Сегодня в Северодонецке
(газета "Третий сектор", on-line — приложение)
версия для печати

Велодорожки Северодонецка: история, современность и будущее

Молодой Северодонецк был городом велосипедов, об этом свидетельствуют старые фотографии. Заметим, что города в  то время застраивались плотно, а автомобилей было мало. Велосипедисты и автомобилисты легко делили проезжую часть улиц, никто не думал о разделении потоков автомобилей и велосипедов. Что в последние десятилетия стало актуальной проблемой для всего мира. Сегодня идеальным вариантом считается, когда пешеходы, велосипеды и автомобили движутся каждый по собственной полосе.

Впрочем, Северодонецк и в этом направлении намного опередил свое время. В 1966 году был утвержден новый Генеральный план города, который, по сути, был планом строительства новых его районов. Генплан был очень удачным, в результате его реализации Северодонецк стал самым красивым, благоустроенным и комфортным городом Луганской области.  В Генплане были предусмотрены широкие улицы и проспекты, разумное планирование территорий микрорайонов, с большим количеством объектов социальной инфраструктуры. И даже то, что тогда для Украины было  невиданным - сеть велосипедных дорожек. Которые должны были обеспечить свободное передвижение на двухколесном транспорте по всем новым кварталам, без создания помех пешеходам и автомобилистам. Плюс - безопасный выезд на нем за пределы города.

Напомню, что шел только 1966 год. А в Генеральном плане Северодонецка уже были предусмотрены велодорожки вдоль всей улицы Новикова, от стелы на въезде со стороны Метелкино до СПЗ, вдоль улицы, которая сегодня называется шоссе Строителей от Вилесова до автовокзала, по проспекту Гвардейскому от Вилесова до Донецкой, по проспекту Космонавтов от Гвардейского до Новикова. И, наконец, по улице Вилесова в районе 79 и 80 микрорайонов. Все велодорожки планировались для одностороннего движения, они должны были располагаться на противоположных сторонах улиц, ширина их составляла 1,5. То есть всем требованиям нынешних ДБН предусмотренное в Генплане Северодонецка 1966 года полностью соответствует. Отдельно от велодорожек должны были обустраиваться пешеходные тротуары – дальше от проезжей части.

Как видим, Европа в Северодонецке планировалась еще в эпоху развитого социализма. И этот наш прекрасный город некоторые «патриоты» называют совком?

Увы, время застоя внесло свои коррективы в эти планы, многое их того, что было предусмотрено в Генплане, было проигнорировано. На шоссе Строителей разбивка велодорожки и тротуара со стороны леса не производилась, на улице Курчатова велодорожка была обустроена только на четной стороне улицы, а на улице Вилесова – только на нечетной. На Гвардейском проспекте велодорожки были проведены только до проспекта Космонавтов. К тому же как велодорожки эти асфальтовые полосы никогда не использовались – спрос на такое их назначение еще не сложился. Их использовали как вторые тротуары, а велосипедисты продолжали ездить либо по проезжей части, либо по тротуарам. Которые были существенно шире.

На схеме приведена схема велодорожек, построенных и не построенных в Северодонецке в соответствии  с Генпланом 1966 года. Красные линии – это те дорожки, которые были предусмотрены Генпланом, но не были построены, синими – велосипедные дорожки, де-факто существующие на сегодняшний день.  Наконец, зеленый цвет – то, что было восстановлено в ноябре этого года.

Увы, с 1994 года город ожидало бедствие растопыренных пальцев и тотальной безответственности к тому, что создавалось поколениями, строившими Северодонецк. Когда построенное раньше считали «совком», и безжалостно уничтожали. Парк, скверы, объекты инфраструктуры. А уж велодорожки – само собой, что без надобности. Началась застройки за «красными линиями» - на тротуарах. Хаотически, без каких либо планов создавались парковки, подъезды к магазинам, на тротуарах и дорожках устанавливались киоски.  Ни тротуары, не велодорожки не ремонтировались десятилетиями, а до автомобильных дорог руки иногда доходили. И велосипедисты стали ездить исключительно по проезжей части. Брошенные без ухода велодорожки разрушались, они засыпались песком и землей, участки их уничтожались застройщиками, получавшими в аренду земельные участки, по которых проходили дорожки.

22 декабря 2018 года настало время возрождать Северодонецк. Новая команда управленцев поставила себе целью прежде всего восстановить то, чем город славился раньше, и что позитивно выделяло его на фоне других городов. И что было бездарно потеряно за последние четверть века. Логика такого выбора достаточно проста – восстанавливать уже существующее дешевле, чем строить заново. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов такой подход позволяет вернуть для жителей большее число социально значимых объектов.

Что касается велодорожек, то Генплан Северодонецка в 1966 году разрабатывали без сомнения умные люди. Разработавшие оптимальную их сеть, позволяющую велосипедистам как перемещаться между кварталами новой части города, так и выезжать из него во всех возможных направлениях. В Северодонецке на сегодня по факту имеется 16 км велосипедных дорожек, которые, правда практически все требуют серьезного ремонта.

В ноябре 2019 года городским советом было выделено 80,8 тыс.грн на ремонт участка велодорожки протяженностью 1,5 км (по 750 м в каждую сторону). Сумма была явно недостаточной, реальная стоимость ремонта тротуара диной 1,5 км и шириной 1,5 м составляет примерно 1,2 млн.грн. В границах выделенной суммы был произведен ремонт нескольких наиболее поврежденных участков покрытия и замена бордюрного камня. На не новый. В целом же качество асфальтового покрытия осталось неудовлетворительным. Крайне неудачной была и разметка, нанесенная на дорожку.

Кроме того, ремонт только 1,5 км велодорожки (тем более, в ее середине, от ул. Курчатова до проспекта Космонавтов), не делает ее привлекательной для использования велосипедистами, им нужна не часть одной дорожки, а их сеть. Дабы доехать из точки А в желаемую точку Б.

Эта работа вызвала бурную реакцию местной оппозиции. И это хорошо: для руководства города это было своего рода промо-акция, нужно было привлечь внимание жителей к перспективе восстановление в Северодонецке велосипедных дорожек. Оппозиция помогла это сделать. И дальнейшие действия городского совета в этом направлении будут всем более понятными.  

С другой стороны, только на восстановление велосипедных дорожек, уже существующих в соответствии с Генпланом Северодонецка, требуется примерно 15 млн.грн. А нужны еще новые велодорожки, в старой части города. И создание велодорожек, без сомнения, сегодня менее приоритетное направление, по сравнению, например, с ремонтом тротуаров.

Поэтому у сети велодорожек Северодонецка на 2020 год есть единственная перспектива – грантовые программы. И это не такая уж и безнадежная перспектива. Учитывая, что город первый свой шаг уже сделал. В ноябре 2019 года.

Поставить ссылку в соцсети
Рекомендовать этот материал

комментарии

2019.11.28 | Антон
В Северодонецке проблем воз и маленькая тележка, а молодая команда Буткова велодорожками развлекается. Ну-ну...


2019.11.28 | Svetikov
Это развлечение называется восстановление социальной инфраструктуры города


Чтобы поместить сообщение или комментарий вам нужно войти под своим логином  »»