него Старобельск.
Шёл сентябрь, занятия уже начались, и здесь его никто не ждал. Георгий Николае-вич не хотел терять год, и, дойдя до московского руководства, таки добился своего права на учебу – его восстановили. Через два года он окончил учительский институт с красным дипломом, который давал ему право преподавать в школе в пятых-седьмых классах. Пе-ред отъездом на работу Георгий Николаевич женился на любимой девушке Валентине, с которой два года учился в одной группе, и вместе они решили ехать работать в Северодо-нецк. 12 августа 1952 года прибыли в Лисичанское гороно. Заведующая, Лидия Макси-мовна Бричикова, направила Твердохлебовых в Северодонецк. Георгия Николаевича в школу №1, а Валентину Петровну – в школу №3. В то время в Северодонецке было четы-ре школы, школа №2 – с украинским языком обучения, школы №№ 1, 3 и 4 – с русским языком обучения. Четвёртая школа была построена в Лисхимстрое ещё до войны, номер её был по Лисичанской регистрации. Вторая и третья двухэтажные школы построены по одному типовому проекту. Одна – №2 – на перекрёстке улиц Ленина и Шевченко, вторая №3 на перекрёстке улиц Горького и Калинина (ныне улица Егорова). С 13 августа 1952 года супруги Твердохлебовы поселились в медпункте СШ №1, а 29 августа директор ЛХК Геннадий Иванович Вилесов предложил им место в ещё недостроенном общежитии по улице Ленина, 3, куда они и переселились. В общежитии не были сделаны отделочные работы в полном объёме, электророзетки устанавливали сами жильцы. Проводка тогда была внешней – два скрученных медных провода в резиново-тканевой изоляции, закреплённых на керамических роликах.
В это время, 11 сентября 1952 года, у них родилась дочь Ирина. Позже 10 мая 1954 года родился сын Александр, а 17 апреля 1964 года – сын Юрий. Декретный отпуск тогда давали на два месяца. Месяц до и месяц после родов. Так что Георгию Николаевичу при-ходилось во вторую смену преподавать в «своих» старших классах, а в первую смену «от-рабатывать» в классах Валентины Петровны. С рождением сыновей он продолжал вычи-тывать часы жены, поддерживая и её, и школьников, которым она читала. В этой ситуации выигрывали все, кроме, конечно, Георгия Николаевича. Ведь для него это была работа, хотя и любимая.
На перекрёстке улиц Горького и Донецкой располагался детдом под руководством Леонида Григорьевича Крицкого. Дети детдома, около пятидесяти человек, учились в третьей школе, и преподаватели этой школы привлекались в детдом для оказания им по-мощи в приготовлении домашнего задания. Так что и вечерами у Георгия Николаевича работы хватало.
В 1953 году семья Твердохлебовых получила комнату в трёхкомнатной коммунальной квартире. В это время Георгий Николаевич кроме школы преподавал в училище и техни-куме почасовиком (помещение техникума находилось тогда во дворе школы №2), про-должая участвовать в создании высшей школы в Северодонецке.
Несмотря на такую занятость, в 1953 году он поступил в Луганский педагогический институт заочно, окончил его, опять же, с красным дипломом. После окончания института Георгий Николаевич приступил к работе над диссертацией, которую успешно защитил в 1977 году в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета, получив степень кандидата технических наук.
Педагогическую деятельность кандидат технических наук Г.Н. Твердохлебов со-вмещал с научной работой. У него было много авторских свидетельств на изобретения, порядка 120 научных и методических статей, напечатанных не только в Европе, но и в США.
В 1959 году в г. Рубежное открывается общетехнический факультет ХПИ, в созда-нии которого самое активное участие принимает Г.Н. Твердохлебов, и уже, начиная с 1960 года, является руководителем северодонецких групп студентов, а с 1961 г. – замести-телем декана Северодонецкого филиала Харьковского политехнического института.
За годы своей трудовой деятельности Георгий Николаевич неоднократно награж-дался грамотами, а вручение ему знаков «За отличные успехи в высшей школе» и «Отличник образования Украины» – говорят сами за себя.
Важнейшим принципом его жизни было: «Если делать, то делать хорошо!». Он так и делал, причем, всегда на «отлично». Слушая лекции Георгия Николаевича, студенты восхищались тем, как он знает предмет, как он читает лекции без «шпаргалок», как всегда помнит, на чем закончил предыдущую лекцию. Организаторские способности, беском-промиссность в отстаивании идей и убежденность в правоте позволили Георгию Николаевичу реально воплотить в жизнь свою самую большую мечту – построить учебный и лабораторный корпуса будущего института в г. Северодонецке.
Когда в 1957 году при химкомбинате был создан учебно-консультационный пункт для студентов заочников, Георгий Николаевич был одним из организаторов и первых преподавателей этого первого пункта высшей школы в Северодонецке.
Вскоре Георгий Николаевич, вместе с директором комбината Валерием Павлови-чем Егоровым, подбирали место для строительства института. Сначала предполагалось, что корпуса института разместят на месте нынешнего интерната, но потом, с учётом раз-вития строительства города, было принято решение разместить учебный и лабораторный корпуса вдоль улицы Донецкой, за улицей Лисичанской (ныне Гвардейский проспект). Этот институт был его детищем, ведь создание лабораторного корпуса было его инициа-тивой, необходимость создания лабораторного корпуса он доказывал во всех инстанциях. Он готов был на этой стройке и дневать, и ночевать, хотя, конечно, там работали профес-сиональные строители, снабженцы – он всё равно курировал эту стройку, беспокоился о своевременном приобретении современного оборудования, спорил, убеждал, доказывал.
В 1963 году Георгия Николаевича избирают деканом Северодонецкого общетехни-ческого факультета, который он бессменно возглавлял 18 лет. Теперь он не только читал лекции для студентов, но и решал хозяйственные вопросы, боролся за посещаемость и ус-певаемость. С 1977 года по 1994-й Георгий Николаевич возглавлял кафедру высшей ма-тематики Рубежанского филиала Ворошиловградского машиностроительного института, а по 1999 год – кафедру высшей и вычислительной математики Северодонецкого технологического института. С 1982 г. по 1990 г. он занимал должность заместителя директора Рубежанского филиала Ворошиловградского машиностроительного института по учебной работе и в течение пяти лет – заместителя директора Северодонецкого филиала Ворошиловградского машиностроительного института.
Математика, пожалуй, самая базовая наука. Трудно представить себе, скажем, теорию относительности Эйнштейна без математического обеспечения. И в физике, и в химии, и в любой другой науке без формул, без математического обеспечения – одни раз-говоры. Математика позволяет доказать и точно вычислить те или иные параметры собы-тий.
Георгий Николаевич Твердохлебов был талантливым человеком. Он умел любой аудитории доступно объяснить такие понятия как факториал, производная, интеграл. По-пулярно, понятно для всех, рассказать о теории вероятности, теории функции комплекс-ной переменной, объяснить, что такое операционные исчисления. Такое нельзя выучить – это надо понять. Поэтому Георгий Николаевич и не имел шпаргалок. В зависимости от понимания слушателей он подбирал методику подачи материала, слова такие, чтобы ин-формация доходила до любого человека в аудитории. И студент, из лекций Твердохлебова понявший, что такое гиперболический параболоид и какой формулой его можно описать, узнавший, как рассчитать вероятность какого-либо события, осознавший, что вести расчёты можно не только числами, но, в особо сложных случаях - их изображениями, чувствовал себя если не гением, то, по крайней мере, очень талантливым человеком. Человеком, побывавшим на границе знаний, узнавшим Великую Тайну, ставшим адептом этой науки. Наверное, поэтому лекции Георгия Николаевича, студенты пропускали крайне редко. А может, потому, что талант – штука «заразная», и Г.Н.Твердохлебов, зная это, стремился заразить как можно больше слушателей. Георгию Николаевичу нравилось посвящать студентов в тайны так хорошо ему известной мате-матики. Он был не просто замечательным математиком, но и умелым популяризатором этой сложной и очень нужной науки.
Его требовательность и справедливость неизменно вызывали уважение студентов и коллег. Самым ярким представителем профессорско-преподавательского состава института люди, знавшие его, всегда называли Г.Н. Твердохлебова. Ибо в своей профессиональной деятельности он всегда придерживался неизменного правила: «Ищите не то, что студент не знает, а то, что он знает!».
Не одно поколение северодончан-студентов, слушавших его лекции, он пропустил через свое сердце. Поэтому живет и будет жить он в сердцах людей. Его бывшие ученики разлетелись не только по всем республикам бывшего Советского Союза, вплоть до Владивостока, но и успешно работают в других странах Европы, Африки, Азии, неся по миру ту искру негасимого пламени знаний, которую зажег в них прекрасный и мудрый человек, бескомпромиссный боец и Педагог с большой буквы.
На учебном корпусе института в 2007 году была установлена мемориальная доска в память о талантливом преподавателе.

А.Зорик.
Фото из семейного архива Твердохлебовых.
Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»