Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Точка зрения: «борцам» с УПЦ посвящается

Некоторые «ценители» «СвС» уже обратили внимание, что наше Интернет-издание начало уделять много внимания делам Украинской православной церкви в Северодонецке и в Луганской области. Вот, например, комментарий Андрея Суткового в Фейсбуке (это реальный человек, в «СвС» освещалась его деятельность): Щось не пам*ятаю, щоб раніше патріярх сєвєродонецької журналістики цікавився питаннями релігії. Чи вказівка з ФсБ надійшла? Чи може з гумконвоєм тушоночки під ялинку підкинули?

Борис Губанов (скорее всего это не реальный человек, а бот) написал еще «грознее» Алексей Светиков, судячи з постів і коментарів, Ви явний прибічник москальської церкви. То краще Вам було б за поребриком?

Бывший северодончанин Ростислав Янченко В 14 году мы видели какую роль отыграли служители чуждого нам патриархата во всех этих триколорных движухах. Так нафига на наших территориях такой патриархат? И дальше: Но сейчас у меня сложилось ощущение, что вы против автокефалии и вручения томоса, верно ли я это понял?

В связи с этим некоторые объяснения. Свою позицию относительно автокефалии и томоса я озвучил еще в сентябре прошлого года, в статье «Точка зрения: Томос мира или томос войны»: В Украине должна быть автокефальная православная церковь. Но не для того, чтобы власть демонстрировала избирателям свою «очередную победу» в гибридной войне против России. Напротив, ради гражданского мира - дабы объединять в единой церкви православных запада и востока страны. Увы, пока что события развиваются так, что результат получения церковью Томоса от Константинопольского патриарха будет скорее обратным - Украина получит еще один очаг противостояния между русскоязычным юго-востоком и украиноязычным западом.

Как видим, прогноз оправдался - в Украине сегодня две православные церкви. Обе – далеко не самостоятельные: одна ориентирована на Москву, другая – на Константинополь. Одна из них доминирует на Востоке Украины, другая – на Западе. Страна оказалась еще один раз разделена – теперь по религиозному признаку. Но это вопрос геополитики и национальных интересов Украины. И он уже – в прошлом. Исправить вряд ли что возможно. Надо лишь возложить на виновных политическую и историческую ответственность.

Теперь же, в связи с предоставлением томоса возникла новая проблема – проблема нарушения прав человека. А именно статьи 9 Международной конвенции прав человека и основных свобод. И эта сфера уже моей личной ответственности, как правозащитника. И я буду защищать право моих земляков на свободу совести – и юридически, и информационно. Право свободно выбирать культы, храмы, священников.

В Северодонецке сегодня есть и приходы ПЦУ (то есть УПЦ КП - у которой, правда, в Северодонецке практически совсем нет прихожан), и приходы УПЦ. И это нормально для европейской стране, в которой верующие сами определяют символ своей веры. Не может государство принуждать людей выбирать другую церковь. Более того, государство обязано защитить верующих от такого принуждения со стороны других лиц. Это так называемая позитивная обязанность государства.

Нет таких государственных интересов, которым нужно приносить в жертву право людей на свободу совести - это основа европейского либерального права. Понятно, что есть и противоположная точка зрения. Гитлер, Сталин и тираны рангом поменьше считали, что если вера не способствует им защищать государственные интересы (как они их понимали), то храмы на слом, а попов (и верующих, тоже) в лагеря. Или, все верующие в одну церковь, единственно правильную.

В Северодонецке, и в Луганской области в целом – большинство проживающих сделали свой геополитический выбор в пользу европейской демократии, в пользу приоритета прав человека. Но живут здесь, понятно, и некоторое количество национал-экстремистов. Которые считают, что храмы надо забрать, а верующих директивою перевести из УПЦ в ПЦУ. Потому как это нужно для национальных интересов Украины, для победы в гибридной войне с Москвой. Таких людей в Северодонецке немного, но они крикливы и агрессивны. И попытки с их стороны попирать права человека будут продолжаться до тех пор, пока в Украине не будет введен закон о борьбе с экстремизмом. Например, подобный действующему в Германии.

Впрочем, и сегодня уже существует возможность привлечения к ответственности за преступления на почве религиозной нетерпимости.  В рамках того же закона «Про внесення змін до Кримінального кодексу України щодо відповідальності за злочини з мотивів расової, національної чи релігійної нетерпимості». И это должно быть предупреждением.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2019.01.10 | Прохожий
Почему вы упорно сокращаете название церкви? Не УПЦ, а УПЦ МП. Я разделяю ваше мнение о томосе-разьединителе, но не понимаю излишней скромности в стыдливом опускании двух букв МП. Это ведь пока официальное название этой церкви. В чем смысл?


2019.01.10 | Svetikov
Название этой церкви - Украинская православная церковь. Смотрите ее устав http://orthodox.org.ua/page/statut-upts. Дополнения Московского патриархата нет в официальном названии церкви. Я пользуюсь официальным названием.


2019.01.10 | Прохожий
Ok)


2019.01.11 | Вара
Да, приписки нет о Московском патриархате, но УПЦ не является абсолютно независимой структурой согласно того же устава: "Пункт 5. Українська Православна Церква ... є самокерованою частиною Руської Православної Церкви" Получается, что это всего лишь относительная автономия!
О, и еще, за монополией УПЦ-РПЦ о приходах УПК КП просто мало кто знал. Неужели вы считаете, что будь у приходов Киевского патриархата примечательное большое здание, а не отдельные комнатки, туда бы не ходили?


2019.01.11 | Svetikov
УВы, ПЦУ также не является самостоятельной - томос почитайте. ПЦУ больше зависит от Константинополя, чем УПЦ - от Москвы.


2019.01.11 | hipuyis
чего такой кипишь?) никто вроде никого не трогает не только в Северодонецке, а и вообще по всей Украине. Идут только интернет-баталии


2019.01.14 | Svetikov
Это не совсем так. Или совсем не так. В Луганске есть большой, красивый и самый новый храм УПЦ КП. Увы, прихожан в нем совсем немного. В Северодонецке я пытался проллобировать строительство храма УПЦ КП, им предлагалось прекрасное место под строительство. Но их епископ отказался от идеи строительства храма. Он считает, что город должен передать ему Христо-Рождественский храм, отобрав его у УПЦ МП.


2019.01.14 | Вара
Да, приписки нет о Московском патриархате, но УПЦ не является абсолютно независимой структурой согласно того же устава: "Пункт 5. Українська Православна Церква ... є самокерованою частиною Руської Православної Церкви" Получается, что это всего лишь относительная автономия!
О, и еще, за монополией УПЦ-РПЦ о приходах УПК КП просто мало кто знал. Неужели вы считаете, что будь у приходов Киевского патриархата примечательное большое здание, а не отдельные комнатки, туда бы не ходили?


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»